Сборник музыкальных рецензий. 04. 2007 - 04. 2008

Белый список Акулы
С легкой руки выпускающего редактора, «Музыкальный подвал», в котором я не очень лестно отзывался о некоторых дисках, получил однажды название «Черный список Акулы». Теперь я решил реабилитироваться: сегодня здесь обозреваются несколько альбомов, достойных пристального внимания любителей разнообразной, интересной музыки.

Gnarls Barkley “St.Elsewhere” (2006)
Эта запись в стиле немного «старомодного» R’n’B с изрядной примесью хип-хопа не получила у нас такого же резонанса, как на Западе. А зря: не всегда то, что «ихнее», обязательно плохое. Дуэт Си-Ло (далекие от хип-хоп-культуры слушатели могут знать его по совместной работе с Карлосом Сантаной) и продюсера Danger Mouse (одного из главных гениев сегодняшней звукорежиссуры) выдал пластинку, полную достоинств и почти лишенную недостатков. По пунктам.
Достоинства:
1) легкость и изящность, напоминающие одновременно работы Нины Симоне и Матисъяху;
2) «нескончаемый позитив» - про такое явление любят твердить авторы клубных пресс-релизов, описывая R’n’B-вечеринки;
3) отсутствие ахов, охов и вздохов на заднем фоне при наличии запоминающихся мелодий (нет-нет, я не ошибся, “St.Elsewhere” – это R’n’B);
4) небанальность.
Недостаток же, по сути, один: скромные 37 минут звучания.
Вы, конечно, слышали песню “Crazy”, даже если и не знали, кто ее исполняет. Так вот, на альбоме есть не менее пяти песен, ни в чем не уступающих “Crazy”. Если вы не любите хип-хоп и ему подобные стили, но хотите все-таки знать, что это такое, приобретите ровно один диск. “St.Elsewhere”. Поверьте, вы найдете время им насладиться.
Включи сразу: “Smiley Faces”
Сравни с: Gorillaz.

«Воплi Вiдоплясова» «Були Деньки» (2006)
Олег Скрипка и компания на двадцать первый год существования хоть и позволяют себе поностальгировать (звук на новом альбоме немного «восьмидесятнический», чего сами участники не скрывают), но не перестают «зажигать», «отжигать» и «давать жару». Как ни мило и ни забавно звучат речевые перерывчики между песнями (Олег Скрипка словно читает нам добрую, спокойную сказку), музыка «Воплей» по-прежнему энергична, задорна и оптимистична. И пусть здесь не обнаружится новых «Весны» и «Дня нарождення», поклонники «ВВ» и любители веселой музыки найдут, чему порадоваться. Незаменимое звуковое сопровождение для томительно приятного ожидания лета – с украинским колоритом и впечатляющей жизнерадостностью.
Включи сразу: «Пiсенька»
Сравни с: «Воплями», и только с ними.
(опубликовано 3 мая 2007 в «МК» в Волгограде»)

Apoptygma Berzerk “Sonic Diary” (2006)
Из разряда «давно пора». Давно пора собрать на одном диске кавер-версии, исполнявшиеся группой Apoptygma Berzerk в течение долгой и успешной карьеры. Безусловно, все песни искусно подведены под традиционную для норвежцев стилистику: вместо брит-попа Keane (“Bend and Break”) и праэлектронного эксперимента Kraftwerk (“Ohm Sweet Ohm”) вниманию слушателей предстает своеобразный музей синти-попа. Смотрите, здесь синти-поп дивно переплетается со скоростным танцевальным рок-н-роллом (“Cambodia”); здесь – со звуковым хаосом в духе IDM, иногда затихающим, чтобы голос Стефана Грота смог полетать по комнате (“Who’s Gonna Ride Your Wild Horses”); здесь – с тихим, трогательным фортепиано и надрывным эстрадным вокалом (“Bizarre Love Triangle”).
Но все-таки, большинство экспонатов – образцы чистого жанра, от которых сладко пахнет Depeche Mode’ом. И тем удивительнее, что в сборник не попала “Enjoy the Silence” в версии «Апоптигмы», выходившая на их концертном альбоме 1998 года. Пожалуй, это – единственный минус диска, если позабыть еще и о кавере на “Sonne” Rammstein. В итоге, “Sonic Diary” – пример того, как музыка в стиле «поп» может звучать а) прилично, б) свежо, в) приятно.
Включи сразу: “Shine On”
Сравни с: Statemachine.

Сплин «Раздвоение личности» (2007)
Бывает так: слышишь по радио новую песню и отмечаешь про себя: «Фу, отстой!» или «Пустышка, ничего особенного». А потом, когда она звучит из каждой колонки, ты невольно ловишь себя на том, что подпеваешь…
Новый альбом «Сплина» - один из ярких примеров описанной ситуации. Включив его впервые, понимаешь, что на нем нет блестящих хитов вроде «Мое сердце» или «Новые люди», как нет и ничего свежего, неожиданного или уникального. Разве что Александр Васильев позволил себе пару раз за 50 минут ругнуться матом. В голове же остается только дикая строчка: «Время начинать матч, время начинать матч»…
Однако со второго прослушивания диск на удивление «втыкает». От знакомого голоса, привычно странных рифм и, кажется, слышанных ранее аккордов становится как-то особенно хорошо: «Вот, хоть что-то не меняется, оставаясь показателем качества». И свои «опорные пункты» на «Раздвоении личности» тоже есть – в виде сильных песен «Скажи» и «Прочь из моей головы».
Так что, не верьте первому впечатлению: «Сплин» не стал ни чуть хуже. Но и до своего «25-го кадра» опять не допрыгнул.
Включи сразу: «Скажи»
Сравни с: Би-2.
 (опубликовано 10 мая 2007 в «МК» в Волгограде»)


Persephone’s Bees “Notes from the Underground” (2006)
Послушав второй альбом Persephone’s Bees “Notes from the Underground”, так и хочется перефразировать Винни-Пуха и сказать: «Вот эти пчелы – правильные, и мед они делают правильный!»

