Ангел Золотые волосы

       
       - Чашка вкусного итальянского кофе эспрессо приготавливается из пяти граммов арабики, двух граммов рабусты и примерно 39 миллилитров чистой воды,- увлеченно говорил Юле ее случайный собеседник, помешивая в чашке с кофе ложечкой. - Стоит это там символические деньги. Вы же получаете море удовольствия, не говоря уже о возможности проснуться и отправиться на работу в приподнятом настроении.
       -А где это «там»? Вы не сказали, где вы пили такой вкусный кофе.
Юля затушила в пепельнице сигарету и улыбнулась незнакомцу. Он был неманерный. Ей это симпатизировало. Он не рисовался, как некоторые ее приятели.
       -Да? Я не сказал?- черные брови вскинулись. Вероятно, забыл.- Я вернулся недавно из Италии.
       -Из Италии? Вы специально летали туда выпить чашечку итальянского кофе?
Юля удивлялась своему благожелательному настрою к этому симпатичному парню. Настроение с утра было далеко не радужное. Потому что битый час сидит в этом кафе "Диссидент-Холл" и ждет вечно опаздывающую подругу. Оно не улучшилось, до тех пор, пока не подошел человек и спросил разрешения присесть за столик. Она кивнула, тот сел напротив.
       -Нет, не из-за кофе,- крутил он ложечкой в чашке.
       -Там, в Риме, в конюшнях Квиринальского дворца проходила интереснейшая выставка картин и икон. Выставка была организованна в рамках программы «Италия и Россия сквозь века». Официальный перевод названия на русский «От Джотто до Малевича. Обоюдное чудо».
       Юля во все глаза смотрела на парня. То, что он говорил, вызывало в ней восхищение и зависть! «Это же надо! Человек вернулся с международной выставки икон и картин! Как должно быть это интересно! Вот так вот в жизни! Каждому свое! А ты вынуждена безвылазно сидеть в Питере и глотать таблетки». Юле становилось до слез обидно. Парень между тем продолжал:
       -Выставка была замечательна. Разумеется, своим составом: были собраны шедевры из коллекций важнейших российских и итальянских музеев. В нескольких небольших залах демонстрировались картины - Джотто и Беллини, да Винчи и Боттичелли, Каналетто и Федора Алексеева, Боровиковского, Врубеля, Серова, Ларионова,- перечислял собеседник, перебирая пальцами бахрому длинного черного шарфа. Он несколько небрежно был повязан вокруг шеи. Вязаный свитер тоже был черного цвета и черная куртка и черного цвета джинсы.
       -Я тут на досуге задумался. Интересно, что бы сказали да Винчи и Боттичелли, увидев иконы Рублева? Возможно, они разглядели бы мастерство художника из нашего дождливого Петербурга, но оно было бы оценено ими, как анахронизм. Вы так не думаете? – крутил он на блюдце чашечку с кофе. Юля была в смятении.
       -Вы так увлеченно, со знанием дела рассказываете об увиденном! Вы искусствовед? Представляли там, наверное, наш Эрмитаж? - нашлась она.
Парень тихонько рассмеялся.
       -Нет, не угадали. Ничего я не представлял. Я не искусствовед. Я врач. Но в настоящее время не работаю по специальности. Тем не менее, хочу заметить вам – принимать антибиотики и запивать их кофе очень плохо. Сочетание антибиотиков с кофеином недопустимо.
       -А откуда вы знаете, что я принимаю?- Юля захлопала глазами. Была удивлена, откуда он знает, какие таблетки только что запивала.
       -Я давно за вами наблюдаю. Потому что у вас такие же золотые волосы, как у ангела.
       -Какого ангела? – недоуменно переспросила Юля.
       -У ангела с иконы «Ангел Золотые волосы», - он протянул к ней руку и осторожно тронул рукой прядь ее волос. - Такие же золотые.
       -Вы шутите,- не поверила Юля. Сказала, так как если бы она ежедневно смотрела на эту икону. Но она ее в глаза никогда не видела и даже не подозревала о существовании такой.
       -Нет серьезно, - заметил парень. - У вас с ним поразительное сходство во всем.
Вдруг наклонился к ней и тихо произнес:
       -На вас должен кто-то молиться, - пальцами перебирал ее волосы и не торопился убрать руку. - Я ему завидую.
 -Что вы такое говорите?- отстранилась она. - Вам некому завидовать.
Парень никак не отреагировал. Продолжал вращать в блюдечке чашку. Сказал, подумав:
       -Этого не может быть. - Неожиданно задумчиво произнес: «От Джотто до Малевича. Обоюдное чудо». Вытащил из куртки сотовый телефон и положил на стол.
