Действие IV

Действие IV.
Явление 1.
Вечер. Гостиная. Собирается множество гостей.
Варвара Алексеевна и Павел Петрович Златовские,
Орлов, Говорухин, позже Федор.

Варвара Алексеевна
Всем добрый вечер, господа!
На бал приехала я вовремя сюда.
Так скучно было мне без вас.
Скорее, Петр, вы представьте нас!

Говорухин
Варвара Алексеевна и Павел Петрович
Златовские: люди добрые, прекрасные,
Простые. Варвара Алексеевна нам часто
Помогает, а Павел Петрович
Скуку развевает.
Чудесные друзья, чудесные соседи,
Да как бы породнились наши дети.

Варвара Алексеевна
Вы, по-моему, Гришенька Орлов?
А чин имеете каков?

Павел Петрович
Да-да! Какое положенье в обществе
У вас?

Говорухин
В деревне долго Гриша собирался жить,
Но, а потом надумал послужить.

Павел Петрович
(удивленно)
Так вы знать сельский житель?
Наверно, сложно вам средь нас
Найти обитель?

Варвара Алексеевна
(в сторону)
Фу! Русский мужик из села,
А еще его умным человеком сочла.
(вслух)
Ну, что ж, раз вы в деревне были,
Может богатство там нажили?

Орлов
Когда отец в отставку заявил,
Всю жизнь свою он напрочь изменил.
Из города в деревню с матушкой
Отправился. От жизни городской он
Еле как оправился,
Где кругом сплетни, клевета,
Ложь, обман и пустота.
У нас свой дом, свое хозяйство.
Поверьте, там душа моя, там счастье:
Обширные леса, массивные равнины,
Зеленые луга, прекрасные долины.
Там радость жизни увидел я,
Там таинственна природы красота.

Варвара Алексеевна
(в сторону)
Совсем уж деревенщина оговорился,
Наверное, умом он сильно повредился.
(вслух)
Павлушенька! Пойдем скорей,
А то Крапивины уж у дверей.

Варвара Алексеевна и Павел Петрович уходят.

Говорухин
Надо Крапивиных нам встретить,
А их приезд у нас отметить.

Федор
Вас Простолюдов на улице ждет.

Говорухин
Сейчас не время. Пусть он уйдет!

Явление 2.
Крапивин с дочерьми, Говорухин, Орлов.

Крапивин
Но вы, мой друг, напрасно время
Не теряли? Нас, как гостей,
Надеюсь, поджидали?
А Марья Львовна? Что-то здесь ее
Не вижу.

Говорухин
Ей не здоровится.

Крапивин
Вот, ужас! Что я слышу!

Говорухин
Но ничего. Потом она придет.
Ведь вряд ли бал наш не найдет.

Крапивин
Вы пуговку-то на жилете застегните,
Меня уж правильно поймите.

Говорухин
Благодарю.

Крапивина
Ну, наконец и Боголюбовы пришли,
До бала нашего дошли.

Говорухин
Давайте мы продолжим с ним
О Боге длинный разговор.

Крапивин
(в сторону)
Опять Семен ведь скажет вздор.
Какие глупости он говорит,
Что даже портит аппетит.

Говорухин
Вои Медведев, да и
Пташков, мой секретарь.

Крапивин
(в сторону)
Какой-то глуповатый пономарь.

Лиза
(тихо)
Анастасии! Похоже, в Орлова я влюбилась,
Во мне сердечко-то о нем забилось.
Ты посмотри: как улыбается он мне.

Настя
А вроде бы и не тебе.

Лиза
Да что ты говоришь!
Да что ты понимаешь!
Любви моей ты точно уж не знаешь.
Ох, сердце сильно у меня стучит.
Лицо, надеюсь, не горит?
Иль я бледна немного?

Настя
Тебя так утомила длинная дорога.

Марья
Смотри же, Настенька, какой Орлов!
Муж будет мой только таков.

Настя
(в сторону)
То Лиза, то вдруг ты.
Зачем же вы в Орлова влюблены?

Явление 3.
Те же и Боголюбовы, Златовские, Медведев,
Пташков, Екатерина, Марья Львовна, Анна.

Екатерина
Я для гостей сегодня лишь сонет сыграю.

Варвара Алексеевна
Простите. Я не понимаю.
Сонет? Но что это такое?

Екатерина
Послушайте, сперва произведение простое.


Екатерина садится за фортепиано и небрежно перебирает
 пальцами по клавишам.
(поет)
До-ми-соль! До-ре-ми!
Ре-до-соль! Си-ля-си!

Варвара Алексеевна
Милочка, не уж то это вы прекрасно
Так сыграли?
А как же раньше такой талант
Мы в вас не замечали?

Гости громко хлопают.

Павел Петрович
Я вашим голосом, Екатерина, поражен!
И красотою полностью сражен.

Пташков
Талант! Поверьте, и ни что иное.

Медведев
Ведь слово подобрать не знаю уж какое.
Я восхищен и музыкой и пеньем!

Крапивин
(в сторону)
Каким же надо обладать терпеньем?!

