Приложение к Заметкам о критике госкаповцев сталин

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАМЕТКАМ О КРИТИКЕ ГОСКАПОВЦЕВ СТАЛИНИСТАМИ.

В качестве материала, разбивающего потуги Якушева доказать, будто в СССР в период с 1939-го по 1965-й год господствовало плановое начало и, следовательно, господствовал социалистический способ производства, я привожу нижеследующую статью.

В. С. Пушкарев

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 г. И «ЧЕРНЫЙ» РЫНОК

Великая Отечественная война легла тяжелым бременем на финансы страны. Для ведения боевых действий и перестройки экономики на военный лад требовались большие средства, что привело к росту бюджетного дефицита (19,2 млрд. руб. в 1941 г.)1. Несмотря на увеличение налогового пресса (обязательные и добровольные платежи населения в казну увеличились с 20,9 млрд. руб. в 1940 г. до 79,2 млрд. руб. в 1944 г.)2, государство было вынуждено прибегать к помощи печатного станка на первом этапе войны для покрытия бюджетного дефицита (в 1941 г. он был покрыт на 13,9 млрд. руб. за счет эмиссии бумажных денег)3. Положение усугублялось резким снижение товарных фондов, находившихся в руках государства, а, следовательно, уменьшением объема розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, который составил лишь 82 млрд. руб. в 1943 г.(против 176 млрд. руб. в 1940 г.)4. Большинство населения, получая по карточкам недостаточное количество продуктов питания и промышленных товаров, вынуждено было приобретать их на «вольном» или как его называли в официальных документах, колхозном рынке, где рост цен отражал падение покупательной способности рубля. Индекс цен колхозного рынка составил 1294 в 1943 г. (1940 г. = 100)5. в результате за время войны стремительно вырос объем наличной денежной массы с 18,4 млрд. до 73,9 млрд. руб.6

Введенная в 1941 г. карточная система распределения и увеличение роли колхозного («вольного») рынка в снабжении населения товарами массового спроса создало в годы войны условия для развития «черного» рынка, то есть системы взаимодействующих между собой и с легальным рынком не контролируемых государством товарно-

1 РГАЭ Ф. 7733 Оп. 32 Д. 326 Л. 14 - 15.

2 Там же, Оп. 36 Д. 1677 Л. 16.

3 См. прим. 1.

4 РГАЭ Ф. 7733 Оп. 36 Д. 1574 Л. 80.

5 Там же.

6 Там же, Д. 2530 Л. 56.

 

денежных потоков. Рост цен на продукты первой необходимости вынуждал большинство городского населения изыскивать дополнительные источники дохода помимо получаемых от государства, что вовлекало их в товарооборот «черного» рынка. В 1943 г. по подсчетам специалистов Минфина СССР, лишь 19 % расходов несельскохозяйственного населения на покупку товаров на колхозном рынке производилось за счет . обычных доходов, остальные 87 % — за счет рыночных поступлений, в том числе продажи домашних вещей на рынке и товаров, приобретенных в государственной торговле.7 К концу войны развитие «черного» рынка СССР поднялось на новую ступень, что, в частности, проявилось в формировании иерархической структуры его участников. Верхним слоем этой структуры стали «дельцы», сосредоточившие в своих руках значительные материальные и денежные средства и пользовавшиеся значительным социально-экономическим влиянием в обществе.8 О появлении новой общественной групп свидетельствовали и официальные документы. В докладной записке на имя заместителя председателя СНК СССР В.М. Молотова заместитель председателя Госплана ССС Г. Косяченко отмечал накопление больших денежных средств «некоторыми слоями городского населения, в том числе лицами, оказывающими всякого рода услуги населению, зачастую в незаконном порядке, лицами, занимающимися перепродажей и спекулятивными операциями».9

Подготовка к денежной реформе началась еще в ходе войны в обстановке большой секретности. По воспоминаниям тогдашнего наркома финансов А. Г. Зверева, начало ее подготовки инициировал И.В. Сталин в конце 1943 г. Работа над проектом денежной реформы было поручено Группе по денежному обращению, образованной в составе Наркомфина СССР во главе с видным советским экономистом В.П. Дьяченко. В конце 1944 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) были доложены первые результаты.10 В конце войны появились и объективные предпосылки для оздоровления денеж-

7 Там же, Д. 1859 Л. 156.