       - А знаете в чем фатальное совпадение названия выставки с действительным фактом? – спросил улыбнувшись.
       -Нет. Не знаю,- призналась Юля.
       -Древнейшая русская икона «Ангел Золотые волосы» работы неизвестного мастера, стоимостью в полутора миллион долларов, которая тоже должна была выставляться на тамошней выставке, похищена! – он произнес это почти с восторгом. – Похищена за сутки до открытия! Не в этом ли чудо! Украдена из конюшни снизу до верху напичканной приборами слежения, кинокамерами и подслушивающими жучками. Из залы, где все окна и двери пронизывает суперсигнализация!
       -Какой ужас!- выдохнула Юля.- Как такое могло случиться? «Не знаю»,- как бы сказал он, пожав плечами.
       -Какие, оказывается, есть потрясающие доисусные иконы Андрея Рублева и Даниила Черного! Какая есть бесценная не очень известная российскому зрителю итальянская живопись XIX века. Жаль, ни в Русском музее, ни в Эрмитаже, ни где - либо еще эти шедевры пока не экспонировались. И будут ли они когда нибудь выставлены – неизвестно.
       -А что же полиция итальянская ищет воров?- Юля не очень внимательно слушала парня. Она была в недоумении: икону украли!
       -Конечно, итальянская полиция не спит. Вся Италия поставлена на ноги. Насколько мене известно подключился даже Интерпол.
       Они замолчали. В маленьком зале кафе, где-то у стойки бара негромко звучала музыка. Посетителей было немного. Бармен от нечего делать тщательно протирал высокие фужеры. А за зеркальным стеклом широкого окна стоял ноябрь и дул сильный ветер. Неожиданно закапал дождь.
       -Дождь пошел,- сказала Юля. - А я зонт не взяла.
       -Я на машине. Могу вас подвезти. Вам куда?
       -Мы с вами не познакомились,- кофе было теплым и Юля, обхватив чашку, согревала зябнувшие пальцы. - Как вас зовут?
       -А вы не из Интерпола?- подавшись к ней всем телом и сделав устрашающие глаза, шепотом спросил парень. И рассмеялся.
       -Меня зовут Евгений. Давай перейдем на ты.
И тут же спросил: А тебя?
       -А меня Юля. Я хочу сказать тебе, Женя, что сюда должна подойти подруга. Я ее жду. Она выходит замуж. Я обещала помочь ей выбрать свадебное платье. Здесь не далеко за углом есть салон брачных платьев. А поэтому никуда не могу поехать.
       -Понятно,- сказал Евгений и бросил взгляд на мобильный телефон. – А я жду звонка. Очень для меня важного.
Юля щелкнула зажигалкой, снова закурила.
       -Зачем ты так часто куришь, Юленька? Ангелу это не к лицу.
       -Хочешь сигарету? - спросила она. Никогда раньше ей не было так хорошо и спокойно, как сегодня. Подумала даже, что если подруга не придет, она не сильно расстроится.
       -Я не курю,- сказал он.
       -Ну и я не буду, - Юля решительно затушила сигарету и глотнула кофе. Посмотрела на часы.
       – Расскажи, Женя, что-нибудь еще из твоей поездки в Италию.
Он помолчал и вдруг начал в пол голоса читать:
Мне нужно на кого-нибудь молиться.
Подумайте, простому муравью
вдруг захотелось в ноженьки валиться,
поверить в очарованность свою!
Погода за окном совсем испортилась. Ветер усилился. В окно барабанили большие капли дождя. Женя замолчал. Смотрел на Юлю.
       -Окуджава,-прошептала она. Я люблю Окуджаву.
Почитай еще.
       И муравья тогда покой покинул,
все показалось будничным ему,
и муравей создал себе богиню
по образу и духу своему.
 Он снова замолчал, потер лоб.
       -Как там дальше? Я забыл.
       -И я не помню,- призналась Юля. - Последние строчки, по - моему: «И тени их качались на пороге», - подсказала она.
       И тени их качались на пороге, - подхватил Женя,-
Безмолвный разговор они вели,
красивые и мудрые, как боги,
       и грустные, как жители земли.
       -Не забывай, Юля, ты - ангел золотые волосы.
       -Неправда,- возразила она ему. - Это как у Окуджавы. Может быть, тебе просто надо на кого нибудь молиться. Я далеко не икона. Я простая жительница земли, аспирантка технологического института. К тому же переболела недавно воспалением легких. Врач выписал антибиотики.
       -Эритромицин? Верно? - уточнил Женя.
       -Какой ты проницательный! Верно!- снова удивилась Юля.
       -Нельзя эритромицин запивать кофе. И курить тебе, Юля, нельзя. Не кури.
