Подарок на прощание

1.

Я сидел на скамейке и смотрел на прохожих и проезжающие мимо автомобили. Иногда налетал порывистый ветер, и прохожим приходилось придерживать шляпы, чтобы их не унесло.
Сколько еще я пробуду здесь? Нравится ли мне это место? – спрашивал я себя.
У меня не было ответов. Казалось, что время остановилось. Даже ветер замер. Только река людей и автомобилей продолжала уносить их в бесконечность. Они исчезали, может быть, навсегда…
Они умрут, думал я, но что значит смерть для тех, кто и так был мертв почти всю свою жизнь? Просто другая река будет уносить в бесконечность все новых мертвецов…
Я искал среди них хоть одного живого, но не находил.

Рядом со мной на скамейку опустился незнакомец. Его лицо тоже было отмечено печатью смерти.
- Осень, - произнес он. - Рано или поздно она наступает. Опадают листья. Небо становится серым. Вот ты идешь по знакомой улице и видишь человека сидящего на скамейке, но он не похож на других…
- Чем же? - спросил я.
- Возможно, он свободен… возможно, через мгновение он просто исчезнет не оставив ничего после себя!
- Что ж, возможно, - согласился я.
Он помолчал.
- Довольно прохладно, - сказал он немного позже.
- Да, - вновь согласился я…
Я сидел и смотрел, как ветер уносит опавшие желтые листья.
Возможно, скоро мне предстоит проститься с этим миром, подумал я, сидя рядом со своим странным собеседником, а вокруг нас была прозрачная осень.
 
Начал моросить мелкий дождик. Прохожие достали зонты и ускорили шаг. Над всем этим привычно витала смерть. Время снова текло в бесконечность.
- В воздухе летают невидимые существа, - неожиданно сказал мой сосед.
- Откуда вы знаете? - спросил я растеряно.
- Когда они пролетают мимо, у меня появляется довольно странное ощущение.
- А что они хотят?
- Разве они чего-то хотят? – казалось, удивился он.
- Но зачем они здесь?
- Их просто принес сюда ветер…

2.

Позже я шел по какой-то узкой улице, и почерневшие от дождя деревья делали ее призрачной и тоскливой. На безлюдных тротуарах лежали желтые листья, и мне казалось, что я единственный человек во всем городе.

Осень принесет с собой грусть и одиночество, и время застынет в ожидании первых ясных и холодных дней… Октябрь, - подумал я, уже октябрь и это странно… Что-то происходит, и ты обнаруживаешь себя идущим по улице чужого города под моросящим осенним дождем. Хотя, ты понятия не имеешь, каким ветром тебя сюда занесло! И тебя мучает ощущение, что ты должен находиться в другом месте, в другом времени…

Навстречу мне шла девушка, в черном плаще, со сверкающими от дождя короткими темными волосами. Я встретил ее взгляд - насмешливый и открытый. Тени подчеркивали высокую линию ее скул.
Она прошла совсем рядом, и все вдруг замерло… Ее силуэт растворился в вечерних сумерках, а я все продолжал смотреть туда, где она исчезла. Дождь падал на землю и на опавшие листья.

3.

Смерть дарит нам надежду, думал я. Безжалостная, волшебная, загадочная – она приходит на торжество, посвященное ей одной. Она приходит к тебе, и ты смотришь в ее лицо, пытаясь угадать, что тебя ожидает впереди…
- Это не будет больно, - говорит она и сжигает тебя дотла. Яростно и безразлично. Возможно, смерть - это та девушка, которую я встретил вчера на узкой улице под моросящим дождем…

Было раннее утро. Я шел по какой-то площади, вымощенной округлыми серыми камнями. Голуби разлетались передо мной при моем приближении.
Я стал чужим самому себе, подумал я. В это осеннее утро я чувствовал себя одиноким, как никогда.
Может быть, когда я встречу ее вновь, все, наконец, закончится? Что-то в ее брошенном на меня вчера взгляде заставляло меня поверить в это. Я уже устал возвращаться к тому, что давно был готов покинуть. Хватит играть в этой нелепой пьесе! Теперь я готов последовать за своей судьбой до конца…

4.

Я вновь сидел на той же скамейке и смотрел на танец призраков. Они появлялись и исчезали в прозрачном воздухе. Как смутные воспоминания, как мимолетные сны…
- Ничто не имеет значения, - произнес кто-то, сидевший рядом. Я даже не заметил, когда он успел появиться рядом со мной. Тот же самый старик. - Что может быть более или менее важным в безначальном, неисчислимом потоке времени? – вопросил он задумчиво. - Мы видим покрывающиеся морщинами отражения в зеркалах, и нам кажется, что мы – это то, что действительно существует. Но разве это так? Возможно, что и мы - лишь отражения в зеркалах…
- Возможно, - согласился я.
Мой собеседник удовлетворенно кивнул.
- Вы умеете слушать, - заметил он.
- Мне это доставляет удовольствие, - сказал я, - ведь я долгое время провел в одиночестве.
- Позвольте, я расскажу вам одну историю об одиночестве, - произнес он.
Я согласно кивнул в ответ.

"Жил-был один король. Он был очень одинок. Ничто его не радовало. И тогда он обратился к одному старому человеку, известному своей мудростью. Тот полистал пыльную книгу по прикладной психологии и посоветовал королю завести собаку. Король последовал его совету, завел собаку, и с тех пор они были неразлучны. Эти двое… они были самыми одинокими существами во вселенной!" – довольно неожиданно закончил он и расхохотался, хлопнув себя по коленям.
Я улыбнулся. Мне нравилось его испещренное морщинами лицо с резкими чертами и странные манеры.
Порыв ветра прошелся по кронам деревьев, и тени от веток, лежащие перед скамейкой зашевелились. Игра теней и света вдруг заворожила меня. Я следил за ней, и мне показалось, что я, наконец, нащупал свой ответ, но это ощущение почти сразу исчезло.
- Расскажите еще что-нибудь, - попросил я.
- Хорошо, слушайте...