8 О развитии «черного» рынка в 1941 — 1945 г.г. см., например,: B.C. Пушкарев 40-е становление «черного» рынка // Посев, Общественно — политический журнал, № 1 (1492), январь 2002 г. С. 29-35.

9 РГАЭФ. 7733 Он. 36 Д. 1859 Л. 155.

10 А.Г. Зверев Записки министра. - М., Политиздат, 1973. С. 231 - 232.

184

 

мого обращения: был ликвидирован бюджетный дефицит, вырос товарооборот государственной и кооперативной торговли. При подготовке денежной реформы Группа по денежному обращению уделила большое внимание роли «дельцов» «черного» рынка. Этому способствовала информация, поступавшая в Наркомфин СССР с мест. Так, в мюле 1945 в докладной записке В.П. Дьяченко на имя А.Г. Зверева отмечается, что с 1943 г, стали поступать в Наркомфин СССР письма от граждан, в которых «отмечалось накопление больших денежных сумм в руках спекулятивных элементов»11. Люди различных профессий, проживавшие в разных регионах страны, требовали лишить спекулянтов возможности использовать их денежные накопления после войны, когда, по словам авторов писем, цены сильно упадут.

Группой был подготовлен первый вариант проекта денежной реформы в виде докладной записки от 19 декабря 1944 г., в которой отмечалось, что значительные суммы денег (по оценке авторов, примерно половина наличной денежной массы) сосредоточены у небольшой части населения. Образование этих накоплений связано с доходами спекулятивного, подчас нелегального характера.12 Авторы записки рассматривали «черный» рынок, как важный, хотя и весьма нежелательный, составной элемент внутреннего рынка страны. Метод проведения денежной реформы определила поставленная руководством страны задача переложения неизбежных потерь населения при обмене денег в ходе реформы в наибольшей мере на держателей капиталов, нажитых спекулятивным путем. Предложенное соотношение обмена денег (1:15), вычисляемый исходя из соотношения рыночных (коммерческих) цен и цен нормированного снабжения, а также единовременный выпуск новой советской валюты и её обмен на денежные знаки прежних выпусков в сжатые сроки, намечаемые в качестве основного метода проведения денежной реформы, служили целям не столько оздоровления денежного обращения, сколько подрыва экономического могущества «дельцов» «черного» рынка.13 Для оздоровления денежного обращения, по расчетам тех же авторов, достаточно было установить соотношение обмена из расчета 3-4 рубля в червонной валюте за 1 рубль но-

11 РГАЭ Ф. 7733 Оп. 36 Д. 2273 Л. 109 - 110.

12 Там же, Д. 1574 Л. 64 - 80.

13 Там же, Л. 76-77.

 

вых денег и использовать для «рассасывания» денежной массы меры постепенного характера, связанные с развитием коммерческой торговли и проведением соответствующей налоговой политики. На установлении более низкого обменного курса в ходе проведения денежной реформы настаивали и авторы других альтернативных проектов денежной реформы, которые рассматривались в ходе её подготовки, В ноябре 1945 г. на имя А.Г. Зверева было направлено письмо с проектом денежной реформы, подготовленного профессором Финансово - экономического института А.Г. Гойхбаргом, в котором обосновывался обменный курс 1:4,2.14 g Мае 1946 г. председатель Правления Госбанка СССР Я. Голев, исходя из расчетов, согласно которым для «нормального» хозяйственного оборота необходимая наличная денежная масса исчислялась в размере 25 - 30 млрд. рублей, предложил установить разменный курс1:2.15

С конца 1944 г. началась подготовка к проведению денежной реформы, направленная на уменьшение наличной денежной массы и увеличение государственных рыночных фондов. При этом обнаружилось противоречие между решением задачи оздоровления денежного обращения и ограничения влияния дельцов «черного» рынка. На оборот, первых положительных результатов по сокращению наличной денежной массы, не обеспеченной товарами удалось достигнуть на основе экономического сотрудничества государства с зажиточными слоями населения СССР, включая владельцев «теневых» капиталов. Это проявилось в развитии в предреформенные годы системы Особторга в крупных городах с мая 1944 г. В магазинах и универсамах Особторга население, располагавшее достаточным количеством наличности, могло приобрести по коммерческим ценам дефицитные продукты питания и промышленные товары. Государство устанавливало цены с учетом рыночной конъюнктуры рынка. Если цены устанавливались излишне завышенные, что сдерживало рост товароборота Особторга, проводилось их снижение с приближением их к рыночным. Так в 1946 г. цены в государственных коммерческих магазинах дважды снижались при одновременном повышении пайковых цен в целях их приближения к рыночным ценам. Оборот магазинов Особторга, принесших только в первом квартале 1946 г. доходы в бюджет в сумме 4 млрд. руб.

