С праздником, мои дорогие

Сегодня святой день!

Я помню, как ты встречал его в то счастливое время, когда был молод и полон сил, а я была совсем еще ребенком. Ты весь преображался, подтягивался, забывал о свои болячках и болезнях. Этот день требовал особой собранности. С самого утра начиналась подготовка к встрече с друзьями. Нет, это были не те фронтовые друзья, которых ты не видел с самой войны. Но все, с кем ты встречался в этот день, тоже воевали и полной мерой испытали все её ужасы и тяготы.

Я не видела, чтобы ты надевал свои награды, хотя, они у тебя, конечно, были. Не думаю, что ты стеснялся их или пренебрегал ими, потому что достались они тебе легко...Отнюдь, ранения и контузия лучшее тому доказательство. До сих пор жалею, что не расспросила тебя тогда обо всем подробно. Мне было страшно уже от того, что я видела кусочки металла, которые ты приносил после бани. "Осколки войны" - так ты называл эти небольшие темные кусочки, которые долго носил в себе после войны. Они вылезали из твоего тела, когда один, когда сразу два, но ты никогда не говорил, что тебе от этого больно.
 
Гораздо больнее были твои воспоминания о том, как ты терял своих товарищей. Доставая свои фронтовые фотографии, ты подолгу рассматривал их. На каждой были запечатлены молодые, здоровые ребята, веселые и улыбающиеся. Видно сам процесс фотографирования был для них тогда праздником. А для многих, у кого в тылу остались родные, праздником было послать такую фотографию домой, маме и папе, брату и сестре, любимой девушке. Тебе тоже было кому послать снимки. И ты посылал, не зная еще, что твоего старшего брата уже нет в живых, а мама с замиранием сердца встречала каждую весточку от тебя. Было чего опасаться - чуть ли ни в каждой семье уже были потери.

Смутно помню, как ты рассказывал об окончании войны, о том, как недружелюбно встречали вас в Венгрии. Никаких цветов и приветствий, никаких маршей под оркестр, только злые взгляды вслед и недоброе молчание. Ты с особым волнением вспоминал о том, как пришлось переплывать Балатон, как тонули в этом красивейшем озере солдаты. Под шквальным огнем они пытались добраться до другого берега, до такой близкой победы. Но погибали, так и не достигнув ни того, ни другого. Кто-то просто не умел плавать. Но кого тогда это волновало? Был приказ - выбить противника с противоположного берега. А какой ценой? Это совсем другой вопрос.
 
Обиднее всего было понимать, что ваши жертвы - не во спасение венгерского народа. Ты так часто говорил о том, что "освобожденные" не спешили радоваться своей свободе, как будто она им была не нужна. Я еще не знала, что говорить об этом вслух было нельзя. Но ты говорил, и я тебе верила.
Ты не мог говорить неправду.

Недавно я побывала в тех местах. Не увидела я враждебности во взглядах венгров, но и особого дружелюбия тоже не увидела. Да разве только венгры к нам недружелюбны. Разве мог ты подумать, что в наше время кому только не лень будет ругать русских солдат и называть их оккупантами? Может быть, это к лучшему, что ты не дожил до такого дня. Потому что, если бы дожил, то не пережил бы этого. Ведь то время было для тебя святым. Трудным, смертельно опасным, но святым. Знаю точно, что ты не стал бы молчать, не тот у тебя был характер, чтобы терпеть и молчать!

Никогда не забуду, как потряс меня твой поступок в ответ на несправедливость партийного чиновника. На такое вряд ли мог решиться кто-то другой. В самый расцвет застойных времен ты пошел в райком партии и отказался от партийного билета, от того, во что ты свято верил всю свою сознательную жизнь - от партии.

Еще ребенком я уже знала, что партия - наше все, главное в нашей жизни. Правда, это знали все. Но, когда ты пытался объяснить мне, что тебя беспокоит
в делах партии, я была верена, что это и есть главное. Ты даже во сне говорил о том, что вы обсуждаете на партийных собраниях.
А мама утром смеялась на тобой:

- Видно вчера не все успел сказать, во сне договаривал.

Ты сердился на неё и всегда перебивал одной и той же фразой:

- Я же не трогаю твоего Бога.

Мама сразу замолкала. Эта фраза была для неё слишком греховной, чтобы продолжать спор. Её вера в Бога, как оказалось, была намного сильнее папиной веры в партию.И если он от своей веры, в конце концов, отказался, то мама верила до последней минуты жизни.

Господи, как трудно об этом вспоминать! А ведь хотелось вспомнить о радостном. Радость эта была самой настоящей, самой искренней, для всех! Здесь мои родители были абсолютно единодушны. Моя мама во время войны потеряла первого мужа и крошечного сына, которого она не смогла выкормить в голодное военное время. Кому, как ни ей, эта радостная весть
о Победе была самым большим благом.

Мама по-своему готовилась к этому дню. Она готовила для папы самые любимые блюда и, конечно, никогда не забывала о папиных фронтовых ста граммах. Больше ему было нельзя, сказывались ранения. Но, если в доме были гости, то папа не мог от них отстать, снова проявлялся упрямый характер.
И не важно, что потом ему было плохо. Гораздо важнее, что в этот праздничный день ему было хорошо! Очень хорошо и весело! Помню, как здорово они пели. Особенно любимой его песней была - "Запрягайте, хлопцы, коней..." Я сначала спрашивала его - ты что, служил в кавалерии? Но он с такой гордостью объснил мне, что был он снайпером, самым уважаемым в полку, что я запомнила это навсегда и тоже очень гордилась своим отцом, словно он был, по меньшей мере, генералом.

Мама тоже не оставалась в стороне, когда заводили песни про "Катюшу" и "Синий платочек". Певунья она была знатная, помню её голос, такой звонкий,
красивый. Как папа любовался ею, когда она пела. Сколько любви было в его глазах, сколько самой неподдельной искренности было в их веселье! Мне кажется, сейчас не могут так веселиться, чтобы от радости слёзы в глазах. Да разве только от радости...
Дорогие мои! Сегодня вспоминаю вас и с особой радостью, и с особой грустью. Как хорошо было вам жить с вашей неистребимой верой в лучшее будущее. Трудно жить, порой, просто выживать, в очередной раз поиграв со смертью в прятки. Но жить с Верой!
А во что верить сейчас нам...нашим детям? Снова я о грустном! Больше не буду.
Пусть сегодняшний день будет по-настоящему радостным!
С Великим Днём Победы Вас, мои дорогие!


Рецензии