Советский шпион Вертинский

Каюсь, я только что прочитал статью Владимира Армеева «Кто вы, артист Вертинский?» в «Неве» № 4 за 2007г.
В своей работе г-н Армеев с логикой «примитивной» с точки зрения «эстетов» и «мистиков» доказывает, что Вертинский был советским шпионом. Признаюсь, что эта логика вполне сродни моей. Вероятно, поэтому я вполне доверяю статье. Единственный, пожалуй, упрек в том, что она слишком многословна. Лично для меня вполне достаточно сообщения, что Вертинский получил Сталинскую премию.
Я верю, что Вертинский мог быть советским шпионом. Ну и что? Я с глубоким уважением отношусь и к Гордиевскому, и к Суворову (Резуну), хотя они оба были сотрудниками КГБ в тот период, когда это учреждение объявляло меня «социально опасным» и врагом советской власти.
Что же мог сообщать шпион Вертинский? Смешно думать, что о военных или промышленных секретах. А вот сообщать о настроениях в кругах русских эмигрантах, о возможности вербовки среди них союзников СССР - вполне!
Я никогда не был на концертах Вертинского, но помню рассказы тех, кто там бывал. Половина аудитории плакала, а другая, приученная к концертам Шульженко, Трошина и других, недоумевала.
Что касается меня, то я вначале был среди тех, кто недоумевал, а потом (и до сих пор) среди тех, кто плакал.
Вертинский - это начало Окуджавы, Визбора, Высоцкого…
Так кто же кого использовал: НКВД артиста или наоборот?
Сколько советских шпионов, решившихся вернуться в СССР, направлялись прямо в ГУЛАГ?
Вертинский, несомненно, знал об этом, но все равно вернулся.


Рецензии
Глубокоуважаемый Вадим!

Три цитаты из Вашей статьи:
«Я верю, что Вертинский мог быть советским шпионом.»
«Лично для меня вполне достаточно сообщения, что Вертинский получил Сталинскую премию.»
«Что же мог сообщать шпион Вертинский? Смешно думать, что о военных или промышленных секретах. А вот сообщать о настроениях в кругах русских эмигрантах, о возможности вербовки среди них союзников СССР- вполне!»

Действительно, ЧТО же мог? Шпион собирает СЕКРЕТНЫЕ сведения, похищает СЕКРЕТНЫЕ материалы, т. е. то, что составляет государственную тайну. Доступа ко всему этому Вертинский не имел ни в одной стране.
Если и важны были для кого-то его сообщения о настроениях в «бананово-лимонном Сингапуре», то тогда он мог быть только ОСВЕДОМИТЕЛЕМ, а не шпионом.
Кстати, в шпионаже в пользу СССР он был заподозрен ещё в 20-е годы в Румынии, откуда и был выслан. Но, до возвращения на родину мотался по миру ещё два десятилетия.

Что же касается Сталинской премии (1951) за участие в фильме М. Калатозова «Заговор обречённых» (1950), то фильм вышел в годы, когда разгоралась «холодная война», имел явно пропагандисткий характер – отсюда и премия.
Кстати, вернувшись в 1943 г. в СССР, Вертинский внёс в фонд Советской Армии значительную сумму денег (в валюте, разумеется). Сталин просто вернул ему часть этой суммы деревянными, отобрав тут же половину добровольно-принудительной подпиской на облигации очередного внутреннего займа СССР (так было принято).

Однако, мне представляется версия иная. Как в «годы застоя» Брежнев, любивший песни Высоцкого, позволял певцу над кое-чем посмеиваться, подрабатывать «левыми» концертами, выезжать за рубеж (но не допускал практически выпуск пластинок, выступлений по телевизору, издание книг стихов, пр.), так и Сталин...
И у диктаторов бывают сентиментальные минуты, когда хочется завести патефон и послушать любимые песни (зарубежные пластинки вождю «достать» было не очень-то сложно). А любовь к песням Вертинского могла возникнуть в годы, когда Сталин был помоложе, потент и охотно участвовал в различных пирушках с дамами...

Ваш,

Согрива   03.05.2008 13:59     Заявить о нарушении