Калифорнийский квартет «Пчелы Персефоны» основан в 1993 году девушкой по имени Ангелина Мойсова, рожденной в СССР. По легенде, живописно изложенной на официальном сайте коллектива, первый признак таланта Ангелины проявился, когда ей был всего год от роду: мама сидела с малышкой в длинной очереди в поликлинике, как вдруг невесть откуда зазвучала популярная детская песенка, исполненная очень хорошо. Очередь пришла в изумление, поняв, что поет маленькая девочка, а умиленная мама воскликнула: «Она должна стать музыкантом!» Сказано – сделано.
Первый альбом группы, «City of Love», увидевший свет в 2001 году, был признан «Дебютом года» на «California Music Awards», и теперь, после пятилетнего перерыва, «Пчелы» определенно метят гораздо выше. Их новой работе, «Записки из подполья», будет одинаково уютно на полке и рядом с Garbage, и где-нибудь между Brainstorm и Fleetwood Mac. Смесь мелодичного «попса» со звенящими гитарами гаражных групп начала текущего века почему-то вызывает ассоциации с «дискотекой 80-х» в ее лучших проявлениях. То ли из-за использования группой аналоговых синтезаторов, то ли из-за светлых ноток и оптимистичного настроения, то ли из-за общей легкомысленности и песен о бумажных самолетиках и прогулках по Луне. Но главное действующее лицо здесь, при всем уважении к другим участникам коллектива, - это Ангелина Мойсова. Ее интонации колеблются от дерзких и слегка стервозных в “City of Love” до аврил-лавиньских в “Paper Plane”, а голос пленяет чистотой и отсутствием как приторности, так и грубости. И – самое радостное для нас – есть на альбоме трек на русском языке, за который удавилось бы две трети наших молодых певиц, - “Muzika Dlya Fil’ma”, попавший в звуковое сопровождение к игре «FIFA 07». Он, да и англоязычные номера тоже, невольно наводят на мысль о том, что «утечка мозгов» - явление еще и музыкальное…
Можно только пожелать Persephone’s Bees продолжать в том же духе, и им обеспечена пусть не армия, но несколько дивизий поклонников. В конце концов, и контракт с богатым лейблом «Capitol Records» у команды уже есть, и свой стиль, и умение сочинять хиты… И даже своя пусть маленькая, но легенда.
Включи сразу: “Muzika Dlya Fil’ma”
Сравни с: Brainstorm, Гвен Стефани, The Zutons.
(опубликовано 16 мая 2007 в «МК» в Волгограде»)


Би-2 «Молоко» (2006)
Лева и Шура «Би-2» радуют своих поклонников новыми пластинками гораздо чаще, нежели большинство других отечественных групп. Причем – ура! – количество действительно переходит в качество. По крайней мере, в качество звукозаписи.

За всю карьеру «Би-2» набрали уже достаточное количество удачных песен, чтобы выпустить сборник «Величайших хитов» объемом в два CD. И с «Молока» туда могли бы попасть пять композиций:
1) «Дурочка». Песня-зажигалочка, выпущенная в качестве первого сингла в поддержку альбома. Дискотечный ритм, приемы из арсенала The Killers и, одновременно, Дэвида Гетты. Пленительно бессмысленный текст, украшенный мурлыкающими, сексуальными интонациями.
2) «Радиовьетнам». Вступление оживляет в памяти «Титаник» «Наутилуса», а припев заряжает даже не оптимизмом, а подлинной жизненной силой. Прекрасное лекарство от неуверенности в себе… и просто яркая, динамичная песня на стыке синти-попа и рок-н-ролла.
3) «Держаться за воздух». Светлая грусть в электронном оформлении. Пружинящие ритмы – главная «фишка» альбома «Молоко». В случае с этой композицией можно говорить о явлении «пружинящей грусти», авторство которого принадлежит Леве и Шуре «Би-2».
4) «Из-за меня». Одна из немногих вещей на диске, в которой фирменный стиль группы почти не претерпел изменений. Голос Дианы Арбениной – «приправа по вкусу», оставляющая узнаваемым традиционное блюдо из тихого, булькающего вступления, мощного припева и взрывного гитарного проигрыша. Предсказуемо, но очень и очень выверено.
5) «Научи меня быть счастливым». История о том, как «Би-2» играли на поле – невероятно! – Джо Дассена. Лева и Шура вынули «пружину» из хита «Держаться за воздух», добавили мелодичности и расслабленности… И получили песню, которая уютно расположилась бы на альбоме Brazzaville.
Остальные композиции с «Молока» тоже, по-своему, хороши, но либо чересчур экспериментальны, либо недостаточно ярки. В итоге, музыкантов можно похвалить за то, что они не теряют себя, ища новые ходы, новый звук… Но поругать за то, что диск получился несколько искусственным и недостаточно цельным. Что ж, зато копилка «величайших хитов» неплохо пополнилась.
Включи сразу: «Научи меня быть счастливым»
Сравни с: The Killers, «Сплин», «Наутилус Помпилиус»
(опубликовано 23 мая 2007 в «МК» в Волгограде»)


Assemblage 23 “Meta” (2007)
Лучшее звуковое сопровождение для быстрого шага – альбомы Assemblage 23 - производится на американском континенте. Может, дело в целеустремленности обитателей США, а может – в их бесконечной прямолинейности…

