Просто жизнь

Одна из ценностей, которой я дорожу сегодня – слова. Их можно перебирать и подгонять друг к другу по величине и весу, по крошечным шершавинкам и выступам определяя – эти лягут рядом.
Только сейчас, когда я вижу горы просеянного песка отбракованных и ненужных слов, начинаю понимать, что процесс сам по себе – не остановим, всегда может быть – лучше, и всегда будет тот, кто сделает это не хуже.

* * *
Я вспоминаю свою первую встречу с Якутией …

Самолет приземлился в сумерках. Конец октября, а мороз - почти тридцать градусов.
И ветер дует с такой силой, что идти приходится боком. Лицо обжигает. Дышать - трудно. Позже я поняла, что те самые семьдесят процентов северных надбавок – не такая уж великая плата…

Насквозь промёрзший автобус привёз меня в посёлок.
Темень - непроглядная, и невозможно ничего рассмотреть. Я поблуждала и нашла барак, где мне предстояло жить.
Окно под лестницей забито бордовым одеялом, из которого торчат куски посеревшей и свалявшейся ваты. Коридор показался бесконечным… В свете тусклой лампочки и клубов то ли пара, то ли дыма, не видно ничего далее трёх метров. Я постучала в крашенную зелёной краской дверь, и заспанный парень протянул мне ключ от соседней с ним комнатушки.

Утром я обнаружила, что здесь  сорок комнат – по двадцать на этаже, один туалет и одна раковина на всех, и общая кухня: невероятно закопченная и тёмная, где в ряд – шесть электрических плит и длинный стол, сколоченный из досок.

Однако народ здесь собрался явно «не от мира сего»: все были веселы и довольны, даже младенцы орали как-то особенно жизнерадостно. На кухне стоял гвалт и хохот, шипели сковородки, сбегал суп из кастрюлек, кто-то бренчал на гитаре, и при мне беленькая толстушка вытащила из духовки противень румяных плюшек, которые тут же разошлись по рукам.
 
Минуло полгода, и я уже разбиралась в этом сумасшедшем укладе жизни не хуже других. Все магазины имели собственные названия: «болото», «нарсуд», «бамовский», «мехколонна».
И когда в коридоре раздавался клич «Девочки, бегом в нарсуд!» - это значило, что привезли, например, - яйца, что случалось раз в месяц или реже.
Мера для покупок на севере одна – ящик.
Ящиками покупались яблоки, тушёнка и сгущенное молоко, банки венгерских компотов и болгарских огурчиков. Кальмаров и свежую рыбу брали блоками по десять килограммов.

Вспоминаю свой первый отпуск. Я летела домой в мае. В самолёте мучительно раздумывала: а чего мне хочется? Перед глазами возникла… трёхлитровая банка со сметаной.
Натуральных молочных продуктов в те времена на севере не водилось, поэтому тоска по сметане застряла где-то в подсознании.

После объятий, скороговорок вопросов и ответов, я вышла из дому и направилась по знакомому маршруту: яблоневой аллейкой до магазина.
Не забыв, кстати, прихватить пустую тару…
Продавщица воззрилась на меня с некоторым удивлением: - полную?
Я кивнула: - ну, да…
На пятачке у выхода купила огромный букет сирени.

Дома поставила букетище посреди стола, туда же водрузила трёхлитровую банку и принялась за сметану, черпая её столовой ложкой. Минут через пять я услышала всхлипывания за спиной. 

Опершись о косяк, сзади стояла мама. Она вытерла слёзы, а потом страшным шёпотом сказала:
- Ты туда не вернёшься!


В продолжение темы:
http://www.proza.ru/2012/09/14/465


Рецензии
Понравилось очень творчество Натальи. Буду читать и помнить о ней. Очевидно хорошим была человеком. А какая красавица!

Александра Шам   27.10.2019 23:42     Заявить о нарушении
На это произведение написана 101 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.