Весенняя мелодия


       "Весенняя мелодия"
       ("ФИАЛКИ")

13.04.06
       Памяти всех ушедших преждевременно
       "Когда я умру, ты меня
       не забудь..."
       "Меня что-то давит изнутри. Кажется, что я неизлечимо больна. И от сознания этого не хочется бороться за жизнь, хочется покориться судьбе и умереть".
***
       Прохладный весенний ветер, доносившийся из настежь открытого окна, трепал лёгкую белую занавеску в пустынной, мрачной комнате. Наташа приоткрыла дверь и заглянула: сестры не было — выскользнула из открытого окна, хотя мать ей строго-настрого запрещала сейчас выходить из дома. Мария была болезненной девушкой, а весна в этом году была дождливой и холодной — осень, а не весна.
       Мария уже больше часа бродила по берегу моря. Свежий ветер дул прямо на неё, растрёпывая длинные чёрные волосы; мелкие надоедливые капли дождя падали на лицо. Волны набегали на берег, разбиваясь об гальку, и снова исчезали вдали. Хотелось разуться и пойти босиком по воде, но на улице было всего + 10°, и Мария рисковала надолго слечь с высокой температурой, если бы разулась. Над волнами парили белые точки — чайки, камнем бросаясь в воду за добычей и снова резко взмывая вверх.
***
       Вся наша жизнь — круговорот событий, замкнутый круг превращений: вверх-вниз, вперёд-назад, рассвет-закат, цветенье-увяданье, рожденье-смерть... Так зачем куда-то спешить, бежать, к чему-то стремиться, если на самой высокой ноте наш голос оборвётся и затихнет навеки? Зачем цветок распускается, если он через несколько дней увянет?.. Зачем ребёнок рождается, если через 4 года он умрёт?.. К чему это мимолётное счастье, прекрасное виденье, за которым следует жуткая картина суровой реальности: невозможность, боль, страх, одиночество?.. Мы покупаем билет в будущее по одинаковой цене, но кто-то сойдёт на первой же станции, кто-то через 5, 7, 10, и лишь немногие доедут до конечного пункта. Но какими? Старые, измождённые, с погасшим взглядом и безумием в сердце — жалкое подобие человека. "Умереть молодым, никогда не состариться" — в этих словах особый смысл, они всегда задевают струнку в нашей душе.
       Так есть ли смысл покупать билет?..
       За следующим поворотом поезд сходит с рельсов, и обломок железа вонзается ей прямо в спину.
       Никто не застрахован. Так стоит ли покупать билет?
***
       Придя домой, Мария почувствовала жуткую усталость и легла передохнуть. Сон тут же захватил её усталое тело и не отпускал до утра. Наутро Мария проснулась с высокой температурой.
       "Опять. Опять. Опять... Мне не дают жить... Как я могу жить, если свежий весенний ветер сжимает мне горло, мешая дышать, а нежные капли дождя заставляют пылать моё тело в лихорадке?!.. Как мне жить, когда смерть гоняется за мной по пятам?.. Мне остаётся только умереть".
***
       Дни пролетали, унося с собой всё хорошее и всё плохое, что было и, принося новые беды и радости. Мария постепенно выздоравливала. Когда температура немного спала и слабость прошла она начала залезать на подоконник и смотреть, как дождь стучит по стёклам, по карнизу, разбивается об землю, питая её влагой.
       "Я заболеваю, болею, выздоравливаю — и так по кругу. Я больше так не могу. Я хочу разорвать этот заколдованный круг! И для этого нужно всего лишь сойти с поезда жизни на ближайшей станции. Vita ; finita..."
       Жизнь закончилась. Она всегда для кого-то заканчивается, а для кого-то начинается. И лишь для немногих она длится. Но сколько и как?.. Стоит ли продолжать влачить изо дня в день своё жалкое существование или может лучше оборвать эту тоненькую нить?.. 14.04.06
***
       Едва только выздоровев, Мария снова рвалась на улицу. Выбравшись, наконец, из дому, она шла навстречу ветру, думая: "Пускай я вечером умру, но днём я буду счастлива". В голове у девушки вертелась какая-то грустная песенка о неразделённой любви, в теле она ощущала лёгкость, но на душе кошки скребли. И каждый раз, изо дня в день, ноги Марии приводили её к мосту. Не боясь высоты, она опиралась об перила и подолгу смотрела вниз. Бывали мгновенья, когда хотелось оторваться от этой грешной земли и броситься вниз, в мрачные, холодные воды, готовые принять каждого жаждущего в свои объятия. Но что-то сдерживало Марию...
       — Жизнь прекрасна, вы не находите? — спросил однажды Марию остановившийся рядом мужчина.
       — Нет, не нахожу,— грустно вздыхая, ответила Мария.
       — А жаль. Но вы мне поверьте, девушка, жизнь действительно прекрасна,— мужчина улыбнулся.
       — Жизнь прекрасна, но прекрасна для немногих, а не для меня,— процитировала Мария слова из одной итальянской песни.