Конечно, такое широкое обобщение – не более, чем фигура речи. Очень уж просты песни нашего сегодняшнего героя, Тома Шира aka A23, и очень уж они целеустремленны. Когда музыка, под которую так легко считать «раз – и – два – и…», течет по проводу от плеера к уху, возникает желание ускорить шаг, дабы скорее дойти до запланированного места, скорее… В общем, настоятельно рекомендуется для тех, кто хронически опаздывает на работу, на учебу или на важную встречу.
По первому прослушиванию, песни с альбома “Meta” не слишком привязчивы, но, как это часто бывает с простой и бессмысленной музыкой, второй раз может вызвать стойкую зависимость. И тогда никто уже не убедит новоявленного поклонника Assemblage 23 в том, что на диске из трека в трек повторяются однотипные приемы, известные хитмейкерам по обеим сторонам океана еще пятнадцать лет назад.
И тем опаснее и приятнее погружаться в творчество Тома Шира, что он верен себе и найденному однажды стилю на протяжении пяти полновесных CD: это же добрых 60 песен! Такое чувство, что мистер Шир, единственное действующее лицо проекта A23, - труженик-стахановец, кующий похожие один на другой хиты без перерыва. Можно позавидовать такой стабильности, но можно и пожурить за нее: есть риск, что Assemblage 23 не удастся существенно расширить свою аудиторию, что покупать новые альбомы американца будут только преданные поклонники, да и те не удержатся от скучающего зевка. Пока, в году 2007-м, такого не случится, так как на “Meta” есть и доселе невиданные элементы, как-то: «нойзовые» вставки (“Truth”), агрессивные речитативы в духе Accessory (“Raw”) или Wumpscut’овские синтезаторные проигрыши (“Decades V2”). Да и умение сочинять эффектные «попсовые» припевы, прикрепляя их к чеканным полу-индустриальным куплетам, герою нашему не изменило.
Воспринимать Assemblage 23 по-прежнему лучше через наушники, а не на «большой аппаратуре». Знаете, почему? Ну неудобно же, опаздывая на пару, тащить на плече музыкальный центр! Ведь “Meta” – это лучший саундтрек для быстрого шага!
Включи сразу: “Sorry”
Сравни с: VNV Nation, Pride and Fall, Apoptygma Berzerk.
(опубликовано 30 мая 2007 года в «МК» в Волгограде»)


Enigma “A Posteriori” (2006)
Когда-то слыть поклонником «Энигмы» было модно, или, если хотите, «продвинуто». Тогда сочинения этого коллектива еще, представьте себе, звучали свежо и таинственно. Вот только минуло то время добрых десять лет тому как…
Новый, шестой по счету альбом «Энигмы» не испугает и пятилетнего ребенка, не введет в транс и того, кто будет очень стараться это сделать. Да бог с ними, со страхом и трансом, эту музыку не очень-то хочется даже ставить фоном для чтения умных книжек или хотя бы детских сказок: настолько она шаблонна и неинтересна. Слушая диск, знаешь наперед не только эффект, последующий через секунду («Вот здесь сейчас непременно должна булькнуть вода… Ага! А тут подключатся глухие отдаленные басы…»), но и то, что ожидает тебя в каждой новой песне. Причем слово «новой» стоит взять в кавычки…
Кому нужны такие альбомы в 2007 году? Разве что самому месье Крету, который еще может заработать немного на бренде, породившем в 90-е годы легионы подражателей. Ну и, пожалуй, упертым поклонникам, собравшим всю дискографию Enigma, Delerium, B-Tribe, Era и т.п.
Не пытайтесь искать на “A Posteriori” новые “Sadness” и “Return To Innocence” – это бесполезное занятие. Лучшая характеристика пластинке – жидкая по звучанию, архаичная и бездушная по содержанию. И бесполезная, если у вас уже есть подставка для кофейной чашки.
Включи сразу: другой альбом «Энигмы» - например, “MCMXC”.
Сравни с: B-Tribe.

Sonata Arctica “Unia” (2007)
Музыка, под которую так приятно убивать монстров в “World of Warcraft”. А разве может для этого что-то подходить больше, чем добротный пауэр-спид-метал с его армиями гитар и неизменным пафосом?
Ну и что с того, что материал на новом альбоме Sonata Arctica безнадежно вторичен? Зато на этом диске есть главное – скорость и бесконечная энергия, фентезийный дух и традиционный для скандинавских «металлистов» пафос. И, конечно, хиты в лучших образцах Stratovarius и Rhapsody – “In Black and White”, “Paid in Full”, “Caleb”.
Клавишник группы, Хенрик Клингенберг, заявлял на официальном сайте группы незадолго до выхода “Unia”: «Я не могу сказать что-то определенное касательно песен с нового альбома. Мне кажется, что пытаться описать музыку словами - всё равно, что диктор радио попытался бы рассказать новость с помощью игры на пианино - у него всё равно ничего не получится. Тем не менее, свежий материал звучит отлично! Впервые можно услышать, что все составляющие музыки звучат как единое целое, чего не получалось раньше». Органичность и высокий профессиональный уровень Sonata Arctica – основные положительные моменты «Унии». А вот перевесят ли они предсказуемость отдельных номеров и крайнюю похожесть на десяток других групп – большой вопрос.
Включи сразу: “Paid in Full”
Сравни с: Stratovarius, Dio, Rhapsody.
(опубликовано 6 июня 2007 года в «МК» в Волгограде»)


Kosheen “Damage” (2007)
Оценка: 5 баллов из 5.
Английский город Бристоль в середине 90-х славился как столица трип-хопа – стиля, родоначальниками и главной движущей силой которого была группа Massive Attack, стиля, едва не ставшего революционным для мировой музыки, но – «едва» не считается. Трип-хоп не погиб, он мирно смешался с другими жанрами.

