Гениальный роман

Гениальный роман

Гениальный роман доктора физико-математических наук Горенко А.Г. «Шиворот-не-на-выворот» уже появился в продаже. К сожалению, тираж мал, большинство читателей могут ознакомиться с произведением только в интернет-версии. Критики сочли интригу несколько вялой, а сюжет затянутым. Гениальность произведения в логике его построения. Он откровенно напоминает ленту Мёбиуса, то есть завершается эпизодом, аналогичным первому эпизоду и прямо предполагает полное повторение прочитанного в новом произведении в его зеркальном отражении. В реальной жизни подобное не возможно из-за феномена времени. То есть, время идет, герои стареют и теряют способность к полноценному копированию своих предыдущих действий. Сказ про Белого Бычка превращается в работу типографии с изменяющимся качеством шрифта, в конце концов (смерть героя-Бычка) шрифт выходит из строя. Но Горенко А.Г. мужественно решает эту нелегкую задачу, путем обоснования действий сексапильной Тюлькиной из событий её будущей жизни. Он имеет на это право – масса людей, народов и государств, подчиняясь року предсказаний, пытались бороться с неизбежным, добиваясь обратного. Будущее, воплотившись в Прошедшем в предсказание Будущего, добивалось-таки своего. Классическим примером подобной роли предсказания могут служить древние сказки о младенцах, обреченных на разрушение царств и убийство законных властителей. Пытаясь бороться с роком, властители начинали так гадить младенцам, что последним оставалось только убить обидчиков по достижению совершеннолетия.
В многотомном романе молоденькая Тюлькина сходится с ровесником Синичкином, пытаясь досадить подружке Гришиной. Как тонко заметил выдающийся критик Эмануил Подводный (он же по совместительству известный физик-ядерщик Антон Рогатый) именно женская логика позволяет легко превращать временные явления во вневременные, замкнутые, циклично обусловленные фантазии. Дальнейшее прямо вытекает из еще более дальнейшего. Сойдясь с Синичкиным, Тюлькина создает основу для взаимного влечения Синичкина и Гришиной, что само по себе вызывает у Тюлькиной жажду мщения. Образующаяся циклическая взаимосвязь затем замыкается сама на себя, терзая читателя на протяжении 541 страницы. В итоге героиня оказывается в прежнем положении, но, детерминированная прошлыми событиями, она вынуждена создавать их зеркальное отображение на протяжении еще 541 страницы. Только после этого читатель оказывается перед выбором – начать читать текст заново или остановиться и остаться в полном недоумении концовкой, возвращающей его к начальной сцене.
Параллельно главному сюжету в романе присутствуют многочисленные побочные сюжетные линии. Они, естественно, построены по принципу замыкания на себя, но обосновываются ссылками на главную сюжетную линию. Это, так сказать, побочная реальность. Вне главного сюжетного цикла побочная реальность существовать не может. Поэтому, например, взаимоотношения Сапожкиной и Лютикова начинаются как протест против мстительного характера Тюлькиной, но не могут обрести самостоятельность. Оба героя вынуждены вмешаться в конфликт треугольника, после чего события их личной жизни обретают обратную последовательность. Потом их отношения снова обретают самостоятельность, приходят в исходную точку, соприкасаются с главной сюжетной линией, получают импульс и так до бесконечности.
Спросите, что мы имеем с фабулы романа, четко воспроизводящей процесс деления ДНК, замыкающейся на себя в пространстве ленты Мёбиуса? Эмануил Подводный восторженно говорит о прямой аналогии между процессом воспроизводства Вселенной путем цикла сжатия-взрыва-расширения и процессом самовоспроизводства жизни: «И там, и там помехой восприятия является время. Поняв вневременной характер Вселенной, мы можем уйти от понятия последовательности циклов и линейной зависимости. Вечность, растянутая во времени, превращается в дурную бесконечность. Признав, что предшествующая Вселенная появилась по воле последующей, мы можем уйти от необходимости