Воображение, понимание, осознание
Воображаем, что понимаем другого человека... Как же: увидел знакомые буквы, услышал знакомые слова... Значит, всё доступно пониманию...
Если разобраться, то так я воображаю лишь по лености своей...
К примеру, знакомые буквы и слова: свобода, любовь... Ведь каждый при этом вкладывает своё понимание любви, свободы. Увидеть и прочитать знакомые буквы значит ли понимание другого человека? Да и как понимать другого человека, если и себя то и не слышим и не понимаем...
А может ли стать твоя любовь свободой для другого? От чего же так? А может быть всё дело лишь в том, чтобы научиться слышать другого человека... Наверное, с этого начинается тяжкий труд ВЗАИМОпонимания...
"Нам часто думается, что мы человека любим, а ему наша любовь кажется пленом, — пишет отец Антоний. — Как часто хотел бы он сказать: люби меня меньше, но дай мне дышать! Или научись любить меня иначе, чтобы твоя любовь была для меня свободой, чтобы мне не быть пленником другого человека, который лучше меня знает, как я должен жить, в чем мое счастье, каков мой путь духовный или житейский. Каждый из нас может это сделать; каждый из нас может поставить себе вопрос о том, что представляет собой любовь, о которой он говорит, которую он переживает.
Я уже это говорил много раз, но опять-таки повторю. Так часто, когда человек говорит: "Я тебя люблю", — все ударение на слове "я", "ты" — предмет моей любви, а "любовь" это та цепь, которой я тебя опутал и держу в плену. Как часто бывает, что любовь одного человека к другому превращает того в пленника или раба. Тогда "люблю" не является творческим, животворящим началом; слово "люблю" является как бы связкой, удочкой, на которую пойман другой человек, И если мы обнаруживаем, что такова наша любовь к людям или к одному, особенно любимому человеку, мы, прежде всего, должны осознать ужас того, что я себя считаю центром, что все сводится ко мне: и события, и люди — все рассматривается с точки зрения моей выгоды, моей радости, моей жизни, и никто и ничто не существует иначе как в каком-то соотношении со мной.
Если это осознать, если нас охватит стыд и ужас, тогда мы можем начать, отвернувшись от себя, смотреть в сторону другого человека и попробовать различить его черты, понять его, осознать его существование как лица, отдельного от нас, иного, как человека, который связан с Богом таинственно и вне нас; и соответственно себя по отношению к нему вести" (митрополит Сурожский Антоний. Человек перед Богом, М., 1998 г. Закон жизни. Отношение к другим).
Не лёгок путь к познанию самого себя и другого человека.
Человек всегда предстоит перед Богом.
И нет иного пути к Богу, кроме как через познание самого себя и другого человека, также предстоящего пред Всевышним.
("Слушаю книги. Опыт прочтения")
Свидетельство о публикации №208050400436