Далекий город Люденшайд стал для меня близким

Последний раз я был в немецком городе-партнере Таганрога Люденшайде уже давно, восемь лет тому назад. Я приехал в гости к своему давнему немецкому другу и коллеге учителю Бергштадт - гимназии Маттиасу Вагнеру. Причиной для приглашения послужили два события. Первое – это презентация новой книги М. Вагнера «Arbeit macht frei – Zwangsarbeit in Ludenscheid 1939-1945» («Работа делает свободным». Иностранная рабочая сила в Люденшайде 1939-1945 гг.) Когда коллега Вагнер работал над этой книгой, я постоянно оказывал ему помощь в работе над ней. И по приезду еще успел просмотреть гранки новой книги. Второе – торжественное открытие мемориальной доски в окрестностях Люденшайда, посвященной увековечиванию памяти жертв нацизма, погибших в концлагеря Хунсвинкель. Конечно во время своих поездок в Германию, а их было три, было много интересных и увлекательных открытий, поездок, встреч. Я многое повидал, узнал, оценил и переоценил.
Именно в те далекие уже дни я дал интервью корреспонденту газеты «Ludenscheider Rundschau». Оно было опубликовано на страницах этой газеты 21 июня 1997 года. В этом интервью я честно и откровенно рассказал о некоторой эволюции моих взглядов на немцев и Германию. Я отношусь к тому поколению советских людей, детство которых выпало на военные и первые послевоенные годы, а подступившая старость пришлась на годы этой странной и многим непонятной псевдодемократической перестройки. На вопрос корреспондента как я отношусь к немцам и Германии, я ответил примерно так:
Когда в пятом классе нам сказали, что мы будем учить немецкий язык, наш класс «восстал». Мы отказывались учить «фашистский язык» и только приход в класс учителя – фронтовика, бывшего военного переводчика М.И. Кучеренко снял остроту проблемы. Но все детство моего поколения прошло под девизом «Немец – фашист!». А как могло быть иначе, ведь у многих ровесников на фронте погибли отцы, братья… Война в нашем детстве прочно заняла свое горестное место. И долгие – долгие годы отношения к немцам, к Германии было мягко говоря настороженное.
К 50-летию Победы в войне, в Москве прошла встреча бывших заклятых врагов. Организовал ее Фонд Фридриха Науманна. Среди других докладов, там был прочитан доклад на тему «Россия и Германия: кто мы друг для друга?» Прочитал его граф Отто Ламздорф, депутат бундестага, бывший министр экономики ФРГ. Тем, кто хорошо знают историю России, вспомнят эту фамилию. Был в начале ХХ века в Правительстве России граф В.Н. Ламздорф – министр иностранных Дел России. Этот граф – потомок того самого министра.
Вот что он сказал тогда, 10 лет назад: «Через месяц исполнится 50-я годовщина окончания войны и, как Вы с полным правом говорите, победы над фашистской Германией. Я не хочу и не могу предвосхищать того, что скажут в этот день те, кто более достоин это сделать. Мне хотелось бы сказать только следующее: тогда от имени Германии было совершено чудовищное преступление по отношению к народам Советского Союза. Это злодеяние не должно быть никогда забыто. Советский Союз понес наибольшие жертвы для достижения победы над фашистской Германией. Он внес наибольший вклад в эту победу. И этот факт тоже нельзя забывать никогда.. Тогда немцы были освобождены из-под гнета национал-социализма советской армией и войсками западных союзников. Люди в нынешней Германии знают об этом.
… Что означает преступление, совершенное Германией в 1941-45гг. для нынешних немцев? На сегодняшнем поколении за него не лежит вины. Но живущие ныне немцы несут ответственность за то, что совершили немцы по отношению к России и ее людям. Что это означает? Наряду со многим другим это сегодня значит следующее: тот, кто подобно нам, причинил великие страдания народу, стране, обязан в будущем относиться к этому народу, к этой стране с чувством симпатии. Т.е. стремиться к пониманию. Это готовность к сотрудничеству и партнерству везде, где только возможно. Это обязанность вести диалог. Это готовность оказывать помощь, если она необходима. Симпатия означает кроме того, стремление к открытости и честности. Партнерство – это соучастие, это открытость в общении, это готовность говорить правду партнеру».
Почти 15 лет длятся партнерские отношения межу Таганрогом и Люденшайдом. И это не только обоюдный обмен школьниками, который начала школа № 12, а потом школа №28, теперь эти обмены продолжаются на уровне студентов, врачей, учителей, творческих музыкальных коллективов, бизнесменов и т.д.
Вначале была переписка с созданным тогда обществом «Друзья Таганрога». Потом я встречался в Таганроге с Дитером Хохаусом, Сабиной Боденхаймер-Боде и другими. Потом была организована поездка учителей и учеников нашей школы № 28 (всего 25 человек) в Люденшайд. Мы были тогда в Германии в марте 1994 года 10 дней. Мы жили в немецких семьях, были в гимназии, на заводе, хо-дили по городу, были в других городах – Бонне, Изерлоне, Кельне, Дортмунде, Мюнстере, Алтене и др. Мы общались с разными немцами. И понимали – это такие же нормальные люди как и мы, добродушные, искренние, приветливые.
Знаете, куда прежде всего повез меня учитель истории М. Вагнер, у которого я жил? На кладбище, где похоронены русские «остарбайтеры». Потом мы были в горах, где стоит совершенно одиноко кладбище бывших военнопленных и узников концлагеря. Как оно ухожено, есть там и памят-ник, и розы, и очень чисто, очень скромно. Люди относятся к русским могилам с состраданием и уважением.