отслеживать каждое действие во времени. Так и творение Горенко. Только поняв, что абсолютно не важно, роман ли Синичкина и Тюлькиной вызвал роман Синичкина и Гришиной или наоборот, читатель со вздохом «Ух!» может прекратить чтение на любой странице. Точно также обстоит дело с жизнью на Земле. Абсолютно неважно, появление ли динозавров вызвало появление человека, или необходимость появления человека вызвало появление динозавра. Поэтому книгу истории человечества посторонний наблюдатель, назовем его условно мистер Икс или мистер Бог, может всегда спокойно захлопнуть или отложить в сторону. Книга сама замкнется на себя, доказывая себе собственную необходимость».
Вот тут мы подходим к скрытой идее Горенко, как модно говорить, его мессэджу. Появление его романа обуславливается существованием терпеливого читателя. Самим фактом собственного терпения читатель доказывает Горенко необходимость его существования, а Горенко своим романом доказывает читателю его необходимость. То есть Горенко являет роль Бога для читателя, а читатель роль Бога для Горенко. Совершенно гениальная вещь, поскольку параллельно через своё творение Горенко сам себе доказывает необходимость собственного существования, а читатель листает роман, не всегда догадываясь, что тем самым сам обосновывает себе собственное существование в качестве корпящего над содержанием книги существа и существование вокруг него Вселенной, подарившей ему роман Горенко.
Еще более забавное явление возникает при попытке разрезать сюжет на части положить его отдельные отрезки рядом и сопоставить друг с другом. Мало того, что обратный ход событий создает «изнанку», детерминирующую каждый отрезок. Возникает матричная зависимость. То есть изменение одного эпизода требует изменение ряда других эпизодов ради сохранения их взаимозависимости. Тут мы впрямую соприкасаемся с идеей Вечного в новом ракурсе. Абсолютно не важно, прошлый эпизод сопротивляется последующему эпизоду или наоборот. Подгонку событий под логическую цепь явлений можно начать в любой точке. Возможность данного действия Горенко прямо поощряет ссылкой на соответствующее пособие. Она написана нашим критиком Эмануилом Подводным. В предисловии к данному пособию Подводный прямо призывает Горенко к написанию романа «Шиворот-не-на-выворот».
Вам это кажется интересным? Мне нет. Меня интересует роман Сапожкиной и Лютикова. Став побочным продуктом от главного любовного треугольника и не замечая этого, они превратились в фантомную реальность. Вращаясь вокруг главных героев, они хоть как-то оживляют матричные взаимодействия и жесткие взаимозависимости. Теперь представим, что они заметили всю систему взаимосвязей треугольника и собственную зависимость от него. Тогда в силу свойственного всем людям честолюбия они попытались бы повлиять на троицу. Например, купили бы пособие Подводного и принялись бы его читать с целью понять своё место в книге. Последствия понимания побочными героями своей роли в романе были бы ужасны. Роман начал бы сам себя переписывать, чтобы свести концы с концами. Это мне напоминает историю человечества и человеческой глупости. Можно сделать героев умнее, но тогда и творцу, и критику придется слишком попотеть, пытаясь остановить внутренние процессы, превращающие вечное в нечто произвольно меняющееся, и свести концы с концами. Кроме литературы у Горенко А.Г. имеются серьезные научные интересы. Годами совершенствовать свой литературный макет Вечной Вселенной он не может и создает компьютерную программу, способную понять прочитанный материал, но саморазрушающуюся при попытке задаться вопросом, зачем ей это нужно. Вот и я задумался над границами человеческой мотивации. Эй, Бог, ты Бог или копия вечности?


Рецензии
интересная миниатюра. хорошо , что просто так нельзя изменять ничего.

Женя Лучезарова-Луч   20.07.2008 02:44     Заявить о нарушении
Маленькая попытка увидеть мир как матрицу. С уважением

Алексей Богословский   20.07.2008 11:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.