Почему мы стали хуже?

       Житейский мир сложен и, порой, непонятен. Торопливо бегут стрелки жизни. Отмирает старое. Появляется новое. Меняемся и мы, люди. И не только внешний вид, но и наше мировоззрение. То, что вчера казалось таким очевидным, сегодня выглядит странным и глупым. Мы уже не те, и дело не в возрасте. Что же произошло? Почему мы стали другими, далеко не лучшими? Ради чего отказались от своих убеждений и идеалов? Трудно ответить на эти вопросы, но я все же постараюсь.
       Пятидесятые годы. Продовольственные магазины завалены тем, чего сейчас уже нет. Профессия работника торговли считается чуть ли не позорной. На вопрос: кем работает мой отец? – я отвечаю что-то неопределенное. Он в сфере торговли, а значит потенциальный жулик, и мне не по себе. Молодежь рвется в технические ВУЗ–ы, десять – пятнадцать человек на место. В торговых институтах и техникумах недобор. Начинают поднимать целину. Призывы, призывы, призывы… Целинники, преодолевая невероятные трудности, возникающие из-за беспечности и безалаберности руководства, совершают трудовые подвиги. Трудности те же, что и в тридцатые годы: отсутствие жилья и элементарных условий труда, никуда негодное снабжение продовольствием и оборудованием. Все, как и тогда, «на ура».
       Шестидесятые годы. Магазины беднеют день ото дня. То тут, то там возникает дефицит. Выравнивается поток поступающих в торговые и технические ВУЗ-ы. Зарплата инженера постепенно приближается к зарплате уборщицы.
       В те времена один старый знакомый спросил меня: согласился бы я порвать свой диплом в обмен на постоянный месячный заработок в пятьсот рублей? Возмутился и ответил отказом. Тогда мы еще не пали духом, мы еще верили, но уже начинали сомневаться.
       Семидесятые годы. В магазинах – шаром покати. Почти все стало дефицитным. Зарплата инженера сравнялась с зарплатой уборщицы. Технические ВУЗы стали неперспективными. Молодежь устремилась в торговые. Там небывалый конкурс: пятнадцать – двадцать человек на место. Все хотят есть, пить и одеваться бесплатно. Профессия торгового работника становится почетной. Фраза «работаю продавцом» произносится с гордостью. В партию начинают принимать строго по плану: столько-то от рабочих, столько-то от ИТР. Строится БАМ. Призывы, призывы, призывы… Снова все на ура, как в тридцатые.
       Многолетний бесконечный поток слов и полное отсутствие дел рождают уверенность: лучше уже не будет. Жизнь становится скучной и однообразной. Наступает апатия.
       Сейчас меня никто не спрашивает: стал бы я рвать свой диплом в обмен на пятьсот рублей в месяц. Зачем спрашивать о том, что и так ясно.
       Вот я и ответил на поставленные вопросы. Пусть не прямо, не полностью, но ответил. Да, мы стали хуже, чем были в пятидесятые, но виноваты в это не мы.
       октябрь, 1987 г.


Рецензии