Прощай, моя деревня. Глава 9

От воспоминаний никуда не деться.
У меня было много подруг. Мы играли, сидя у наших ветел, стоящих между нашим и соседским домом, играли в куклы, пошитые бабушкой из соломы и тряпочек.
Очень часто бегали вдоль деревни по дороге, по тропкам вокруг деревни. Бегали в сочные луга. где ели щавель и другую травку. Мы знали, какую траву можно кушать. С утра до позднего вечера, с ранней весны до поздней осени бегали вокруг деревни босиком. Знали, где в болотце жила рыба, мы и ее ловили корзинками. Знали все ягодные места, знали все поля, пастбища. Бегали к скотному двору, стоявшему за деревней, бывали в риге, где шла молотьба, купались в пруду. Добегали до леса, через ручейки и болотца, через канавы, через кустарники. В лесу лакомились черникой, земляникой, ежевикой. Учились играть в лапту и другие игры. Лазали по высоким деревьям, их в деревне было много.
Ругались и мирились. Взрослые никогда не вмешивались в наши детские забавы, не мешали детским развлечениям. На улице всегда было шумно от детских криков, смеха, хохота.
Однажды рано утром в начале осени мама разбудила меня и пригласила пойти с ней в лес за клюквой. Я вскочила, надела платьице с кофточкой и взяла корзиночку.
Мы вышли из дома и пошли по росистой тропке задами (т.е. за домами и пристроенными к ней дворами, где находилась скотина). Я бежала за мамой босиком, видимо обуть было нечего. Резиновых сапог тогда не было. Ноги мерзли, но я терпела. Очень хотелось в лес.
Дошли до леса и свернули налево к болоту. Солнце только что встало. В лесу было темновато. Пока шли дальше к клюквенному месту, становилось светлее.
И вот мы на болоте, ноги вязнут в мягком, пока еще холодном мху. Показались кочки с красными ягодами. Мы начали собирать клюкву. Вдруг мама тихим голосом позвала к себе.
-Смотри, дочка, вон по моей кочке поползла змея, это опасная гадюка,-сказала мама.
Я увидела, как гадюка спешно уползла от нас. Она была небольшой длины, серого цвета. Так впервые я увидела гадюку, и не дай Бог на нее наступить.
В лесу мы собирали ягоды, становилось все теплее. Воздух был свеж и чист, было безветренно, тихо.
(Продолжение следует)
 


Рецензии