С Днём Победы! Мама. Спасала блокадников от картош

С Днём Победы! Мама. Как отнимали картошку у блокадников, чтобы уберечь их жизнь
(Это точное название, но оно здесь в заголовок не помещается).


С Днём Победы!..

...я с теми, кто помнит и чтит подвиг Поколения Победителей.
И папа, и мама - фронтовики, я на всей повседневности нашей жизни видела, как тяжко война проехала по обоим. Добрая им память, мир их могилам...


Мама была врачом, а в войну служила фельдшером, так как ушла на фронт после всего лишь второго курса мединститута. Блокадный Ленинград - медпункт на судоремонтном заводе, потом вывоз населения в санитарном поезде. В дороге некоторые ленинградцы гибли от... еды! Выменивали вещи на картошку, варили (или пекли?) её в вёдрах и съедали вёдрами, не в силах прекратить есть... Эти люди всё знали, они видели, как их попутчики едят и умирают, - но просто не могли остановиться. Это ужас... И ведь их кормили в поезде, и хорошо кормили, - но их не покидал грызущий, лютый, ненасытный голод!..
Экипаж поезда, и мама в том числе, всячески бдили, и зачастую им удавалось предотвращать такие случаи. Но всё-таки некоторые люди, от голода совсем потерявшие управляемость, с большим хитроумием умудрялись тайком выменивать картошку, прятали и ели её, не давая себя спасать.
Не знаю, как мама это пережила. Отнимать у измученных людей то, что испокон веку считалось пищей, поддержанием жизни... видеть людей в таком расчеловеченном состоянии... и быть бессильной помочь им, тем более для врача, очень любившего людей, сострадавшего им, - настоящая трагедия.

...Потом служба в полевом госпитале. Среди всего - несколько самых тяжёлых дней было, когда целиком весь госпиталь попал в окружение, с ранеными и больными. Но, к счастью, им в полном составе удалось выбраться.

Маму звали Лидия Ивановна, девичья фамилия Епифанова, по мужу Лукина.

Она скончалась в 1996 году.



Москва, 09 Мая 2008 г. 20:26

- - -

P.S. История с пирожными

Знакомая блокадница, очень пожилая уже, всегда с удовольствием угощалась пирожными, которые я приносила, приходя к ней в гости. А пирожные я покупала довольно простые, соответственно своему кошельку. :) И мне было за это немножко неловко.

Однажды решила "разориться" и угостить её роскошными! Такие нарядные, маленькие, с высокими шапками из взбитых сливок.

Но красота и воздушность пирожных не имели особого успеха у моей знакомой. Она искренне порадовалась просто гостинцу, - а я про удовольствие съесть, вот оно-то оказалось почти на нуле. И знаете, почему? Теста мало - не сытно, не напоминает хлеб!.. А обычные мои толстенькие прямоугольные полоски из песочного теста, оказывается, нравились ей как нельзя лучше. И именно по этой причине: сытно...

А было это спустя лет пятьдесят после блокады. Когда, казалось бы, совсем уже давно восстановилась привычка есть каждый день, и хлебом, казалось бы, не удивишь и не порадуешь...


- - -

Дополнение - Ответ Роману Юкку (см. его рецензию):

Строгое слежение? да, наверное, это тот случай, когда строгая принудиловка - самый добрый и лучший метод.
Ведь предупреждения не на всех настрадавшихся действовали. Самый трагизм в этом. Все всё знали, но некоторые не имели сил остановиться.

Мама, возможно, была назначена как раз в один из первых санпоездов. Т.е. столкнулась с проблемой в полной её тяжести. Думаю, что так.

- - -
Иллюстрация 9 Мая 2017 г.:   Шлиссельбург, 2016.


Рецензии
Какая Вы молодец, что рассказали нам об этом.
Самое ценное -воспоминания наших родителей.
Как важно, что хоть что-то они нам оставили.
Но, к сожалению, мы порой были так невнимательны.
Вечная помять, низкий поклон Лидии Ивановне Епифановой,
по мужу Лукиной.
С теплом-

Галина Преториус   05.05.2019 21:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина.
Хочется ответить словами из Вашего рассказа "Бабушка": "с годами я всё яснее понимал, что при всей духовной близости мы бессильны перед временем, которое безжалостно увеличивает расстояние между нами."
И всё-таки да, как можем - держимся за ниточку из фрагментов воспоминаний. Она крепче, чем может показаться.

Лера Сейгина   07.05.2019 21:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.