5.

«Когда-то очень давно на земле существовали племена, почитавшие богов-ягуаров. В то время жил один охотник. Говорили, что ему нет равных в его искусстве, но жил он уединенно и избегал людского общества, хотя, при желании, легко мог бы добиться положения и достатка. Часто он надолго пропадал из своей лачуги, скитаясь в безлюдных местах, таких, где обитают львы и ягуары. В местах, где даже полуденное солнце не в силах рассеять вечного сумрака.
Однажды выйдя из своего дома, он увидел сидящего на тропинке прямо перед ним черного ягуара. Ягуар спокойно посмотрел на него и неторопливо скрылся в зарослях. Тогда охотник пообещал себе найти этого загадочного ягуара. Он понял скрытое значение этой встречи. Ведь он, как и все в племени, не раз слышал легенду о богах-ягуарах дарующих избранным Неописуемое! Он также знал о том, что все живые существа неуклонно стремятся к смерти. И понимал, что его время в этом мире ограниченно. Поэтому он, не мешкая, собрался в путь и отправился в глубь джунглей.

Он искал черного ягуара много дней и зашел в джунгли дальше, чем когда-либо прежде. Однажды, ранним утром, ему, наконец, показалось, что он заметил мелькнувшую среди зарослей спину ягуара. Охотник достал лук и выстрелил не целясь, так как в совершенстве владел искусством стрельбы из лука. Он хотел ранить ягуара, чтобы хотя бы таким образом заставить его выполнить свою просьбу. Когда он подошел ближе он обнаружил, что совершил ужасную ошибку.
Под деревом лежала молодая девушка: стрела пробила ей грудь, и она умирала. Черная материя ее накидки набухла кровью.
- Как я могу помочь тебе? – спросил потрясенный охотник.
- Ты должен взять с собой мое сердце и отнести его черному ягуару, - еле слышно выговорила она, и ее глаза закрылись.
Охотник развезал грудь девушки и достал ее сердце. Оно было еще теплым. Он завернул его в большой зеленый лист маранты и, совершенно опустошенный произошедшим, отправился на поиски черного ягуара.

Прошло несколько дней, когда неожиданно охотник столкнулся с ягуаром на старой звериной тропе. Тот замер, не сводя глаз с охотника. Тогда охотник медленно достал из сумки сердце девушки и без слов протянул его ягуару, надеясь, что это как-то поможет девушке, оказавшейся теперь по его вине в мире теней. Но черный ягуар не принял его подношения. Он грациозно спрыгнул с тропы и исчез из виду, растворившись среди буйной растительности…
Прошло еще несколько дней. Охотник возвращался домой усталый, и казалось утративший какую-то важную часть себя. Вдруг он заметил мелькнувший среди деревьев силуэт девушки. Охотник поспешил туда, но никого не нашел. Он продолжал поиски девушки весь день, но не нашел даже следов, которые обычно остаются в джунглях после живых существ…
Иногда ему казалось, что он видит ее. Или это мелькала черная спина ягуара? Индейцы встречавшие его потом, рассказывали, что его разум помутился, и что черный ягуар, которого он ищет, на самом деле не простой ягуар, а дух, пришедший из мира теней… Считалось, что иногда духи приходят из этого таинственного мира в облике животных и уводят за собой того смельчака или, скорее, безумца, который последует за ними…»

Да, вот только они не знали, что этот самый безумец должен пройти перед этим через множество так называемых смертей и возвращений, – произнес старик, уже обыденным тоном. - Возможно, почти утратив при этом память о самом себе и своем прошлом.
И вот теперь, ты, наконец, готов! Кто знает, что ожидает тебя и каким предстанет перед тобой Неописуемое?

6.

Он замолчал.
- Зачем вы мне все это рассказали? – спросил я резко.
- Ее сердце все еще принадлежит тебе, - ответил он помолчав. Давным-давно она избрала молодого охотника, который столь неловко лишил ее жизни.
- Это была случайность, - внутренне напрягшись, ответил я.
- Случайностей, увы, не бывает, и ты знаешь, что сам выбрал свою судьбу, - сказал он, протягивая мне небольшой бумажный сверток.
- Возьми, - добавил он, - это от нее, что-то очень личное...
Он резко и одновременно мягко поднялся, и, перейдя дорогу, скрылся в толпе прохожих. Я молча проводил его взглядом. Затем я стал разворачивать сверток, уже зная, что меня ждет...
На моих коленях, поверх намокшей от дождя бумаги лежало засушенное человеческое сердце.
Я оглянулся по сторонам, но старика уже не было. Ни старика, ни прохожих… Остался только ветер, качающий ветки над головой, и моросящий дождь.
Значит, время действительно пришло, - подумал я отрешенно.
Порыв ветра закружил опавшие листья; придерживая сверток, я поднялся со скамейки и направился к выходу из парка…

Октябрь, 1999


Рецензии
Печальная осенняя сказка,да и не сказка вовсе, а из стайки историй. Мрр,а можно я побуду минуты две попрошайкой и попрошу написать что-нибудь в духе степи и дракона?!Я знаю,у тебя получится))))
*мне просто очень понравилось то,что написано в степи.Но если нет - то нет,буду довольствоваться))))

Фея Жозефина   05.05.2009 11:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Фея))) Ну, в ближайщее время не обещаю, но, возможно, что-то похожее еще напишу)))

Олег Васанта   05.05.2009 15:30   Заявить о нарушении
аригато)))

Фея Жозефина   05.05.2009 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.