Уроженцы Бристоля Kosheen растворяют неторопливые и гулкие ритмы в кисло-сладком коктейле из танцевальной электроники с упором на ударные и хитрых, свежо звучащих аранжировок. Их музыка всегда быстрее и динамичнее, чем стандартные трип-хоп-композиции, да и эмоции здесь другие: если Massive Attack и Portishead, несмотря на кажущуюся расслабленность, подчас депрессивны и трагичны, то Kosheen очень далеки от отчаяния или упадничества. Их неумолимо тянет то на танцпол, то на рок-площадку (как на диске 2003 года “Kokopelli”), то в сторону широкой аудитории и – да-да - попсы (не зря же “Hide U” и “Catch” стали подлинными хитами европейского масштаба пять лет назад). И, надо признать, британцев нельзя обвинить в какой-нибудь крамоле: песни и пластинки в целом у них получаются на ура.
На новом альбоме сильный и необычный голос Шин Эванс, остающийся главной движущей силой всей музыки Kosheen, несколько раз улетает в совсем уж заоблачные дали. Так, в песне “Under Fire” он, кажется, способен выудить последний миллиграмм эмоций (или в чем это измеряется?..) даже у мертвеца - настолько эта вещица пронзительна и, да не будет сей эпитет банальным, красива. В “Overkill” Шин дает самого настоящего рок-н-ролльного драйва в духе Пи-Джей Харви, а в “Not Enough Love” щеголяет бесподобными завораживающими интонациями в унисон отменной мелодии, и все это она делает так легко и непринужденно, что остается только заслушаться и признать: Шин Эванс – она из лучших поп-певиц на сегодняшний день, и в первую очередь благодаря ей Kosheen звучат отлично. Впрочем, это не умаляет достоинств мужской части группы – Дарен Бейл и Марк Моррисон также делают свою сочинительскую работу на высшем уровне.
Kosheen – поп-музыка будущего? Пожалуй, нет. Скорее, это явление мимолетное и по-своему уникальное, которому не удастся породить толпу подражателей, и которым, поэтому, стоит наслаждаться сейчас, пока группа живет и здравствует.
Включи сразу: «Overkill»
(опубликовано 7 ноября 2007 в «МК» в Волгограде»)


Travis “The Boy with No Name” (2007)
Оценка: 4 балла из 5.
На дворе стоял 2001 год. Слово «миллениум» еще оставалось одним из самых употребляемых, башни-близнецы пока не подозревали, что их ждет в скором времени, и едва ли каждый тысячный житель планеты знал, что такое «mp3»…

Именно тогда изо всех приемников лились сладкие звуки одного из главных хитов года – композиции «Sing» группы Travis, и спрятаться от нее было решительно негде. Прошло шесть лет, и только сейчас британский коллектив может похвастаться тем, что смог записать такую же по уровню сахарной грусти песню, – «Closer» - которая, правда, крутится на радиоволнах не так активно, как «Sing». Что ж, не могли же годы пройти впустую: сейчас рок с «туманного Альбиона» многим порядком надоел, а в музыкальных эфирах царствует R’n’B.
Тем не менее, пластинка «The Boy with No Name», не содержащая ничего нового с точки зрения звучания, отнюдь не воспринимается несовременной: дело в том, что брит-рок живет и процветает и сегодня, несмотря ни на что и ни на кого. Эта меланхоличная запись ни на секунду не покажется слушателю слишком громкой или шумной, чересчур депрессивной или сложной для восприятия. Эти тринадцать песен, увы, не столь глубоки и проникновенны, чтобы стать для кого-то откровением, не столь ярки, чтобы запомниться на годы, но это не означает, что они плохие. Просто новинка от Travis – музыка того дождливого осеннего дня, когда вы решаете не покидать свое жилище, а заняться разными насущными делами: сначала убраться в квартире, затем почитать книжку с неторопливым сюжетом, а после просто посидеть в кресле и слегка погрустить или помечтать. Фрэн Хили тихо и нежно поет о насущных проблемах, никого при этом не «загружая», и в результате альбом «The Boy with No Name» легко становится фоновым, как, скажем, последняя работа Maroon5.
А кроме того, диск этот можно смело прилагать к цветам и коробке конфет, которые молодой человек собирается подарить девушке на ее день рождения, - даже если девушка прежде боялась слова «рок». Потому что, в случае с Travis, «рок» - это не то что не страшно, а очень даже мило, приятно и пушисто.
Включи сразу: «Closer»


Земфира «Спасибо» (2007)
Оценка: 3 балла из 5.
Наверное, с этих слов начинать свои рецензии на новый альбом главной российской певицы будут все критики, но удержаться нет сил: до чего же непривычно покупать диск не в музыкальном магазине, а в салоне сотовой связи!