       -Хорошо, доктор. Курить я больше не буду.
Она вдруг почувствовала доверие к этому незнакомому Евгению. Подумала, что была бы рада встретиться с ним и завтра и послезавтра и всегда, всегда. Набралась смелости и спросила:
       -Женя, а что ты делаешь завтра?
Он на секунду задумался, а потом спросил:
       -Знаешь, Юля, как можно рассмешить бога? Надо рассказать ему о своих планах на завтра.
Юля пожалела о своем глупом вопросе. Разве простая питерская аспирантка может вызвать интерес у человека, который живет в совсем другом мире, вращается в элитарных, кругах новых русских.
       -Ты хотела, чтобы я рассказал тебе, что видел еще на этой международной выставке картин «Италия и Россия сквозь века»?- спросил он.
       -Расскажи. Мне очень интересно. Зря она испугалась своей мысли, что он может сейчас уйти.
       - Еще я видел там напрестольный крест второй половины XVI столетия работы кремлевских мастеров «Геркулес с палицей» времени скульптора Джамболоньи. Отличная, мастерски сделанная вещь. И дорогая! Ты бы видела, сколько на нем золота и камней! Это потрясающе! Но похитили икону «Ангел Золотые волосы». Наверное, воры были дилетанты,- засмеялся Женя. - Вынесли, то, что случайно попалось им на глаза. Идя, на подобные вероломства они прекрасно знают свои окончательные цели.
       -Неужели Интерпол не найдет эту уникальную икону!?- простодушно воскликнула Юля. - Какие наглые, бессовестные собственники эти воришки! Как я хочу, чтоб их поймали! Своим воровством отнимать у народа право любоваться такой красотой! Как ты думаешь, кто бы мог это сделать?
       -Судя по Римской газетной информации у итальянских пинкертонов версий несколько, - потянулся в кресле Евгений. - Но более всего они склоняются к русскому следу, к нашей отечественной мафии, которая довольно тесно срослась с итальянскими криминальными кругами. С наркобаронами и прочими сицилийскими крестными отцами.
       -Так ты думаешь, что икона может быть вывезена из Италии сюда, к нам Россию?- спросила Юля.
       -Запросто,- улыбнулся Женя. - Ты себе не представляешь, как много у нас всяких преступных кланов. И те, которые специализируются на антикварных, старинных предметах конкурируют между собой, ведут беспощадную войну за обладание дорогостоящими, старинными раритетами будь то икона, фреска, золотая, старинная утварь, духовные бесценные предметы церквей и соборов! Бьются за ту же золотую палицу, о которой я рассказал тебе.
Женя допил кофе.
       -Так мне никто и не позвонил,- констатировал он. - Если гора не идет к Магомету, значит, я поеду к нему. Мне не очень хочется расставаться с тобой, Юля. Если ты скажешь мне свой телефон, я как-нибудь позвоню тебе. Справлюсь о здоровье. Тебе нельзя болеть, ангел золотые волосы.
Он рукой снова коснулся ее локона.
       -Запиши, конечно, Женя, мой номер,- сказала Юля и продиктовала цифры. - Когда позвонишь, я буду абсолютно здорова. Мне будет интересно слушать тебя, когда ты, к примеру, расскажешь что-нибудь еще об итальянских и русских художниках XII-XIV веков. Сделай милость, просвети темную аспирантку.
       Женя набрал Юлин номер на своем мобильном и вдруг предложил:
       -А поехали сейчас со мною на Васильевский остров! Я на несколько минут заскачу по одному адресу, а потом мы вернемся сюда и поужинаем. Будем читать Окуджаву, и я расскажу тебе о том, как в Ватикане встретил папу Римского.
Юля забыла, что ждет подругу.
       -С удовольствием, Женя! Я готова! Поехали!
Тот подозвал официанта, расплатился, подержал пальто, помогая Юле одеться. Вдруг затренькал ее телефон. Это, наконец, позвонила подруга.
       -Надежда, у тебя совесть есть? Я торчу тут, в кафе с двух часов! Может, ты передумала замуж и свадебное платье уже не надо?- серьезно спросила Юля. Женя стоял рядом и улыбался. Юля что-то послушала в ответ, потом сказала: «Хорошо. Не злюсь» и хлопнула крышечкой телефона. Устало опустилась в кресло.
       -Я остаюсь, Женя. Надежда через пятнадцать минут будет здесь. Римский папа подождет, а подруга с платьем ждать не соглашается. Мне очень жалко.
Присел за столик и Женя.
       -Ничего, Юля, я тебе обязательно позвоню и расскажу еще много интересного. Например, историю о том, как гладиатор, сражавшийся с быком на цирковой арене в десятый раз пытался нанести смертельный удар животному и всякий раз не достигал цели. За это император Галлиен приказал послать ему венок.