14РГАЭ Ф. 7733 Оп. 36 Д. 1870 Л. 11-13.

15Там же, Д. 2272 Л. 226.

 

в течение года составили 71,8 млн. руб.16 Полученная прибыль позволила государству 1946 г. изъять из обращения 8 млрд. руб., в 1947 г. 2,4 млрд. руб.17

После одобрения проекта денежной реформы руководством страны Группа по денежному обращению продолжала работу по его доработке. Методология расчета обменного курса на основе соотношения пайковых и коммерческих цен на товары массового спроса осталась прежней и с учетом повышения пайковых цен и понижения коммерческих был установлен на уровне 1:10. Авторы проекта выступали против более низкого курса, который, по их расчетам, предоставлял возможность существенно обогатиться кругу лиц, накопивших большие денежные суммы в результате спекуляции.]8 В.П. Дьяченко считал, что высокий обменный курс затронет всех, включая и тех, кто имел небольшие запасы денег.19 Предложения установить более низкий обменный курс были отвергнуты. Как отмечается в докладе специалистов Минфина СССР о денежной реформе 1947 г., подготовленном по «горячим следам», «по указанию Политбюро и лично товарища Сталина соотношение обмена было определено 1:10».2С Подобная позиция была связана не столько с борьбой с «черным» рынком, сколько с возможностями большего контроля за движением наличной массы новых денег. При высоком обменном курсе «основной линией формирования денежной массы в новых деньгах становился не обмен денег, а эмиссия по каналам выплат доходов государством, сравнительно легко планируемых в территориальном разрезе».20

Прагматический подход со стороны руководства страны и лично Сталина проявился и в установлении льготного соотношения для обмена денег населения, хранившихся на вкладах в сберегательных кассах. Члены Группы по денежному обращению при разработке первого проекта денежной реформы исходили из задачи переложения основных потерь населения от денежной реформы на держателей «теневых» капиталов. В проекте, представленном на рассмотрение руководства страны в декабре 1944 г., предлагалось произвести перерасчет вкладов населения, хранящихся в госсберкассах,

16 Там же, Оп. 31 Д. 1156 Л. 9; Оп. 32 Д. 1092 Л. 42.

17 РГАЭ Ф. 7733 Оп.36 Д. 2530 Л. 55 - 56.

18 Там же, Д. 2273 Л. 5.

19 Там же, Д. 1569 Л. 38.

20 Там же, Л. 439.

187

 

по такому же высокому обменному курсу, как и наличные деньги: 1:15. Это объяснялось тем, что трудно было определить: «в какой мере являются сбереженной заработной платой или результатом доходов, извлеченных от продажи по рыночным ценам».21 В ходе обсуждения у специалистов Минфина СССР сложилось мнение о необходимости обмена вкладов населения в сберкассах по более льготному курсу, чем обмен наличных денег, в целях стимулирования дальнейшего роста этих вкладов. Начальник валютного управления Минфина СССР И.Д. Злобина в письме на имя В.М. Молотова от 19 ноября 1947 г.22 предложил произвести перерасчет вкладов населения из расчета: до 3-х тыс. руб. по соотношению 1:2, от 3 до 10 тыс. — 1:3, свыше 10 тыс. — 1:4. Автор письма предупреждал, что «предоставление больших льгот крупным вкладчикам тем более нежелательно, что немалая доля крупных вкладов образовалась за счет спекулятивных рыночных доходов».23 В окончательной редакции проекта реформы был смягчен курс обмена вкладов населения (например, сумма более 10 тыс. руб. по соотношению 1:3, до 3 тыс. руб. — 1:1). Конверсия госзаймов, затрагивавшая интересы всего взрослого населения СССР, должна была осуществляться по гораздо более жесткому курсу (1:5). Стимулирование притока вкладов населения в сберкассы оказалось более актуальной, чем борьба с экономическим влиянием дельцов «черного» рынка, так как крупные и средние вклады определяли размер денежных ресурсов, предоставлявшихся населением государству через сберкассы. По данным выборочного обследования 10% сберегательных касс, периодически проводимого Минфином СССР, сумма вкладов населения свыше 10 тыс. руб. составила 2955,7 млн. рублей или 40,2 % суммы вкладов в сберкассы, вклады от 3 тыс. до 10 тыс. руб. соответственно 2725,6 млн. рублей и 37,1% по состоянию на 1 января 1946 г..24