Впрочем, оценить такой пиар-ход можно как вполне удачный - все-таки, в желтенькие павильоны с синим человечком на эмблеме заходит гораздо больше людей, нежели в классические музмаги. Увы, новая работа Земфиры Рамазановой неизбежно получит еще более противоречивые отзывы, чем «Вендетта» два года назад, и отрицательных среди них, вероятно, окажется больше…
С релизами Земфиры раз за разом случается одно и то же: ты понимаешь, что «девочки с плеером» остались в прошлом веке, что песен уровня «Хочешь?» или «Почему?» тоже не услышать, что певице сейчас больше по душе из альбома в альбом тихие эксперименты не для публики, а для своего удовольствия… И ты невольно ждешь – вот-вот, на этом-то диске уж обязательно найдется гениальное дитя земфириных экспериментов! Но вонзающиеся в душу песни, рожденные для того, чтобы стать спутницами жизни, все не появляются и не появляются, и ты вздыхаешь: «Эх, ну что поделать! Все равно Земфира – молодчина, подожду следующего диска!» Так было после «14 недель тишины», после «Вендетты», так будет после «Спасибо».
Каждый диск башкирской певицы неизменно балансирует на тонкой грани между гениальностью и «пустышкой». Поклонникам-то на все это, само собой, плевать с высокой колокольни, потому что нужное настроение они поймают от любой новой песни. А вот СМИ могут и взбунтоваться однажды, воскликнув: «Постойте, а кто это сказал, что Земфира – главная «звезда» русского рока? Не верим!» И самое грустное, что именно журналы, телевидение и радиостанции вынесут итоговый вердикт…
Альбом 2007-го, записанный безо всякой электроники, в меру хорош: есть песни лиричные и мечтательные («Дом»), есть грустные, с легким налетом отчаяния («Мы разбиваемся»), а есть и попросту стебные («Мальчик»). Однако чрезмерного разнообразия здесь нет, напротив, «Спасибо» получился очень цельным альбомом, как и два его предшественника, упомянутых выше. В чем же проблема? Как раз в этом. Не ждут от Земфиры цельности, не ищут в ней единого настроения. Как бы громко это ни звучало, Россия ждет от Земфиры хитов, разрывающих мозг на мелкие кусочки, - таких, какие у нее получались на излете 90-х. И окажись на альбоме хотя бы одна композиция уровня «Прости меня моя любовь» - он сорвал бы всеобщую овацию…
Включи сразу: «Мы разбиваемся»


Annie Lennox «Songs Of Mass Destruction» (2007)
Оценка: 5 баллов из 5.
На минутку задумайтесь: какую певицу вы бы пригласили, чтобы она пела вместе с вами красивую, по-настоящему сильную песню? Вот неполный перечень самых внушительных имен: Мадонна, Селин Дион, Джош Стоун, Ферджи, Анастейша, Пинк, Дайдо, Шакира, Сара Маклахлан.

Энни Леннокс, «половинка» дуэта Eurythmics (авторов легендарной «Sweet Dreams»), видимо, составляла такой же список, думая, кого бы пригласить на бэк-вокал для композиции «Sing». В итоге она собрала ВСЕХ этих прекрасных женщин для совместного исполнения композиции «Sing», претендующей, ни много ни мало, на звание анти-СПИД-гимна всех женщин планеты Земля. Вот так. Чтобы добиться такого, точно необходимо провести в шоу-бизнесе тридцать лет, несколько раз записать хиты и альбомы «№1», заработать «Грэмми» и стать одной из самых известных в мире певиц. И только Энни Леннокс может позволить себе выпускать скромные два альбома в десятилетие, оставаясь при этом исключительно востребованным и признанными артистом.
Ее новая работа, получившая название «Песни массового уничтожения», - это своеобразный манифест современной поп-музыки, эталон и квинтэссенция, самое лучшее и самое главное, что в ней было, есть будет. Вы можете обвинить критика в высокопарности, но поверьте – пластинка действительно заслуживает высочайшей оценки и громких похвал. Здесь что ни песня – то ни досягаемы ни для какой Селин Дион или Пинк идеал, да что там – три Мадонны и две Шакиры не смогли бы вместе записать такую музыку. Оставаться равнодушным, слушая, как песня «Dark Road» из камерной баллады за четыре минуты превращается в мощный хит для стадионной аудитории, решительно невозможно, как невозможно без наслаждения следить за развитием остальных композиций, среди которых нет ни одной проходной.
Воистину, год 2007-й небогатым вышел на музыкальные откровения, но несколько пластинок все-таки запомнятся надолго – «Songs Of Mass Destruction» среди них. Хочется сказать Энни Леннокс огромное человеческое спасибо, но не за то, что она свершился когда-то давно, а за то, что она творит буквально на наших глазах. Если словосочетание «качественная поп-музыка» для вас хоть что-нибудь значит, то пройти мимо новинки от Энни – это ваше преступление.
Включи сразу: «Dark Road»
Сравни с: Сарой Маклахлан, Долорес О’Риордан, Eurythmics.


Manu Chao «La Radiolina» (2007)
Оценка: 4 балла из 5.
Музыка и политика – конечно, не сестры и даже не лучшие подруги. Но так уж получилось, что рок-н-ролл еще добрых полвека назад стал формой выражения протеста, а уж когда в середине 70-х случился расцвет панк-движения, то музыка с политикой сблизились донельзя.

Сегодня никого не удивишь и тем паче не испугаешь всевозможными сборниками вроде «Американский рок против Джорджа Буша» и тому подобными, как правило, невнятными акциями. Мы вообще живем в такое время, когда никто никому не верит – аудитория не верит средствам массовой информации, электорат не верит предвыборным кандидатам, а слушатели не верят музыкантам.
Впрочем, не все так плохо. Есть еще люди, которые, что называется, «жизнь положили» за правое дело. Ну, в области искусства, по крайней мере. Вот, например, слегка постаревший телом, но не душой Ману Чао – с начала девяностых (еще в составе группы Mano Negra) он исполняет залихватские панк-песенки на смеси самых разных языков – от французского до эсперанто, - активно защищая свою позицию антиглобалиста. И, знаете, в его искренности сложно сомневаться. Мужчина он такой забавно-неформальный, такой удалой и жизнерадостный (несмотря ни на что), что можно либо от самого сердца заразиться его настроением, либо попросту сказать: «По-моему, он просто кривляется, как и все антиглобалисты».
В 2001 году весь мир заслушивался исключительно странной композицией под названием «Me Gustas Tu», за год до нее – еще более дикой вещицей «Bongo Bong». Та же самая провокация в адрес поп-музыки продолжается и сейчас: новый альбом Ману Чао «La Radiolina» включает в себя 21 песню средней длиной в две с хвостиком минуты, каждая из которых безошибочно выдает своего автора. Ману Чао паникует из-за наглости Америки («Panik Panik»), просит «сеньора Джорджа Буша» убираться куда подальше («Tristeza Maleza») и, как и все нормальные люди, каждый день нуждается в солнце, луне, маме, любимой женщине и мирной Земле («Besoin De La Lune»). Но при этом он так радуется жизни, что, по-видимому, верит: все будет хорошо, нехорошие сеньоры уйдут, а солнце будет светить как и раньше – одинаково для всех.
Ману Чао протестует и возмущается, не произнося ни единого бранного слова, не строя из себя спасителя и никому не угрожая. Кто знает, может, именно такой и должна быть настоящая политика? Зато мы можем совершенно точно отметить: настоящая музыка, несущая радость и свет (простите, пожалуйста, за пафос), должна быть именно такой. Красивой и немного сумасшедшей.
Включи сразу: «Tristeza Maleza»
Сравни с: Mano Negra, Chumbawamba, Воплi Вiдоплясова