Боголюбов
Послушайте, теперь моего Ванюшу,
Чтоб стих его запал надолго
В вашу душу.

Ванюша
(громко)
Мой Бог! Воскрес, ожил…
Наш Бог…

Боголюбов
(тихо)
Наш Бог воскрес.

Ванюша
Наш Бог воскрес…
Уж не помню, папенька, забыл.

Боголюбов
Когда учили, все мне говорил.
Ведь не стих, а целая поэма.

Говорухин
Но здесь серьезная проблема!
О боге Ваня говорил…

Боголюбов
Да, да. Он сам об этом сочинил.

Говорухин
Мы все о боге слышать не желаем!

Варвара Алексеевна
Я и Павлуша вас прекрасно
Понимаем.

Боголюбов
Тогда опять давайте спорить.

Крапивин
(в сторону)
Не уж то снова будем вздорить?

Орлов
Вы, батюшка, раз Бога почитаете,
Наверно, бескорыстно помогаете?

Боголюбов
Ну да… Бывает иногда…
Я помогаю. Людей простых благословляю.
Ведь вера для меня сильнее всех.

Орлов
А не таите ли вы грех?

Боголюбов
Да как вы смеете!
Попу такое говорить?

Орлов
Я вижу, как умеете
Семен Семеныч жить?

Говорухин
Давайте-ка закончим спор,
Ведь не получится спокойный разговор.

Крапивин
(в сторону)
Как жаль, что слово даже не сказал,
А то себя бы показал.

Явление 4.
Орлов, Анна, потом Екатерина с подругами.

Орлов
Милая, Анна! Как счастлив,
Что вижу вас. Я долго думал все о нас…

Анна
Прошу, Григорий, не говорите ничего,
Ведь все уже не нами решено.

(молчание)

Орлов
С первой встречи вас полюбил,
С первого взгляда считал вас своею,
Но об этом не говорил,
И вашей руки еще не просил.
Согласны ли вы быть моей женой?

Анна
Я буду всегда вместе с тобой!

Орлов
Сегодня, милая, я уезжаю.
Мне душно в обществе и тяжело,
Лишь об одном тебя умоляю,
Поедем же в мое село.
Здесь, в доме этом,
Люди так бездушны и глупы,
Что не выдержали больше силы мои.

Анна
Сегодня поезжай один, любимый мой!
И знай, что я поеду за тобой.

Екатерина
Так и знала, что здесь наши
Два голубка,
Каких-то глупых дурака.

Орлов
Уж лучше быть мне дураком,
Чем оказаться в обществе таком.

Лиза
Пойдемте, Орлов со мной танцевать!

Марья
Пойдемте лучше на фортепиано играть!

Орлов
Но нет, уж извините,
Пожалуй, лучше без меня идите.

Явление 5.
Все гости Говорухина, Орлов.

Орлов
Вы друг на друга посмотрите!
Кого под маскою своей таите?
Кругом живет здесь ложь и клевета.
А каждый льстец иль лицемер –
Одна лишь пустота.

Здесь и Крапивины, которые так едко
Втихомолку, словом жгут.
И Златовские, что деньгами
Лишь живут,
Для них ведь главное:
Богатство и
Общественное положенье,
А остальное –
Только наважденье.

И вы, Семен Семеныч Боголюбов,
Хоть вашу веру истинной
Назвать хотите,
Так не стесняйтесь, назовите!

Еще забыл сказать,
Как дамы ваши сплетничать умеют,
От этого все разом молодеют.

Вы, бесталант талантом называете,
А бесталантливых людей
Уж сильно восхваляете.

Одумайтесь! Кто вы такие?
Медведевы? Пташко;вы? Златовски;е?
Да впрочем поздно
Вам об этом говорить.
Не буду больше вас учить.

N.T.
Карета подана, Григорий Алексееч!
Орлов уходит.

Явление 6.
Те же.

Говорухин
Да как посмел этот мальчишка
Такое говорить?!
Да как посмел гостей моих судить?

Медведев
Хоть понял во время, что надо
Уезжать, а я было хотел и в чин его
Его немалый записать.

Пташков
По-моему, про меня он вскользь
Что-то сказал.
Ну ладно про таких
На ус я записал.

Варвара Алексеевна
Павлуша! Он о нас
Нелестными словами отозвался.

Павел Петрович
Да сам и бегством –то попался.

Варвара Алексеевна
(в сторону)
Так и знала, что Орлов –
Деревенский дурак.
Может, у них не село,
А военный барак?

Говорухин
Какой позор навлек
На нашу семью.
Это ему никогда не прощу.
Завтра весь горд об этом
Будет говорить.
И мое честное имя
Ужасно чернить.
Явление 7.
Слуги P.D. и N.T.

P.D.
Сегодня в барском доме
Все возмущены.
Таким исходом бала совсем
Поражены.
Ведь каждого Орлов сумел задеть,
А обстановку дома
До огня нагреть.

N.T.
Сегодня пусть все здесь
Возмущены.
Но завтра бал, может.
Снова будет.
И счастье опять
В барском доме прибудет.

Конец IV действия.


Конец.


1998 - 1999 г.г.


Рецензии