«Черный» рынок, в первую очередь в лице своей наиболее организованной части - дельцов, начал подготовку к денежной реформе задолго до 14 декабря 1947 г. Главная задача держателей крупных «теневых» капиталов состояла в страховке их от обесцене-

 

21 РГАЭ Ф. 7733 Оп. 36 Д. 1574 Л. 65.

22 Там же, Д.2277 Л. 213 - 214.

23 Там же.

24 Там же, Д. 2277 Л. 111.

188

ния при обмене денег. Авторы проекта денежной реформы — члены Группы по денежному обращению, хорошо представляли возможности «дельцов» «черного» рынка и скептически относились к возможностям государственного контроля за «теневыми» капиталами в ходе обмена денег. В декабре 1944 г. они предупреждали руководство страны о том, что попытки государства ограничить использование спекулянтами своих денег в ходе обменной операции будет иметь «ряд осложняющих обстоятельств»25. Одной из форм страхования спекулятивных капиталов была их легализация, например, в форме вкладов в сберегательные кассы. Выборочное обследование 10 % сберкасс свидетельствует, что за 1946 г. сумма вкладов населения в сберкассы выросла больше, чем за годы войны и составила 10325 млн. руб., из которых 8424,5 млн. руб. (81,5 %) приходилось на вклады свыше 3 тыс. руб. На 1 декабря 1947 г. на вкладах в сберкассах находилось уже 16,5 млрд. рублей.26 По мере приближения даты обмена денег усиливался ажиотаж среди владельцев значительных наличных сумм, которые, как видно из документов, по крайней мере в крупных городах, располагали информацией о предстоящей денежной реформе. В сводке МВД СССР от 30 ноября 1947 г. сообщалось о том, что «в последние дни в городе Москве распространились слухи, что в ближайшее время будет произведен обмен существующих денежных знаков из расчета 10 - 12 копеек за один рубль, и что одновременно будут значительно повышены цены на промышленные товары, отпускаемые по плановым ценам».27

Владельцы «теневых» капиталов до проведения денежной реформы предприняли энергичные меры по страхованию своих капиталов от обесценения. В ноябре 1947 г. из крупных городов поступали сообщения о массовой скупке представителями зажиточных слоев населения материальных ценностей, в первую очередь дорогостоящих изделий, включая драгоценные металлы и антиквариат. Если обычная дневная выручка магазинов Мосскуппромторга составляла 2,5 млн. руб., то 29 ноября было продано товаров на сумму 13 млн. руб., включая товары (антиквариат, меха), которые в силу своих

 

25 Там же, Д. 1574 Л. 76 - 78.

26 РГАЭ Ф. 7733 Оп. 36 Д. 2277 Л. 111; Д. 2285 Л, 410.

27 ГАРФФ. Р-9401Оп. 2 Д. 171 Л. 336.

189

 

высоких цен не находили ранее покупателя28. В коммерческих магазинах Главособунивермага и на рынках Москвы возрос спрос на дорогостоящие товары — меховые изделия, высококачественные ткани - то есть предметы роскоши того времени, что привело к росту цен на эти товары. Например, отрез бостона стоимостью 3000 руб. ранее, в ноябре 1947 г. продавался на рынках Москвы за 6500 руб. В магазинах Мосювелирторга усилился спрос на драгоценности, в первую очередь золото. Только 29 ноября в 4 ювелирных магазинах было продано драгоценностей на сумму в 1750 тыс. руб.29

