Крепость духовная. Монастырь в Брестской крепости

КРЕПОСТЬ ДУХОВНАЯ

/Научно-просветительский журнал "Духовно-нравственное воспитание", № 3, 2006 г., г.Москва/


     I.  ТАМ, ГДЕ НЕБО РОДНИТСЯ С ЗЕМЛЁЙ
     Сейчас уже трудно представить себе этот живописный уголок на территории Брестской крепости-герое без этой тихой, светлой обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А когда сюда впервые приехала ее нынешняя настоятельница – монахиня Александра (Жарин) – здесь были только развалины: ни окон, ни дверей, ни крыши на здании... Но, кажется, самой жизнью это священная земля назначена быть местом, где в молитве соединяется Небо и земля…

     ИЗ ИСТОРИИ.
     Древнее предание говорит, что именно здесь, на Госпитальном острове, был когда-то монастырь в честь Рождества Богородицы. В энциклопедическом справочнике «Праваслаўныя храмы на Беларусi» под редакцией А.М.Кулагина читаем, что когда-то «у раёне Замухавечча знаходзiўся Свята-Раства-Багародзiцкi манастыр i меў 2 царквы: Свята-Раства-Багародiцкую i Святага Крыжа».
Известно еще и то, что в XVI веке обитель была разрушена униатами. Вот, к сожалению, только эти скудные сведения о монастыре дошли до нас.
     И понадобилось пять столетий, чтобы он вновь возродился на этом месте.
     История возникновения монашества уходит своими корнями в первые века христианства, когда Церковь Христова была гонима правительством. В то время быть христианином значило лишиться всех гражданских прав, всего имущества, а нередко и жизни. Поэтому принять христианство было следствием сильного убеждения и глубокой веры. После того, как гонения прекратились, аскетическая жизнь христиан ослабла. Веру христианскую принимали уже не всегда по убеждению, чаще – по обычаю. Вот тогда-то, убегая из шумных и роскошных городов, имея желание жить по Заповедям Божиим, явило себя монашество.
     На Руси монастыри начинают развиваться с XI века. Их роль была громадна. Будучи сердцевиной религиозной жизни Древней Руси, они становились крупнейшими центрами образования. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней крупицы священной истории русского народа. Процветали в монастырях такие виды искусства, как иконопись и книжное писания. Выполнялись переводы богословских, исторических и литературных произведений.
Монастыри отличались строгостью правил внутренней жизни: безбрачие, нестяжание, пост, труд, молитва, деятельная любовь – таков крестный подвиг монашества. Именно оно дало таких святых пастырей, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский.

***
     Возрождение монастыря на брестской земле также обязано монаху. Отец Софроний (Ющук), еще будучи архимандритом Ляденского мужского монастыря, что под Минском, посещая как-то Свято-Никольский гарнизонный собор в Брестской крепости-герое, и умиляясь красоте, тишине и немноголюдности этих мест, подумал, что неплохо было бы устроить здесь обитель…
Богу было угодно, чтобы отец Софроний стал Еепископом. Мало того, назначенным Управляющим Брестской кафедры. Так, в феврале 2001 года, владыка Софроний, Епископ Брестский и Кобринский приступил к воплощению своей идеи.
     Городские и военные власти легко уступили Церкви стоящее бесхозное полуразрушенное здание бывшей военной казармы . И 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы - 2001 года здесь был отслужен первый молебен. Порог обители переступили первые её насельницы...
Ровно через год, 4 декабря 2002 года, уже новый правящий архиерей - Преосвященный Иоанн (Хома), Епископ Брестский и Кобринский совершил освящение престола домовой одноименной церкви монастыря. И жизнь тихой речушкой потекла к Вечности…
Сегодня обитель просто не узнать: просторные келии, светлая трапезная, обширная библиотека, швейные мастерские! И подвизаются здесь уже 29 насельниц.

