Сравнительная типология инструкторов туризма

Типология составлена на основании наблюдения за различными стратегиями инструкторов туризма в их работе с группами. Естественно, что в «чистом виде» эти типажи не приспособлены к жизни, однако в каждом инструкторе вы найдете частичку означенных типажей.

Тип первый. «Рембо».
Мастер выживания. Главный атрибут – большой и навороченный нож на поясе или на голени.
Как правило – очень крут. Круче некуда, да и не хочется. Основные варианты одежды – вечный камуфляж или костюмы от известнейших фирм по производству снаряжения для экстремального туризма. И это не важно, что он выехал с детьми на пару дней в ближайший пригород – терять бдительность нельзя, надо попробовать выжить вопреки вполне сносным условиям окружающей среды.
Снаряжение либо крутое, либо отсутствует. Бывает и сочетание того и другого. Например, если вы на «Скалах» встретили человека с очень достойным снаряжением для собственно скальной работы, живущего в шалаше или в норе – это именно такой человек.
Все время преодолевает. Непрерывно преодолевает непреодолимое вопреки всему. Ему интересно пройти поход, не употребляя мяса. Поняв, что это возможно, он отказывается от хлеба, затем от воды и одежды, чем окончательно утверждает себя в своей крутости и окружающих в диагнозе.
Данный тип инструктора фактически не употребим для детского и коммерческого туризма. Дети, как правило, либо теряют терпение к стихийному идиотизму в таких формах, либо начинают подражать ему, что заканчивается в больнице или на кладбище. Для взрослых групп он не интересен по причине того, что он «крайне далек от народа», в частности, от целей выезжающих на маршрут туристов.

Тип второй. «Абориген».
Он тут местный. Знает все, и все ему родное. Спокоен, работает размеренно, без суеты – поскольку природа вокруг суеты не терпит. Каждую травинку называет диковинными именами, Знает, куда ее нужно вставить, чтобы прошел насморк или прекратился понос. В свободное время что–то мастерит из подручных средств. Сначала производит впечатление человека «не от мира сего», однако через некоторое время окружающие проникаются даже чуть излишним доверием к его «лесной мудрости».
Одет, как правило, небрежно, во что-то балахонистое, натуральное. Если бы было можно, то он вообще бы ходил голым, поскольку упомянутая выше близость к природе является залогом его успешного функционирования. Снаряжение всегда свое. Любимый топор, насаженное на любимое топорище любимым способом. Старенькая пила, видавшая все возможные виды.
Добр и покладист почти во всем. Всерьез может разозлиться (до мордобоя) на нож, воткнутый в дерево, или задавленного в суете муравья.
На клиентов любого пола и возраста производит неизгладимое впечатление на долгое время. С третьего дня похода особым шиком у всех участников группы становится лечение у инструктора народными средствами. Он все время кому-то что-то «заговаривает», настаивает, ингалирует. При этом выданная на маршрут аптечка остается в целости и сохранности.
Данный тип инструкторов рекомендуется для использования на различных группах и на больших сроках и пространствах. В условиях городской неволи чахнет, перестает принимать пищу и размножаться, после чего гибнет в мучениях.

Тип третий. «Наседка».
Часто встречается среди инструкторов женского пола, однако имеет распространение и у мужчин.
Группа у такого инструктора напоминает курятник, в котором возник перманентный переполох. Больше всего бардака привносит «виновник торжества» - сам инструктор. Приходя на базу первым, уходит с нее последним в жуткой спешке, задыхаясь на бегу, стоя при этом на месте. Занимает очередь первым, получает снаряжение опять-таки последним поздно ночью, потому достается самое плохое, то есть то, что все остальные не взяли. Но разглядеть это уже невозможно, поскольку сборы и уход со стоянки занимает весь день до темна, а ночью все равно, на чем плыть и чем пилить.
Умелые инструктора этого типа отличаются от неумелых только тем, что у первых группа от всего происходящего балагана получает удовольствие. Чего не скажешь о тех, кто вынужден, так или иначе, пересекаться с этой группой – соседях, работниках туристских баз, просто прохожих. Как сказал бы психолог, такой тип работы – олицетворение вознесения удовлетворенности в ущерб эффективности. Апогеем является ситуация, когда группы, забывшись в тусовочном экстазе, кладут на маршрут болт, отдаваясь дневкам и баням.
Инструкторы этого типа – самые большие любители баек. Ужин в группе может плавно перейти в завтрак, если не останавливать их вовремя. Байка для таких людей – это не простой пересказ сюжета, это психодрама, театральное действо, магическое преломление походной жизни в устах постсоветского барда. Начинается она издалека, от Авраама, который родил Исаака, а заканчивается событиями сегодняшнего дня, когда Лелик утопил весло. В связи с природной суетливостью, рассказчик порой теряет нить разговора, перепрыгивая на мифы Древней Греции, философию Гегеля или пересказ Кама-Сутры, но финал всегда неизменен в своей злободневности и своевременности.
Данный тип инструктора рекомендуется для работы с группами детей младшего школьного возраста, а также со взрослыми, которые могут быть к ним приравнены.

Тип четвертый. «Автоном».
К этому типу относятся люди, которые понимают слово «инструктор» как производное от слова «инструктировать». На стадии подготовки им нет равных. Такой человек с легкостью и «слово в слово» пересказывает группе методичку, к примеру, Губаненкова С.М. «Обеспечение безопасности путешествий. В помощь руководителю детского туристического коллектива» от 7 декабря 1995 года, коротенько так, минут на сорок – пятьдесят. Он помнит все инструкции, но, на всякий случай, имеет с собой их копии. Отчетливо знает свои права и обязанности, и никогда не делает больше, чем должен. Крайне аккуратен с документами, всегда дважды читает то, что подписывает. Проверяет комплектацию аптечки, не отходя от кассы, интересуется номером лицензии выпускающей организации, словом делает все что угодно, лишь бы не работать с группой.
На маршруте полностью автономен. Регулярно инструктирует, доводит до места и до сведения, говорит всем, кто и что должен сделать, после чего ложится в палатку и спит со спокойной душой. В жизни группы не участвует, видится с ней редко. По возвращении стремится сразу удалиться от группы на безопасное расстояние, к примеру, в баню, предоставляя участникам свободу в их желании торжественно окончить поход.
У него всегда есть все свое, дублирующее групповое снаряжение. Небольшой такой автономный топорик, пилочка, совсем автономная открывалка, и автономнейший набор превентивного питания, дожидающийся лучших времен.
Данный тип инструкторов применим для работы со взрослыми группами, которые представляют из себя компании изначально дружественных людей (к примеру, знакомые раньше), а также с детскими, в которых помимо инструктора этого типа, есть еще хороший воспитатель.


Рецензии
С П А С И Б О ! ! ! ))) Замечательный рассказ !!!))) Пишите ещё !!!)))
Удачи Вам !!!)))

С теплом ,

Тамара Фёдоровна Москаленко   13.05.2008 00:48     Заявить о нарушении
Вэлкам, как говорится...

Глеб Годун   13.05.2008 01:13   Заявить о нарушении