Katie Melua «Pictures» (2007)
Оценка: 4 балла из 5.
Эту гражданку Великобритании когда-то звали Кетеван Мелуа, и обитала она в грузинском городе Кутаиси. Это, конечно, было очень давно – девочка тогда только-только пошла в школу, а словосочетание «Советский Союз» еще не вызывало ни у кого ассоциаций с учебником истории. Это было так давно, что миллионы британских поклонников Мелуа не обращают на сей факт внимания.

В общем-то, имеют право: ничего, хоть капельку напоминающего «грузинский колорит» в творчестве Кати Мелуа нет. Девушка выпускает свой третий альбом, который полностью выдержан в чисто европейской околоджазовой стилистике, обретшей особую популярность благодаря Норе Джонс несколько лет назад. То есть, это предельно спокойная и добрая музыка, не устраивающая революций и не зарывающаяся в подполье, лишенная снобизма и пафоса, простая и понятная решительно всем. Справедливости ради отметим, что она гораздо ближе к поп-музыке, нежели к джазу.
Быть может, поклонник современного электронного звука посчитает альбом «Pictures» непростительно старомодным, но кто ж его слушать-то будет? Когда миловидная девушка так аккуратно и красиво поет под тихий аккомпанемент настоящих, живых инструментов – сложно не улыбнуться. От песен с ее диска веет искренностью, любовью к делу и желанием донести до слушателя главную (видимо) мысль: музыка – это не форма протеста, не источник заработка и не путь к популярности. Музыка – это способ расслабиться, как для Кати, так и для ее поклонников. В конце концов, взгляните на обложку альбома: наша героиня нежится на мягком диване, окруженная творческим беспорядком, мечтательно глядя куда-то вверх, и на ее лице нет ни тени недовольства, обиды и вообще какого-либо негатива. Песни ее такие же – расслабленно-мечтательные, неторопливые и счастливые.
Кати так и хочется назвать «баловнем судьбы»: в 9 лет перебралась с семьей в Великобританию из неспокойной Грузии, в 18 случайно познакомилась с продюсером Майком Беттом, а в 19 стала «звездой» европейского масштаба, поднявшись на высшие строчки хит-парадов. Сейчас ей 23, и она продолжает делиться своим счастьем от жизни с другими – получается очень неплохо.
Включи сразу: «If The Lights Go Out»
Сравни с: Норой Джонс, Nouvelle Vague, Feist.


Radiohead «In Rainbows» (2007)
Оценка: 4 балла из 5.
Начинать любой текст про Radiohead принято (чуть ли не положено!) с обильных похвал и заверений в том, что эта группа – лучшее в современной музыке. С того, что коллектив никогда не боится революционных шагов и неожиданных стилесмешений. С того, что Том Йорк гениален и все такое.

Ну а после того как награды розданы, а довольная улыбка критика начала утомлять читателя, можно переходить собственно к музыке.
Собственно, новый альбом Radiohead является новым альбомом, но не собранием неизвестных песен. Весь материал, объединенный заголовком «In Rainbows», уже знаком поклонникам по всевозможным концертным записям и загадочным синглам, невесть каким образом просочившимся в Интернет. Здесь и композиция «Arpeggi», обнародованная еще в 2005 году, и «15 Steps», и «Bodysnatchers», впервые замеченные годом позже, - разве что все они аккуратно сведены и превращены в полностью готовые к употреблению.
Группа признавалась, что альбом рождался долго и записывался с исключительным тщанием, чему подтверждение – бесконечно отодвигавшиеся сроки релиза. Получилось так: меломаны ждали пластинку, ждали долго и кое-кто даже мучительно, а она все равно появилась внезапно. В Интернете, на официальном сайте коллектива. Плата за скачивание осуществлялась по принципу пожертвований: заплатите сколько хотите, но можете не оставить ни пенса. Поразителен тот факт, что таким образом Radiohead, минуя посредников, донесли свою музыку до тех, кому она действительно нужна, заработав, как оказалось, впечатляющую сумму!
Главное: Radiohead не изменились. Они не углубились в сумрачную электронику, сплетенную с пост-роком, какая имела место на диске «Hail To The Thief», не показали слушателям кукиш в форме резкой смены курса, как было в случае с «Kid A», не пошли по стопам Muse, скрестивших свой депрессивно-агрессивный рок с высоковольтным фанком. Radiohead остались самими собой, узнаваемыми с первой ноты, взятой Томом Йорком. Они, конечно, не выпустили второй «OK Computer», да разве это так уж нужно? «In Rainbows» - это музыка холодной ночи, проведенной в пустой комнате, музыка тех уникальных минут, когда зарю еще нельзя увидеть на востоке, но на западе уже появился ее отблеск. Это музыка хрупкая и нелегкая, рискующая показаться иному недомеломану скучной, сонной или однообразной. Ей отчаянно нужен пейзаж, момент человеческой жизни, нужен параллельный поток личных слушательских переживаний. Только тогда она преображается и оживает, становится чем-то большим, нежели десять песен в формате MP3.
Революций нет. И не Radiohead’ом единым жив современный мир. Для кого-то альбом «In Rainbows» обязательно станет действенным лекарством от нежелания жить, для остальных – еще одной хорошей пластинкой, которая не затеряется в списке ключевых релизов уходящего года.
Включи сразу: «All I Need»
Сравни с: Hearts Of Black Science, Muse, сольниками Тома Йорка.