     II. БРЕСТСКИЕ ЗОЛОТОШВЕЙКИ
     Только когда, преодолев расстояние и собственную лень, приезжаешь сюда, понимаешь, как же здесь хорошо! Тишина… в том смысле, когда отдыхает и слух, привыкший к постоянному городскому уличному шуршанию шин, и глаза, которым чистый горизонт света закрывают в городе высотные дома, и душа, молитвенное состояние которой щедро дарит Свято-Рождество-Богородичная женская обитель в Брестской крепости.
     С благословения настоятельницы этой географической «жемчужины» – Игуменьи Александры и в ее непосредственном дружеском сопровождении пытаюсь вновь постичь непостижимое призвание - служение Богу и людям.
Дни Великого поста в монастыре ничем не отличается от обычных дней. Разве что молитвы становятся продолжительней и печальнее. А труд… труд во все времена сопутствовал монашествующим. И если в марте еще рано возделывать огороды, то рукоделие не подвластно никаким погодным условиям.
     Именно рукоделие издавна считается прерогативой монастырей. И вот уже 3 года, как здесь действует швейная мастерская по пошиву священнических облачений и вышивке необходимых предметов алтаря (Плащаницы, покровцы, воздухи...). Заведует этой сложной и многообразной работой монахиня Арсения. Невысокого роста, худенькая, с проницательными глазами, матушка очаровывает своей обаятельной улыбкой, напрочь снимая первое впечатление о своей строгости, когда рассказывает о своих любимых подопечных. Их у нее 8 человек: 5 работают в золотошвейной мастерской и 3 – в пошивной.
     Идем в золотошвейный «цех»: небольшая комната, в которой и размещается золотошвейная рукодельная. Высокий шкаф с полочками весь завален золотыми тесемочками, ниточками, булавочками и прочей сверкающей «мишурой», необходимой для нарядного убранства церковных облачений. Все это, в том числе и ткани, привозится из Москвы. В Беларуси, к сожалению, золотошвейное рукоделие - этот древний и поистине царственный вид искусства - только воссоздается. Почему царственный? Потому что зарождался он в монастырях и царственных светлицах (так назывались комнаты, одна из стен которых была сплошным венецианским стеклом, изобильно пропускающим свет в помещение, - отсюда и название. Стекло в ту пору, когда про электричество еще не знали, было слишком дорогим преимуществом).
     Знакомлюсь с нашими «ласточками»-золотошвейками. Заворожено смотрю, как Виктория,
23-летняя брестчанка, аккуратно наносит золотые стежки на шелковую ткань, плотно натянутую на подрамник, – вышивает покровец (плат, которым накрывают Чашу в алтаре).
25-летняя Надежда – первая помощница матушки Арсении – на все руки мастерица виртуозно исполняет любое задание: будь то вышивка, крой или шитье.
     А как торжественно-красиво разлился на шелке речной жемчуг, который выкладывают старательные руки 32-летней Инны. Оказывается, благодаря своим неровным граням речной жемчуг позволяет преломляться солнечному свету, создавая неповторимую игру светотеней!
Работа с жемчугом очень сложная. Например, для того чтобы проложить жемчужную «тропинку» на священническом облачении, сначала делается намётка, затем кладется настил, потом выкладывается канитель и только после всего этого закрепляется жемчужинка.
     А у 19-летней Надежды – предпасхальные работы. Она занята вышивкой бисером Пасхальных сувенирных яиц. Собственно, вышивать бисером Надежда начала с 1 марта этого года. Да-да, именно! А вот то, как у нее это легко и красиво получается, свидетельствуют сами цветочные искристые композиции, мгновенно отображающиеся изящными мини-картинками на мягком велюре, которым обтянута деревянная заготовка-яйцо.
     Сама хозяйка этой золотой страны - монахиня Арсения - занята вышивкой по шелку Лика Пресвятой Богородицы. Труд этот очень кропотливый и ответственный, например, лик Херувима, который тоже вышивается вручную на одной из сторон покровца, занимает целый день! Затаив дыхание, наблюдаю, как из-под тоненькой матушкиной ручки льются золотые ручейки, плотно льнущих друг к другу стежков, и появляется щечка Богородицы! Необъяснимое чувство радости вырывается наружу непроизвольным: «Помоги, Господи!».

     III. НА КАНИКУЛЫ – В МОНАСТЫРЬ!
     Тихая обитель Богородицы стала прибежищем не только монашествующим. За эти годы её полюбили и облюбовали многие. И те, кто приходит в домовую церковь на праздничные и воскресные богослужения, желая хоть на какое-то время отдохнуть от суеты и приблизиться к Свету; и те, кто ищет совет и поддержку у людей, обличенных в духовные одежды; и те, кто только делает первые осторожные шаги в мир христианства, интересуясь аскетикой монашеской жизни.
Эти поиски понятны нам, взрослым, уставшим от повседневных забот и хлопот. Но каково же было мое удивление, когда я услышала, что именно этого: благодати и чистоты – ищут и наши дети!
     Уже стало доброй традицией для некоторых школьниц проводить свои каникулы в монастыре.
     Восьмиклассница Оля Белобродская из д. Зедерть Жабинковского района старательно выполняет своё послушание: аккуратно выкладывает из кофемолки в тарелку размолотое семя льна. С улыбкой рассказывает она, что приехала сюда уже второй раз, потому что здесь «хорошо, тихо и спокойно. Подружки мои просто завидуют мне, вот, говорят, тебе хорошо!».
      Шестиклассница Лена Кузьминчук из д. Яечковичи Ивановского района Брестской области также свои дни отдыха от учебы во второй раз посвящает посильным трудам во славу Божию. Свое послушание – посудомоечные работы в монастырской столовой – выполняет старательно. А на вопрос чем же тебе здесь нравится, смущенно улыбается, пожимает плечами и выдает кратко, но ёмко «Всем!», продолжая тщательно вытирать помытые тарелки.
     Девятиклассница Аня Биженко учится в СШ № 31 г.Бреста. Она в монастыре на каникулах впервые. Нравится буквально всё: дружная сестринская семья, монастырские службы, монастырская кухня... Но впереди у Анны – экзамены. Так что она прекрасно понимает, что без Божией помощи не обойтись. Вот и приехала и поработать во славу Божию, и помолиться об успешной сдаче экзаменов. Бог - в помощь тебе, Анечка!