Когда в сентябре того же года немецкие школьники приехали к нам, они попросили привести их к могиле советских воинов, погибших при обороне Таганрога в 1941 году. Там я был вынужден по просьбе немцев сказать небольшую речь, и был очень удивлен, когда одна из немецких девушек-гимназисток расплакалась. Оказывается ее дедушка – был солдатом немецкой армии, и воевал недалеко от Таганрога и она испытала смешанное чувство стыда и раскаяния перед нами, за деяния своего деда более чем полувековой давности.
А после моего рассказа у памятника все школьники положили поочередно по одной гвоздике и это был необычный ритуал, а скажем так - нечто. То было покаяние. И все нас это тогда очень трону-ло, и русских и немцев. Конечно, можно сказать, что старшее поколение наших людей так себя вести не будет. В Люденшайде в годы войны было более 120 таганрожцев, угнанных туда на принудительные работы. В 1993 году, спустя полвека, бывшие узники были приглашены немцами посетить этот город. Несколько человек отказались ехать, но около сорока поехали. Они остались очень довольны этой поездкой. «Это была другая Германия, это были другие немцы» - говорили они потом.
Конечно, и сейчас в Германии есть фашисты, и я был свидетелем когда однажды вечером неизвестные позвонили Матиасу Вагнеру домой и упрекали, что он якшается с русскими, угрожали ему. Я помню, как изменились в лице и он и его жена Урсула, как они просили меня, ничего не говорить об этом звонке их троим детям и матери фрау Эльфриде.
Помню как на торжественном открытии в июне 1997 года мемориальной плиты жертвам концлагеря Хунсвинкель среди сотен скорбно молчавших людей, вдруг раздался истошный вопль какого-то пожилого немца о том, что все это неправда, не было никаких концлагерей…
Но я хорошо помню долгий и интересный разговор, около 4 часов кряду, с директором Хагенского институт истории и биографии доктором Александром фон Плато. Мы с ним оказались ровесники, даже родились в одном месяце. Он много лет занимается изучением истории Второй мировой войны через судьбы простых людей – немцев и русских.
В свое время был создан фонд по выплате компенсации бывших узникам фашизма, Он называется «Взаимопонимание и примирение». Чтобы примириться, нужно понять. Именно взаимопонимание и русских и немцев, не на уровне государственных деятелей, а на уровне обыкновенных простых людей, взрослых и школьников должны налаживаться и крепнуть взаимоотношения между нашими народами. Нет – не забыть и не простить, а понять и примириться потомкам солдат второй мировой войны. Это не блажь кого-то, это необходимость, только через личные или как сейчас модно говорит народную дипломатию можно и нужно протянуть нити, мосты взаимопонимания и примирения. Немцы не призывают нас беспамятству, наоборот, они призывают нас всегда помнить о том, что было.
Именно с такой целью мы работали над совместной документальной выставкой «Таганрог и Люденшайд о второй мировой войне». Это была большая, трудоемкая, но очень интересная работа. Это была документальная выставка, и ее целью было показать правду о той далекой и страшной войне. Мы с немецким учителем Вагнером этой выставкой внесли свою лепту в процесс взаимопонима-ния и примирения. Эта выставка готовилась два года и вначале была торжественно открыта в мае 1995 года в Люденшайде в здании городского музея и стала ярким событием проходившего тогда там фестиваля городов-партнеров. А на следующий год выставка приехала в Таганрог и открылась в канун дня Победы в актовом зале школы № 28. Материалы этой выставке были собраны в изложении в специальном сборнике, изданном под таким же названием в Таганроге в мае 1996 года.
Я много общался с немцами в школах и гимназиях, в доме культуры, на фабриках, в музеях, в храмам, в домашней обстановке, просто на улице. Познакомился со многими интересными людьми, такими как сестры Розендаль, поэтесса, славист, доктор Гизела и биолог доктор, Гертрауда, железнодорожник Дитер Хохаус, директор гимназии Юрген Кордт, депутат бундестага Лиза Зойстер, учителя Ирис Питан и Герхард Май, архитектор и художник Хейнц Рихтер, немецкий солдат второй мировой войны, воевавший под Таганрогом и раненый в бою у села Вареновка, который пришел на открытие нашей выставки в Люденшайде, священник католического костела святого Якоба в Люденшайде, с которым был долгий разговор о жизни и смерти и многими другими.
Теперь у меня иное понимание Германии и собственно немцев, чем было когда-то. У меня есть настоящие друзья среди немцев, Но я помню, и всегда буду помнить, что мой дед, путиловский мастер – литейщик Николай Яковлевич Емельянов умер от голода в блокадном Ленинграде, а мой дядя, начальник танкоремонтного подвижного завода капитан Сергей Сморкалов, в честь которого меня назвали, погиб в бою, освобождая Украину.


Рецензии
В 1994 году побывал я в Швеции.

Мне удалось познакомиться со многими шведами.

Скажу так, если бы наша жизнь была так же разумно устроена как и в Европе, мы бы чудеса творили...

Пока же у нас Зигзаги правопорядка (см.), которые нам житья не дают...

А кто виноват?

Да мы сами...

Не требуем от власти положенного, на выборы не ходим, а если ходим, то голосуем за бутылку....

Андрей Бухаров   30.12.2012 17:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.