С начала декабря 1947 г., то есть накануне обмена денег, наблюдался усиленный приток вкладов в сберкассы: по сообщению министра финансов А.Г. Зверева, ежедневно поступало 150 - 200 млн. наличных денег, а общий приток вкладов составил 2 - 2,5 млрд. рублей.30 Представление о том, кто вносил в это время деньги в сберегательные кассы можно получить из писем граждан в Минфин СССР в период проведения реформы. Во всех регионах страны в первой половине декабря 1947 г. в городах выстраивались очереди желающих сдать свои «сбережения» на хранение в сберкассы в основном в крупных суммах. В письмах граждан эти лица характеризуются как спекулянты.-11 А.Г. Зверев в докладной записке на имя И.В. Сталина также сообщал, что сдающие деньги в сберкассы с начала декабря 1947 г. являются владельцами крупных накоплений и предлагал вклады, внесенные в сберкассы после 1 декабря 1947 г., пересчитать как наличные деньги, то есть 1:10.32 Это логичное с точки зрения официально объявленной позиции ограничения возможностей обмена для спекулянтов предложение не нашло поддержки у руководства страны. Как видно из разъяснения заместителя генпрокурора СССР Г. Сафонова от 28 февраля 1948 г. обмену 1:10 подлежали лишь вклады, внесенные после опубликования постановления о денежной реформе, то есть после начала обмена наличных денег.33

28 Там же, Л. 333.

29 Там же, Л. 334 - 336.

30 РГАЭ Ф. 7733 Оп. 36 Д. 2277 Л. 258.

31 Там же, Оп. 32 Д. 328 Л. 2- 2 об., 11-11об., 63.

32 Там же, Оп. 36 Д. 2277 Л. 258.

33 Там же, Д.2530 Л. 89.

190

 

Дельцам «черного» рынка удалось не только сохранить большую часть своих капиталов в ходе реформы, но и заметно увеличить их, используя предреформенный ажиотаж среди населения. С начала 1947 г. с мест стали поступать сообщения о массовой скупке облигаций госзаймов представителями «черного» рынка по пониженным ценам. Например, депутат Верховного Совета СССР Игнатов сообщал об усиленной спекуляции облигациями госзаймов на базарах в Краснодаре, предлагая возобновить покупку облигаций у населения в сберкассах.34 Это предложение не было принято, так как львиную долю государственного внутреннего долга в ходе реформы намечалось аннулировать. В результате своеобразная «биржевая игра» на облигациях госзаймов старых выпусков продолжалась до начала реформы. Сама реформа была использована представителями «теневого» капитала для быстрого обогащения в результате игры на разнице цен на дефицитные в то время товары до и после отмены карточной системы. Согласно сводке МВД СССР от 2 марта 1948 г. за период с 16 декабря 1947 г. по 15 февраля 1948 г. выявлено расхищение преступниками товарно-материальных ценностей на сумму более 50 млн. руб. Примерно на такую же сумму материальных ценностей у них было изъято при обыске. Основной метод получении быстрой прибыли заключался в сокрытии товаров для их последующей реализации по новым ценам, а также внесение дельцами крупных сумм в деньгах старого образца за изымаемые товары с целью перепродажи партий товаров после проведения реформы на деньги нового образца. Например, заведующие магазином и складом в г. Зугдиди Грузинской ССР внесли в кассу магазина 230560 рублей в деньгах старого образца, соответственно изъяв из магазина на эту сумму товаров35. Благоприятным моментом для дельцов «черного» рынка оказалось и временное отсутствие у большинства населения наличных денег для покупки дефицитных товаров, которые после отмены карточной системы свободно продавались в магазинах. В письмах граждан в Минфин СССР сообщалось, что после 16 декабря 1947 г., когда большинство населения потеряло остатки своей ноябрьской зарплаты, владельцы крупных сумм денег скупали в магазинах все самое лучшее и дефицитное для дальнейшей перепродажи этих товаров по повышенным ценам. Неудиви-

ы РГАЭ Ф.7733 Оп. 32 Д. 282 Л. 13.

35 ГАРФ Ф. Р - 9401 Оп. 2 Д. 199 Л. 344.

191

 

тельно, что у многих людей, «живущих на одну зарплату», сложилось впечатление, что денежная реформа проводится в интересах толстосумов «черного» рынка. Так, в письме семьи Ивановых утверждается, что указ о денежной реформе направлен против основной массы населения, потерявшей в ходе реформы свои «грошовые» сбережения и оказывает могущественную поддержку барышников, которые воровством и вымогательством выкачивают десятки тысяч рублей из трудового народа и государства.36

36 РГАЭ Ф. 7733 Оп. 328 Л. 99 - 101.


[ см. по ссылке -

http://www.bonistikaweb.ru/KNIGI/den-20.htm ]

 


Рецензии