       Юля слушала и не могла понять, чего это вдруг Женя стал рассказывать ей о гладиаторе. Почему какой-то гладиатор всплыл у него в голове?
       -Слыша, как зрители вокруг стали роптать, - увлеченно продолжал Женя,- он велел глашатаю громогласно обнародовать объявление своему поступку: «Столько раз промахнуться по быку очень не легко!».
       -Я чего-то не улавливаю связи с тем, что ты мне рассказывал о выставке, - растерянно произнесла Юля. - Хоть и это мне интересно.
       -Юля!- воскликнул Женя,- в этом есть железная связь! Поверь мне! Стало быть, быку в нарушение мудрых изречений иногда все-таки позволено то же, что позволено Юпитеру! Император был мудрый! Умница!
Евгений порывисто поднялся из-за стола и, держа Юлю за локоть, зашептал на ухо:
       -Знаешь, что я хочу тебе сказать: будь моя воля, я бы нынешним итальянским всяким там Капоне с удовольствием послал бы венок, как тот римский император. Впрочем, как и доморощенным русским гладиаторам тоже. Я уже опаздываю. Обязательно созвонимся. Привет! – взмахнул он рукой перед тяжелой дверью кафе. Потом она закрылась за ним. Юля обернулась к окну, заливаемому дождем. Увидела Женин силуэт. Он поднял воротник куртки и, перепрыгивая через лужи, устремился на противоположную сторону. Там стояла красная «Альфа-Ромео». Резко распахнул дверь, сел в машину. Заметались по стеклу дворники, машина тронулась, оставляя после себя клубы синего дыма. «Счастливого пути, доктор Женя», - прошептала Юля.
       Сначала она увидела ярчайшую, ослепительную вспышку и взлетающее в небо ветровое стекло в клочьях огня и дыма. И только потом оглушающий взрыв. Взрыв как будто пришел с неким опозданием после бушующего пламени. Юля в неописуемом ужасе отпрянула от окна, стекла которого затряслись, а в пустых чашках на столе задребезжали ложечки. В следующее мгновение увидела, как горящее колесо стремительно покатилось, перепрыгивая через трамвайные пути, а затем, шипя и дымясь, упало в лужу. Какая-то женщина, уронив на землю зонтик, схватилась за голову. Зонтик, подхваченный порывом ветра, заскакал по трамвайным рельсам. На белый плащ женщины закапала кровь. «А-а-а!- вырвалось у Юли. - Женя, Женя!». Она пронзительно закричала, закрыла лицо руками и не видела, как пустая улица в мгновение ока наполнилась людьми. Все пришло в движение. Где-то завыла сирена то ли милицейской машины, то ли скорой помощи. Через мощные мегафоны раздались командные голоса. Как из-под земли выросли какие-то люди в зеленых куртках, перекрыли движение и стали оттеснять прохожих зевак, расставлять пикеты, огораживая горящую, как факел машину. Прямо на тротуаре затормозила пожарная машина, из нее выскочили пожарные и белой, как снег пеной начали поливать черный остов машины. «Зачем пожарные? Ведь идет сильный дождь»,- тупо думала Юля, а перед глазами все расплывалось. Ее трясло. Вцепившись зубами в кулак, смотрела через оконное стекло, оранжевое от зарева огня.
       -Что тут было, Юлька? Что произошло?
Надя, до нитки промокшая от дождя, в дверях складывала мокрый зонтик.
       -Человека убили…только что…человека убили,- сквозь всхлипы выдохнула Юля.
       -Юля! Да на тебе лица нет! Ты вся дрожишь!- подруга обняла ее за плечи, усадила за стол.- Успокойся! Возьми себя в руки! Пора бы уже привыкнуть к разным разборкам Питерских бандитов! Как ты думаешь, переждем дождь или сейчас полетим выбирать платье?
       Юля уронила голову на руки, и безутешно не сдерживаясь, разрыдалась. Заплакала во весь голос. Золотые, длинные волосы разметались по вздрагивающим плечам.
       -Юля! Перестань! Возьми сигарету, успокойся! Не плачь! Иначе и я не выдержу!
«Курить тебе нельзя»,- услышала она голос. И еще: «Знаешь, Юля, как можно рассмешить бога? Надо рассказать ему о своих планах на завтра».
       Бармен за стойкой невозмутимо протирал фужеры, смотрел, как, дав волю слезам, плакали две подруги.
       
       
       






















































 


Рецензии