       — У вас красивый голос, мелодичный, а вы говорите такие грустные вещи. Не грустите, улыбнитесь. И удачи вам! — мужчина улыбнулся ещё раз и, развернувшись, ушёл.
       Мария осталась стоять одна.
       "Сейчас или никогда" — промелькнула в голове предательская мысль и, не дав себе времени подумать, Мария бросилась вниз с моста. Закрыв глаза, она ждала плавного погружения в спасительные объятия холодной воды, но почувствовала, как упала на что-то твёрдое и, не успев сообразить, что произошло, потеряла сознание от боли, сковавшей всё её тело.
***
       Когда Мария пришла в себя, была глубокая ночь. Но, несмотря на это, она поняла, что находилась в больнице. Мария хотела пошевельнуться — но тщетно! — ни рук, ни ног она не чувствовала, всё тело её было парализовано. Когда глаза девушки привыкли к темноте, она заметила сестру, задремавшую на диванчике.
       — Наташа... — позвала Мария сестру.
       Наташа тут же встала и подошла к ней, как будто и не спала.
       — Наконец-то, Машенька, наконец-то ты пришла в себя! — воскликнула Наталия. — Зачем же ты так сделала, ну зачем?!..
       — Я не могла иначе. Но почему я здесь, почему не умерла?.. Что произошло? Я не чувствую ни рук, ни ног.
       — Когда ты прыгнула... — сдавленным голосом начала Наташа. — Под мостом проплывала баржа и... ты неудачно на неё приземлилась... Ну, зачем надо было это делать?! — упрекнула она сестру.
       Мария ничего не ответила.
       "Единственное "зачем" — это: зачем судьба так со мной поступила? Я даже умереть не смогла достойно: лежу здесь — жалкое подобие человека..."
       — Там мужчина, вызвавший "скорую", очень переживал за тебя,— прервала Наташа мысли Марии. — Говорит, общался с тобой, не успел отойти, а ты уже... там, внизу. Просил сообщить ему, когда ты придёшь в себя. Ты не против?
       — Делай, что хочешь,— безразлично ответила Мария и мысленно добавила: "Я ведь всё равно умру..."
       Дни проходили медленно и тяжело, в полной безнадёжности, лишённые какого-либо смысла и движения. Новый знакомый, так переживающий за её судьбу, пытался хоть как-то развлечь Марию. Но что толку? Раз она уже решила умереть — она не имеет права на жизнь, она всё равно умрёт, она однажды повторит эту попытку.
***
       Родной дом. Старая мрачная комнатка, знакомая с детства. На дворе уже почти стемнело. В окно заглядывала веточка куста сирени вот-вот готовая порадовать взгляд нежной зеленью молодых листочков. Но человека на смертном одре ничего уже не волнует, не радует и не огорчает.
       Мария лежала на кровати, разбитая болью и отчаяньем. Она не могла пошевелить ни рукой, ни ногой. Глупая, несчастная девушка, хотевшая покончить жизнь самоубийством. Её чёрные волосы рассыпались по белой подушке и её белизна ещё больше подчёркивала мертвенную бледность лица Марии. Алые губы были слегка приоткрыты, а синие бездонные глаза смотрели куда-то вдаль, не видя мрачной, унылой обстановки комнаты, в которой совсем ещё молодая девушка умирала...
       В вазу на прикроватной тумбочке кто-то поставил маленький букетик весенних цветов: ряст, фиалки, веточка с набухшими почками сирени и листья плюща. Марии хотелось вытащить одну веточку фиалки из букета и вдохнуть её божественный аромат: но руки её не слушались. И когда, наконец, в комнату вошла сестра, Мария, едва шевеля губами, тихо попросила:
       — Наташа, дай мне понюхать фиалки...
       Сестра поднесла фиалки к лицу Марии, и она вдохнула, и вдыхала их аромат до тех пор, пока не закружилась голова. Сестра поставила вазу на место и, вытащив один стебелёк фиалки из букета, положила его на подушку рядом с растрепавшимися чёрными волосами Марии.
       "Последний вдох, последний вздох, последняя фиалка, первая любовь... И смерть, стоящая у изголовья в ожидании, когда я закрою глаза. Да, ты прав, жизнь прекрасна, но мне суждено умереть.
       Смерть, когда ты единое спасенье,
       Я жду тебя, ты приходи — приму.
       Чтоб не страдать я выбрала забвенье,
       Я навсегда теперь засну.
       По мне не плачьте, я прошу вас очень:
       Я не люблю пролитых пусто слёз.
       Лишь вспоминайте иногда бессонной ночью
       Меня на ложе из фиалок, а не роз.
       Прощайте же, любимые, прощайте...
       Мы встретимся когда-нибудь, да-да!
       Не проклинайте и не обвиняйте,
       Живите дальше, только без меня..."


***
       Наутро Марию нашли мёртвой. В день похорон лил дождь. Солнце за эти дни так и не появлялось. Оно выглянуло только на следующий день, чтобы осветить на свежей могиле выросшее за ночь поле фиалок...

       
       
       


Рецензии