Adriano Celentano «Dormi Amore La Situazione Non E’ Buona» (2007)
Оценка: 4 балла из 5.
Кому-то это может показаться невероятным, но Адриано Челентано в 2008-м году исполнилось 70 лет. Кривляка с гитарой, певший про Сюзанну и 24 тысячи поцелуев, на самом деле уже давно не кривляется и глупостями не занимается (хотя кто сказал, что 24 тысячи поцелуев – это глупость?). Он ведет спокойную семейную жизнь и время от времени выпускает альбомы.

Самое изумительное в Челентано – вовсе не его возраст (70 лет – это еще и не так-то много!) и не впечатляющая любовь к жизни. Самое изумительное в нем – даже не репутация примерного семьянина (более чем с 40-летним стажем), а его способность, что называется, «держать марку». Однажды (еще до женитьбы) запев, Адриано не сбавил оборотов ни на минуту, прилагая все усилия, чтобы каждая его новая пластинка была по меньшей мере не хуже предыдущей. За его плечами уже три десятка полноценных альбомов, а тенденция по-прежнему сохраняется: «Dormi Amore La Situazione Non E’ Buona», увидевший свет под занавес 2007 года, ни в чем не уступает диску «C’E Sempre Un Motivo» 2004-го, а тот, в свою очередь, не слабее «Per Sempre» 2002-го.
Альбом «Dormi Amore La Situazione Non E’ Buona», конечно, чертовски далек от любых революций, даже локального значения: ну, в первом треке «Hai Bucato La Mia Vita» неожиданно возникает партия фортепиано, а в композиции «La Situazione Non E’ Buona» Челентано не на шутку расшумелся, изображая рок-н-ролльное буйство на сцене. Но это так, баловство во избежание самоповторов: если и есть что-то более постоянное на Земле, чем музыка Адриано Челентано, то это его же фирменная ухмылка и неизлечимый оптимизм.
Таким образом, слушатели и на этот раз получают именно то, чего они ожидали: ровные, спокойные, красивые песни о «парне с улицы Глюка», исполненные хрипловатым голосом, знакомым с детства, - голосом уже не парня, а самого что ни на есть дедушки. Адриано Челентано продал за свою карьеру 70 миллионов дисков (без учета пиратских копий!), и новая его работа еще пополнит эту копилку. Впрочем, едва ли все эти цифры имеют для великого итальянца какое-то значение: главное, что его записи по-прежнему нравятся самым разным людям, что они по-прежнему способны доставить слушателям массу приятных минут. Что еще-то нужно для счастья певца и актера?..
Включи сразу: «Dormi Amore»
Сравни с: Адриано Челентано


Dolores O’Riordan «Are You Listening?» (2007)
Оценка: 5 баллов из 5.
«Вы слушаете? Как, вы еще не слушаете?» - вопрошает экс-вокалистка The Cranberries Долорес О’Риордан прямо в заголовке своего сольного альбома. Действительно: как, вы еще не слышали? Как минимум – зря!

Пока родная группа пребывает в затянувшемся творческом отпуске, Долорес записывает собственные песни, жанр которых можно определить как «взрослый женский рок-н-ролл». Хотя нет, это как-то расплывчато – скорее, «умная гитарная музыка с претензией на западание в душу или, как минимум, в мозг». Ни много ни мало.
Альбом «Are You Listening?» звучит так, будто за минувшие полтора десятилетия не было ни «Ode To My Family», ни «Zombie», ни других хитов The Cranberries. Долорес О’Риордан словно бы забыла о всей своей головокружительной карьере, забыла о том, что у нее миллионы поклонников, о том, что ее голос любой меломан безошибочно узнает в три секунды. Долорес оставляет все свои заслуги в стороне и даже не пытается почивать на лаврах – вместо этого она выдает пластинку такую мощную, такую насыщенную эффектными моментами, такую стремительную, какую, казалось бы, могут записать только двадцатилетние дебютанты, мечтающие доказать миру свою состоятельность. На этом диске столько позитива, сколько не встретить даже в иных работах Scissor Sister или The Killers, но «позитив по О’Риордан» - это не улыбки до ушей и не дуракаваляние, не легкомыслие или наивность. Это, черт возьми, нормальный позитив счастливого взрослого человека, который нашел себя и давно всем все доказал. Человека, который теперь может записывать песни и давать концерты для себя, не боясь облажаться или не понравиться.
Естественно, Долорес О’Риордан и не облажалась. Пусть ее альбом вряд ли когда-нибудь займет высокое место в списке «Записей на все времена», вряд ли будет поминаться каждым вторым критиком в каждой третьей рецензии. Не потому, что он недостаточно хорош, а лишь по причине своей некоторой несвоевременности (такой бы диск да в начало 90-х!), своей местами чрезмерной похожести на очередную работу The Cranberries. Но разве это минусы? Разве такая ерунда, как пресловутое «повторение пройденного» помешает «Are You Listening?» найти место в сердцах многих слушателей? Разве отсутствие революционных приемов и каких-либо неожиданностей сделает хуже такие классные песни, как «Ordinary Day» или «Human Spirit»? И если в чем-то и можно упрекнуть нашу сегодняшнюю героиню, так это в том, что второй трек, «When We Were Young», хорош настолько, что все остальные номера теряются в его тени. Ну а Ваш покорный слуга готов защитить «When We Were Young» как лучшую песню 2007 года. При личной беседе. ;
Включи сразу: «When We Were Young»
Сравни с: The Cranberries, Agua De Annique, The Gathering


Pink Martini «Hey Eugene!» (2007)
Оценка: 4 балла из 5.
Герои Жюля Верна в XIX веке пытались совершить путешествие вокруг света за 80 дней. В XX столетии, с изобретением самолетов, это стало возможным буквально за двое суток. Но прогресс не стоит на месте. В начале третьего тысячелетия совершить «кругосветку» можно не выходя из дома всего за пятьдесят минут – благодаря музыке!

