Татьяна Викторовна

Вам, наверно, просто было любопытно узнать - "кто это такая - "Татьяна Викторовна"? Всё очень просто - это моя мать. Да, именно - мать, а не мама. Можно, я начну с начала?

Жила-была девочка. Таней звалась. Родилась она в год окончания Великой Отечественной войны, а именно в 1945 году
(это для нынешних школьников уточнение, а то у них в голове, при действующей системе образования, все цифры перепутались).

Ну вот. Девочка эта очень учиться любила. Так ей было приятно, когда отметку "отлично" ставили, да еще в пример всем нерадивым ученикам приводили! Она, вообще, одиночка по натуре была, а еще очень не любила, когда что-то выпадало из привычного образа жизни - прямо до слёз. А еще она рано поняла, что в жизни надеяться придется только на себя: отец целыми днями на заводе вкалывает, а мама с младшим братом, непутевым, вся измоталась.

Вот училась-училась девочка Таня в школе, а потом возьми и поступи в Московский электротехнический институт связи.
А факультет-то! "Автоматика, электроника и телемеханика"! Туда и мальчики-то некоторые боялись сунуться, а тут девчонка.
Но Таня была "стальная" девочка. В смысле натуры и характера. А чтобы вы поняли, что была за семья у Танюши, можно только упомянуть, что ни мама, ни папа знать не знали, что Таня уже в институт поступила и учится на первом курсе, когда спросили её: "Ну как, Татьяна, дела в школе?". Тогда только Таня всё и рассказала. А когда название факультета произнесла, мама её ничего не поняла. Сказала только: "Хорошо, хорошо. Молодец". А чего "молодец" - и невдомёк ей.

Ну, ладно. Стала учиться. Прямо лучше всех на курсе. У других-то барышень всё мальчики да танцы в голове, а наша Таня - знай себе над учебниками корпит. Готовится к карьере, так сказать. Авиационная промышленность в то время - престижная область, между прочим, была. Да-да, по окончании института Татьяна должна была заниматься навигационными системами в авиации.

Но вот и институт окончен. Распределение хорошее получила. В "ящик". Тепло, светло, тихо, люди интеллигентные вокруг да и зарплата на первое время очень даже приличная. Тут у Танечки по её личному расписанию жизни замужество, так сказать, стояло. Всё бы ничего - она девушка симпатичная, умная, да и одеваться стала хорошо. Только уж всё юноши попадаются не по ней. Очень придирчива и требовательна была она. Но вот (наконец-то!) появился молодой человек, который более-менее отвечал всем Танечкиным параметрам: и красивый, и умный (тоже из области авиации, тоже инженер). И Танечка ему очень, ну очень-очень!, нравится. Свадьбу сыграли. Только на свадебных фотографиях у Танечки всё равно лицо получилось настороженное: "а вдруг - ошиблась, а вдруг - обманут?".

После свадьбы Татьяна с детьми не торопилась. Не такая дура, как некоторые её подружки-веселушки. Для себя пожить сначала надо. Даром, что в Союзе из контрацепции - только "изделие №2", да и то купить стыдно. Когда девушка "с головой" - всё будет в порядке.

Года три "для себя" жили. "Пора ребёнка заводить" - решила Танечка. Всё по расписанию. Специально взяла отпуск вместе с мужем, летом, чтобы ни на что не отвлекаться и правильно питаться. Получилось. А как же! Всё у Татьяны по графику. Ни разу еще не прокололась. Родилась девочка. Я (то есть эта самая девочка), когда у неё спросила: "А ты кого хотела - мальчика или девочку?" получила ответ: "А мне всё равно было". Не поспоришь. Действительно, какая разница - "мальчик или девочка"? Ребенок - он и есть ребенок. Маленький, сопливый, да ещё кормить надо. А кормить-то и нечем было. Нет молока - и всё тут. Она мне рассказывала: "Всю грудь изгрызла ты мне - а там так ничего и не появилось". Но ничего - мир не без добрых людей. Договорилась с одной мамашей, у которой молоко пёрло, как из рога изобилия: до года молоко у неё покупала. Потом, когда я выросла, сказала мне: "А кормилица-то твоя - еврейка. Может ума прибавится". Евреев всегда интеллигенция уважала. Так, на всякий случай.

Как мне год исполнился - Татьяна Викторовна сразу на работу выскочила. А как же! Самолёты, того гляди, все попадают, пока она с ребенком дома прохлаждается. И мама её, то есть бабушка мне, тоже при деле будет. Непутевый-то брат давно вырос, и женился, и работает. На заводе. С папашей вместе. Там и пригляд, и отношение снисходительное. Только с моим отцом, то есть с мужем, всё расклеилось. Вроде и работает, и дочку любит - да всё что-то не то. Ну и развелась. Так до сих пор и не может объяснить - почему. Я-то уже взрослая, любую правду можно сказать - но нет, молчит. "Гулял?" - "Нет". "Пил?" - "Нет". "Денег не давал?" - "Давал". Только как Татьяна Викторовна что-то решит - так и будет. А уж если человека из жизни вычеркнет - то и никто из её окружения с ним общаться не будет. Даже дочь.

А дочка-то растёт. Детский сад. Школа. Сначала по всем предметам хорошо училась. Потом совершенно ясно стало - гуманитарий. Только Татьяну Викторовну это не устраивало.
Ну сами посудите - разве это достижение?: писать сочинения в 6 классе на уровне института? Или на скрипке отлично играть? Или с хором в качестве вокалистки первое место занять? А когда дочка стихи писать начала - посмеивалась только: "Ты вот корень-то квадратный вычисли - тогда и посмотрим, что ты из себя представляешь".

