ТТ

 
       Осенью 1943 года, после освобождения Донбасса, мой дядя, старшина-танкист, заехал погостить на несколько дней к родителям.
       Отпуск, помимо ордена "Отечественной войны", ему дали в качестве поощрения за бои на Курской дуге, где командуя тридцатьчетверкой, он сжег несколько фашистских танков.
       К тому времени, некогда большая семья моего деда сильно поредела.
       Дядя Володя погиб при форсировании Днепра, дядя Вася при восстановлении затопленной немцами шахты, отец воевал где-то в Польше и не подавал о себе вестей.
       Вместе с родителями оставались только младшие дети-подростки дядя Женя и тетя Рая.
       Вручив родне незамысловатые подарки, помянув братьев и отгуляв отпуск, дядя вернулся в часть.
       А перед этим, по настойчивой просьбе младшего братишки, сходил вместе с ним в близлежащую Мазуровскую балку, где дал пострелять тому из привезенного с фронта «ТТ».
       После этого почистил его и, погрузив в банку с солидолом, закопал пистолет в обширном дедовском саду. Где точно, любознательному Женьке увидеть не довелось, старший брат выдворил его на улицу. А когда тот попытался подсмотреть - надавал по шее.
       После окончания войны, вернувшись домой, дядя Алексей вскоре умер в госпитале от ран, отец мой в это время попал в лагеря Дальстроя, семья деда, как и все после войны, жила бедно и тяжело, и эта история забылась.
       Прошло некоторое время и она всплыла в одном из разговоров дяди Жени и отца, в день Победы, при котором я присутствовал.
       Было мне в то время лет пятнадцать.
       Как все пацаны тех лет, я очень интересовался оружием и сразу же предпринял попытку разыскать пистолет, для чего вооружившись собственноручно изготовленным металлическим щупом, несколько дней тщательно исследовал весь дедовский сад, но ничего не нашел.
       Затем были Флот, учеба в Москве и служба на Севере.
       Как говорят моряки «большой круг», приведший меня в свое время на несколько лет в родные края.
       Многочисленный когда-то наш род , к тому времени еще больше поредел: один за другим умерли деды и бабки, понемногу спивался последний из оставшихся в живых братьев отца - дядя Женя, который одиноко жил в приходящем в упадок доме дедушки.
       В один из летних вечеров, когда я по пути со службы заехал с ночевкой к родителям, мы, как водится, засиделись с отцом допоздна в летней кухне, и за графином домашнего вина разговорились о войне.
       Последние годы жизни старый солдат все чаще вспоминал ее и рассказывал мне многое из того, о чем раньше молчал. Помянули всех не вернувшихся с фронта братьев отца и мамы.
       И снова вспомнилась та история с отпуском дяди Алексея.
       - Так может «ТТ» до сих пор там, в саду и стоит его поискать? - поинтересовался я.
       - Вряд ли,- ответил отец, - сколько времени прошло, он давно сгнил.
       Но я решил все-таки еще раз заняться поисками, тем более, что в наш ГОВД накануне поступила новая криминалистическая техника и в том числе магнитные металлоискатели.
       Сообщил об этом отцу – он не стал возражать.
       В очередное воскресенье я приехал к родителям утром на служебном автомобиле, в багажнике которого лежал упакованный в специальный чемодан металлоискатель.
       Накануне я тщательно изучил инструкцию по его применению и был уверен, если история, рассказанная дядей Женей правда, пистолет или то, что от него осталось, мы найдем.
       Отпустив машину и позавтракав, идем на усадьбу деда. Она расположена на той же улице, неподалеку от дома отца за высоким забором с массивными воротами и виднеющимся в глубине двора каменным домом.
       Старый сад, засаженный множеством фруктовых деревьев самых разных пород, находится за домом и вместе с виноградником занимает обширное пространство, уходящее в степь.
       Дядя Женя за ним не ухаживает, но посадки исправно плодоносят, поскольку земля под ними на добрый метр обильно унавожена покойным дедом, всю жизнь державшим коров и другую живность.
       Присаживаемся на деревянную скамью, врытую в центре сада у «копанки» с позеленевшей водой, закуриваем и я собираю свою технику. Затем проверяю ее, нацепив на голову наушники и манипулируя кнопками пульта управления. Можно работать.
       Разбиваем сад на сектора и начинаем поиск непосредственно от задней стены дома и примыкающих к ней надворных построек –гаража и коровника. Отец относится к моим действиям скептически, но не мешает.
       Первое, что нахожу под одной из громадных груш - моих любимиц, в начале сада, оказывается ствол от старого дробовика. Когда я выворачиваю его лопатой из податливой почвы и передаю отцу, тот улыбается и сообщает, что это ствол от его первой довоенной «тулки».
       - Ну вот, а ты говорил, что за это время все сгнило. Если есть «токарев», то и его найдем! - радостно заявляю я и вновь надеваю наушники.
       Родитель явно оживляется, отбирает у меня лопату со щупом и теперь уже более активно включается в поиск.
       Чего мы тогда только не нашли в метровом слое садового чернозема: отлично сохранившуюся немецкую каску, из которой со слов отца дед кормил после войны своего любимого пса Додика; стабилизатор от противопехотной мины, какие-то трубы, подковы и другой металлический хлам. До обеда «прошмонали» практически весь сад.
       Пистолета не было.
       Мы еще раз перекурили и напоследок решили обследовать землю вокруг одиноко растущей за садом метрах в двадцати на меже старой яблони – дички, густо усыпанной красивыми, но несъедобными плодами.
       - Эту яблоньку лет за пять до войны Алексей сажал,- внезапно вспомнил отец,- притащил откуда-то и посадил, мы еще смеялись потом, что дичком оказалась.
       У ее корней, на глубине полуметра, мы и обнаружили полуистлевшую в земле немецкую жестяную банку с окаменевшим солидолом, в котором был утоплен «ТТ» с двумя запасными обоймами. Сохранился он прекрасно, даже воронение не потускнело.
       Долго молча сидели у копанки, рассматривая находку. Отец уверенно разобрал пистолет, протер его носовым платком, собрал и проверил. Все четко работало.
       - Ну и зачем он тебе?
       - На память, о дяде Алеше.
       - Держи.Протянул мне согретое в его руке оружие…

       Теперь нет и отца. А дядин «ТТ», который он привез с фронта, как и другие военные реликвии нашего рода, я храню.
       На родине, в старом Донбассе, в надежном месте. Только патронов к нему стало меньше – проверял как-то бой. Отличный.

 


Рецензии
Вот, что значит схоронить оружие со знанием дела! Столько лет в земле пролежал ТТ! Р.Р.

Роман Рассветов   27.07.2023 17:26     Заявить о нарушении
Долго я его искал.
Но нашел.
Память.

Реймен   27.07.2023 20:36   Заявить о нарушении
Да, Валерий! Это-то точно! Р.

Роман Рассветов   28.07.2023 13:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.