Коллектив Pink Martini, на самом деле, знают практически все. Это с их песни «Amado Mio» начиналась пару лет назад телевизионная реклама кофе, это их песни стали завсегдатаями огромного количества ресторанчиков и кофеен по всему миру, потеснив даже абсолютного чемпиона – музыку в стиле лаунж. Два их первых альбома – великолепный «Sympathique» и чуть менее яркий «Hang On Little Tomato» - разошлись по миру полуторамиллионным тиражом, не считая десятков гигабайт, скачанных из Интернета. «Hey Eugene!» - третья пластинка портлендского ансамбля, продолжающая традиции предыдущих работ на все сто: это такая же сборная солянка из мелодий, мотивов и ритмов со всего света, украшенных и осовремененных. Итальянский и испанский, английский и французский, все языки вперемешку – поистине, Pink Martini настоящие полиглоты и граждане мира.
Песни американской группы могли бы стать как идеальной «озвучкой» к произведениям Габриэля Гарсии Маркеса, так и, например, частью саундтрека фильма «Амели». Они отлично звучат в рекламе, но при этом остаются произведениями искусства, точнее, своеобразной компиляцией из всей «музыки народов мира» за последние сто лет. «Hey Eugene!» - это ретро- и кабаре-композиции, это музыка пилигримов и космополитов до мозга костей, это, в конце концов, почти идеальный образец постмодернизма. Да-да, «Розовый Мартини» есть тотальное смешение всего и вся, порождающее нечто принципиальное новое, самобытное, актуальное. Таким представляется будущее музыки, именно таким живым и немного консервативным, а не сплошным индастриалом и урбанизмом. Одиннадцать человек из штата Орегон хотят донести до слушателей здравую идею: нет искусства «современного» и «устаревшего», нет творчества «нашего» и «чужого», нет границ между world-music, pop-music и электроникой. Этакая эстетика «open mind» («открытый разум»), доведенная до абсолюта. Дело благое и своевременное в нашу эпоху нетерпимости и индивидуализма.
А если отказаться от всякой философии и проч., то Pink Martini дарят слушателям простые мелодичные песни в разных настроениях, способные стать украшением летних будней и весенних праздников. Только и всего.
Включи сразу: «Tempo Perdido»
Сравни с: Gabin, Swing Out Sister, Nouvelle Vague


Sia “Some People Have Real Problems” (2008)
Оценка: 3 балла из 5.
Австралийка Сайя Ферлер несколько лет назад стала известной как вокалистка электронной группы Zero 7, а теперь решилась отправиться в одиночное плавание. Впрочем, плавание не такое уж и одиночное: на её новой пластинке засветился (вернее, «заголосился») человек, известный миру как Бек.

Наверное, образ «девушки, которая поет» - один самых живучих в мировом шоу-бизнесе. Миновали времена Ареты Франклин и Дженис Джоплин, Донны Саммер и Бонни Райт, но на их место, не медля ни минуты, пришли новые леди: это и Мадонна в поп-музыке, и Нора Джонс в легком джазе, и Регина Спектор в инди-среде… Кто-то из них сочиняет песни самостоятельно, кто-то исполняет чужие, но все они, прежде всего, «поющие девушки». Что самое изумительное: сколько бы представительниц прекрасного пола разной степени талантливости ни брало в руки микрофон, у них обязательно найдутся поклонники, а затем и критики, которые напишут: «Мадемуазель N всего лишь поет, но как поет!» Позвольте и вашему покорному слуге побыть в роли такого нерадивого критика: Сайя Ферлер всего лишь поет – но зато как!
Ее голос, конечно, нельзя сравнить с глубоким, слегка потусторонним альтом Шин Эванс (группа Kosheen), а тем более с другой вокалисткой, любимой элетронщиками, - с Сарой МакЛахлан (Delerium). Нет, Сайя ближе к белым R’n’B-исполнительницам, и это на удивление хорошо как для электронной музыки (вспомним ее участие в Zero 7), так и для милых песен под гитару, которые имеют место на альбоме «Some People Have Real Problems». Из трека в трек вокал Сайи претерпевает интересные изменения: в «The Girl» передает привет стилю R’n’B, в «Soon We’ll Be Found» захватывающе переливается из тональности в тональность, от нежной грусти к жизнеутверждающему пафосу, а в «Playground» кокетливо приглашает отнюдь не на детскую площадку, а на открытый летний танцпол. Такое чувство, что при желании австралийка могла бы и горы свернуть – если бы своевременно позаботилась о составе толковых авторов. Увы, своих сочинительских способностей ей немного не хватает, чтобы стать «звездой» международного уровня – быть может, только пока.
Альбом радует своей ненавязчивостью и легкостью, но именно они оборачиваются и его главными минусами: музыка, которая достойна быть прослушанной внимательно, рискует стать незаметным звуковым фоном. Тем более, при современной мощи музыкального потока…
Включи сразу: «Academia»
Сравни с: Sade, Swing Out Sister, Bent.


Рецензии