Ну, от Татьяны Викторовны тоже кое-что передалось, видимо, на генном уровне. Тоже всё старалась по расписанию да по правилам делать. Делала-делала - да и срывалась. Не терпела моя натура режима четкого, рамок и условностей. В глаза лепила, что думала. Любила так, что всё вокруг взрывалось. Смеялась так, что всех вокруг заражала. Татьяна Викторовна была в шоке. Я - тоже.

До определенного возраста я была уверена, что меня взяли из детского дома. Настолько разной была энергетика моя и Татьяны Викторовны, настолько чужим был (да и есть) мне этот человек. А ещё я очень завидовала другим девочкам, когда их собственная мама называла их ласковыми именами, поправляла бантики, гладила по головке, шепталась о чём-то женском и хихикала. Я тоже так хотела. Но знала, что никогда у меня такого не будет.

Хотя нельзя и не отметить некоторых разумных приёмов воспитания меня в подростковом возрасте. Когда мне было лет 16 - стала я поздно приходить домой. Других девочек ругали, просили звонить, не пускали гулять в наказание. А Татьяна Викторовна - ничего. Молчок. Ну я стала ещё позже приходить. И ещё. Ни гу-гу. Как будто ничего не происходит. Тут меня спортивный интерес обуял. Взяла и не пришла вообще домой. Утром вернулась - тишина. Даже не спросила, где я была. Ну, думаю - совсем ей на меня плевать. Спрашиваю: "Почему никогда не интересуешься - куда пошла, с кем, когда вернусь?". А она в ответ: "Ты ведь очень умной себя считаешь. Вот и проверим".
О п а н ь к и! Теперь когда и хотелось чего-нибудь эдакого отчебучить - сразу - стоп! Ведь скажет: "Вот и проверили. Глупа ты, Ольга". Ну уж дудки!

После школы встал вопрос (прямо по Маяковскому!) - кем быть? В смысле, какое высшее образование получать. С кем дочка посоветуется? Конечно, с мамой! А она в ответ: "Я сейчас тебе посоветую - а тебе потом учиться там не понравится, меня же обвинять и станешь". Хочу сказать - вещами и деньгами меня никогда она не баловала, даже более того - одевалась я всегда паршивенько. А при моей романтичной и артистичной (на тот период) натуре этот факт очень больно по самолюбию ударял. Ну и пошла работать. Как ни странно - довольно успешно. Но это уже другая история получается, про меня. А мы-то ведь о Татьяне Викторовне хотим узнать.

Очень её перестройка подкосила. "Ящик"-то закрыли. Самолёты новые теперь никому не нужны. Татьяна Викторовна, когда узнаёт об очередной авиакатастрофе - злорадно усмехается. Оно и понятно. Ну, ладно. Перестройка перестройкой, а денежки-то зарабатывать надо. Пошла диспетчером на один завод напитков (каких - уточнять не будем). Деньги хорошие. Контингент - тоже, в кавычках. Очень она страдала от такого окружения. А больше всего от того, что все её планы и расписания насчёт жизни рухнули. А новых построить не может. Ортодоксальное мышление мешает.

Ну-ну, слышу упреки в свой адрес: "Вы жестоки! Это - Ваша мать! Как Вы можете! Она просто несчастная женщина, жертва обстоятельств!"

Отвечу: только родив ребенка я поняла - кто такая НАСТОЯЩАЯ мать. Мать просто ЛЮБИТ. Ничего не требуя взамен. МАМА не критикует. Она принимает своего ребенка таким - какой он есть. Она не скупится на похвалы и ласки. Она знает: её ребенок - самый лучший. И пусть меня обвиняют, что я избаловала сына. Он получит то, чего не дали мне, и ещё - от меня. Я не безумная мать. А он - не маменькин сынок. Он - светлый и жизнерадостный. И мне плевать - как он учится. Если он ЛЮБИМ - он будет успешен.


Рецензии
Ха, я так понял, это МАИ? я именно на этот факультет и не поступил. Но позже закончил РХТУ. о чём не жалею.
Теперь по тексту.
После этого "Ну-ну, слышу упреки в свой адрес: "Вы жестоки! Это - Ваша мать! Как Вы можете!" напишу только одно. Обязательно поговорите со своей Мамой. И скажите ей спасибо за то, что вы сейчас можете хотя бы это всё написать. Что вы родились и есть. Мать - не всегда та, что родила. Это ещё и та, что воспитала. Не всем дано уметь воспитывать и любить. Вы тоже не святая. Святых нет.
Я со своим Папой лет в 14 схлистнулся. Под подушкой всегда кусок трубы лежал. Мог легко убить его наверное в то время. Но прошло время. Сейчас я с ним каждый день часами общаюсь. Я понимаю его. Почему он был таким. И он много чего понял. Что изменилось? Почти ничего. Просто умер мой младший брат....
Думаю, даже уверен, что Вы всё равно любите свою Маму. И не такая уж она и жестокая.

Саша Ангидрид   13.10.2008 23:32     Заявить о нарушении
Да нет, она не жестокая. Хотя, наверно, жестокая и жесткая - к себе. А я так думаю - если бы у меня была другая мама: была бы я ТАКОЙ, какая сейчас?... Наверно, нет... Вот за это ей - спасибо.

Ольга Ларионова   13.10.2008 23:36   Заявить о нарушении
Вот. Уже прогресс. И знаете что? Перестаньте думать начиная вопрос Если бы.... Вы живёте настоящим. Вам дали полкило картошки, пол качана капусты, Кусок мяса, Две свеклы и пару морковок с одной луковицей лука. И вот из этого и надо что-то делать. А про "вот если бы ещё каперсы дали" - и думать не надо)))

Саша Ангидрид   13.10.2008 23:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.