     ВМЕСТО ЭПИЛОГА
     Тепло и по-домашнему уютно в обители Владычицы. Воздвигнутая на границе Отечества (буквально в нескольких шагах – пограничный переход с Республикой Польша), эта духовная крепость призвана быть стражем на рубежах Святой Православной веры. Хранить её устои и свято чтить свои обеты.


© Ольга РОЛИЧ, г. Брест.
Фото автора.






PS
ПРОДОЛЖЕНИЕ темы: "Вошедшая в Радость" - http://www.proza.ru/2011/10/11/1631






PPS

НИКОЛЬСКОЕ ПОДВОРЬЕ В ВЕЖНОМ (скит в Пружанском районе)
/10 августа 2021 года/

          Нынешний год богат на значимые даты в  жизни Рождество-Богородицкого женского монастыря в Брестской крепости.
          Во-первых, исполняется 20 лет со дня основания этой обители на территории Волынского укрепления. В декабре 2001 года здесь был отслужен первый молебен и первые насельницы робко  переступили порог монастырского корпуса, который на тот момент представлял собой старое полуразрушенное здание казармы расформированной в 1993 году военной части...
          Во-вторых, в августе этого года брестский Рождество-Богородицкий монастырь отпраздновал 15-летие со дня основания своего Никольского подворья – скит Вежное (Пружанский район) и 250-летие Никольского храма.
          В праздник Смоленской иконы Божией Матери, которая особо почитается в обители после чуда обновления старинного Смоленского образа, правящим архиепископом Иоанном был освящен крест и купол для строящейся здесь, в скиту, новой церкви в честь святого праведного Лазаря Четверодневного. После освящения и купол, и крест были водружены на храм...
          ...Да, одному Богу известно, что стало бы с этим обветшалым за века храмом в почти умирающей деревне, с заброшенным источником целебной воды... если бы не привел сюда Божественный Промысл горячие монашествующие сердца?
          И вот она – очевидная черта настоящего монашества: преображаясь сам, преображай вокруг.  Сегодня и старинный храм обновлен, укреплен и украшен звонницей, и скит расширяется (строится монастырский корпус с богадельней и домовой церковью), и совершенно преображен источник, освященный в 2019 году в честь святителя Николая. Благодаря трудам благочестивой матушки Александры и пожертвованиям добрых людей у источника построены две вместительные купальни – мужская и женская, водоразборный колодец, а входную арку, открывающую путь к источнику, расписали брестские мастера-иконописцы Сергей Каркатадзе и Сергей Волошин.
          События эти свидетельствуют о том, что монашеская жизнь на Брестчине возродилась совсем не зря: и людям – помощь, и Небу – радость. Так что свой главный монастырский праздник в этом году (21 сентября) обитель встречает с особой молитвенной благодарностью Богу и людям.   

Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ
08.09.2021 г.


Рецензии
Добрый трогательный рассказ о жизни обители. Очень понравилось. Спасибо Ольга.

В Шамордино на каникулы тоже приезжают девочки с разных уголков России. Трудятся на послушаниях во славу Божию и отдыхают душой возле речки Серены.

Елизавета Басова   09.05.2008 19:25     Заявить о нарушении
Благодарю, Елизавета, за прочтение и отклик... Надеюсь, что еще кому-нибудь это будет интересно:)
Я бы сама /в то советское время своей юности/ никогда бы не подумала, что так - благодарение Богу! - может устроиваться жизнь!
...в этой обители (а я во многих местах уже побывала) удивительное ощущение...спо-кой-стви-я души... я думаю, так бывает только там, где живёт молитва... Здесь не увидишь спешащих и неприветливых монахинь... здесь всё дышит любовью... удивительно! и радостно!:))

Ольга Ролич   13.05.2008 10:18   Заявить о нарушении
Замечательно.
Дай Вам Бог, и в дальнейшем, посещать благодатные обители и рассказывать нам о них.

Елизавета Басова   13.05.2008 20:43   Заявить о нарушении
Спасибо Ольга! Не появилось желания оставить чтение, пока не дочитала. Светло, легко с благодарностью к Вам, что смогли сохранить в памяти, записать и передать нам,читателям. Будьте здоровы.

Мария Куликова-Радостная   05.02.2013 14:02   Заявить о нарушении
Спасибо, Мария, что почитали и отозвались..хоть и в чужой рецензии.
И Вам - радости духовной и добра сердечного!
с уважением,

Ольга Ролич   06.02.2013 09:57   Заявить о нарушении