Второй космонавт Земли. Необычная посадка

Что сподвигло меня написать три коротеньких рассказа об одном из первых космонавтов?
Во-первых, сорок лет спустя страна имеет право знать о своих героях уже чуть больше.
Во-вторых, нет уже в живых - ни Германа Титова, ни многих свидетелей происходящего
в 1966 году на "закрытой" территории военного гарнизона.

       Утренняя степь вздрогнула и проснулась от раскатистого громоподобного треска.
Самолёт разведчик МИГ-25Р на форсаже оторвался от ВПП и ушёл с боевым крутым разворотом
вертикальной "свечой" в небо... Через несколько секунд - ни шума, ни исчезнувшей точки
от новейшего секретного летательного аппарата третьего поколения. Не пройдёт и десяти лет - он пролетит над Красной площадью, введя в замешательство и восторг не только иностранных гостей.
       Это был первый в мире самолёт, который мог подобно ракете преодолевать путы земного тяготения, уходя вертикально вверх на недосягаемую по тем временам высоту, как и МИГ-25П.
       Дальний полигон представлял собой фантастическое зрелище. Вокруг - ни души. До ровного горизонта - 15 километров во всех направлениях. Необозримые поляны весенних сочных красных тюльпанов потрясали воображение! В переводе на капиталистическое настоящее - миллионы под ногами в буквальном смысле. И в этом великолепии природной щедрости на земле изредка рубиново поблескивали ярко-красные маки, а на небе - полное отсутствие облаков в течение всего года, поэтому и осталось на память стихотворение "Как проба кисти на прозренье..."

Вновь
возникают облака,
как проба кисти
на прозренье...
Как световое разделенье,
пришедшее издалека.
И каплет дождь,
и вторит гром,
а ветер - гнёт деревьев крону!
И радуга -
свою корону
склонила на аэродром.

Глаза тюльпанов заслезились,
по всей степи - пронёсся вздох!
И кажется:
у самых ног
алмазы радуги разбились.


       В то время все космонавты периодически подтверждали свои лётные навыки на уровне лётчиков-испытателей, выполняя иногда самые сложные, а порой и совершенно новые задания.
Так было и на этот раз. Полковник Титов отлетал в зоне (поразил наземную цель и сфотографировал), но самое трудное ждало его впереди.
       - "02" прошу посадку.
       - "01" посадку разрешаю.
В РСИУ что-то щёлкнуло, и наступила напряжённая тишина. Пот заливал лицо лётчика, а его рука привычно тянулась к штурвалу. Земля приближалась стремительнее, чем обычно. Его предупреждали, что так и должно быть...
       На тот момент только три человека знали, что происходило в воздухе. Лётчик должен был проявить чрезвычайное самообладание и мужество: нельзя было взять штурвал столь привычным жестом. Впервые отрабатывалась полностью автоматическая посадка!!!

       Недавно по телевизору говорили о самолёте пятого поколения МИГ-37. Отмечалось, что он обладает высоким интеллектом, что научили самолёт думать. А мне вспомнились первые, самые трудные шаги в этом направлении. А я был начальником радиомаяка (РСБН) и обеспечивал дальность и азимут до аэродрома на приборы лётчика. Кто-то должен был делать и простую работу.

2008.

   ***   С космонавтом Германом Титовым я встречался наедине ещё в 1967 году. Мог ли тогда подумать, что через сорок лет буду дарить свою книгу "Интеллект" космонавту Александру Волкову. Реальная жизнь - интереснее и содержательнее любой фантастики.


Рецензии
Здравствуй, Владимир! Рад пообщаться! Я в те времена бредил космонавтикой и посчитал бы за счастье увидеть их своими глазами, но я жил на Урале, в тайге. Как бы сейчас не хаяли старые времена, жизнь была морально веселее, народ чище, в поселке я ни на одном доме не видел замков, хотя многин жили обеспеченно в свое время. А какие шедевры появлялись в небе, я имею ввиду самолеты, это показатель интеллекта страны. А сейчас перешли на "Боинги", что мы хуже мозгами по сравнению с зарубежными конструкторами? Скажи честно, мне интересно узнать, как у специалиста, наши самолеты ( военные) все же лучше или хуже зарубежных? Виталий.

Виталий Кондратьев   19.05.2009 09:40     Заявить о нарушении
Кратко и по существу:
- "Боинги" (это продажность чиновников),
- самолёты (военные) у нас в то время были лучше, но электронная "начинка" уступала (кибернетику считали лженаукой).

*** Их лучшие самолёты и вертолёты создавал наш соотечественник Сикорский. У нас изобретателей не замечают до сих пор, а раньше держали в "шаражках". Отбывал свой срок и Королёв. Из моего личного опыта: изобрёл способ и устройство для защиты самолёта от молнии. Авторское свидетельство всё же выдали (без вкладыша и с маленьким номером), а засекретили так, что ни себе, ни людям. Почти ежемесячно "исчезают" самолёты и вертолёты с экранов радаров - это она, молния. Писать Медведеву? Изобретению уже больше двадцати лет.
С уважением,

Владимир Юденко   19.05.2009 10:07   Заявить о нарушении
Владимир, да, наверное, отдать за границу, хоть потом оттуда быстрей придет в Россию, сколько людей спасет изобретение. Ну что поделать, если чиновников стало больше, чем нормальных людей! А попробовать написать об этом и разместить в блоге Медведева? А то прямо разрекламировали этот блог, и меры сразу принимаются, и то да се! Я думаю, что сидит такая же свора чиновников и отвечает (или не отвечает) на сообщения. Но попытка не пытка, попробуй, никто ведь больше не сделает! Удачи! Виталий.

Виталий Кондратьев   19.05.2009 10:20   Заявить о нарушении
Владимир, я никогда не думал так плохо про страну, где не понимают пользу умов до сегодняшнего дня. Полное разочарование даже на этом примере! Виталий.

Виталий Кондратьев   19.05.2009 11:36   Заявить о нарушении
Не страна виновата, а чиновники, которые при отсутствии выгоды (взятки) и пальцем не шевельнут. А идти на приём к царю - и не пропустят, и риск не малый. Эту болезнь государства можно излечить за пару десятилетий интенсивной терапии. А кто её будет делать?

Владимир Юденко   19.05.2009 12:20   Заявить о нарушении
Удалил одну свою реплику с номером изобретения по понятной нам обоим причине.

Владимир Юденко   08.04.2010 21:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.