Радостопечалие Креста
(Пс.59,5)
Фотография алтаря греческой церкви сделана светлой памяти +иеродиаконом Пантелеимоном (Шустовым)(1978 - 2007 ) http://www.pravmir.ru/article_1670.html
Радость у Креста? Неуместное чувство бессердечного человека, пользующегося (или думающего, что он пользуется) делами Христовыми? Не видящего, по слову отца Антония, живого молодого умирающего Человека на кресте? Или - стоит задать вопрос - чтО есть эта радость Крестная?
...
Христианство все сплетено из парадоксов, они сияют, как жемчужины, в притчах Христа Спасителя, изумляя, радуя и ужасая слушателей, а порой и внося в их сердца ярость своей новизной. Самый яркий пример - блаженства и заповеди Нагорной проповеди, а так же слова о том, что "Сын Человеческий" ( образ непобедимого существа из пророчеств) будет отдан в "руки человеческие", руки слабых и грешных людей, и эти люди оплюют и убиют Его.
Но главный парадокс - Крест, когда является слава непостижимого людьми JHWH. Христос Спаситель и стремиться к нему, и ужасается его...
Там сбываются - парадоксальным, неожиданнейшим образом - слова пророка Исайи о том, что только Господь будет высок в тот день. Но пришедший день Господень,ожидаемый пророками, совсем иной, чем покажется при буквальном чтении пророческих писаний...
Рядом с этой славой Крестной возможен парадокс "благоразумного разбойника". Благоразумный - это, к сожалению, пароним в русском языке, от него веет чем-то от "умения жить", а в греческом это - невозможная вещь - разбойник, преступник, ум которого благ! Но это уже парадоксы, продолжающие жить в гимнографии. К ней и обратимся дальше.
Там побежденному и поруганному Богу поются ликующие песни победы-триумфа.
Вот победный, ликующий гимн о Смерти Крестной и о Славе Крестной ( "петь гимны" по гречески - это именно петь ликующие, радостные песни - не надгробные!) Октоиха, принадлежащий преп Иоанну Дамаскину:
Христос обожает мя, воплощаяся,
Христос мя возносит, смиряяся,
Христос безстрастна мя соделовает,
стражда, Жизнодавец, естеством плоти;
(...)
Христос возносит мя, распинаемь,
Христос совоскрешает мя, умерщвляем,
Христос жизнь мне дарует;
темже с веселием руками плещая,
пою Спасителю победную песнь -
яко прославися.
(Октоих Воскресный, второй канон воскресный на утрени, глас 1, песнь 1, тропари 1 и 2 )
А вот уже из Триоди Постной, которая у всех на слуху:
Радуйся, Кресте, имже познася единым мгновением разбойник богословец
( Трипеснец ин в среду 2 седмицы ,песнь 8 тр1)
Багряней ризе Твоей,гвоздию и Кресту, губе же и копию, Иисусе, покланяюся, и воспеваю ( это радостная песнь -воспеваю-"hymneoo") ( там же песнь 3, тр 5)
А вот стихира преп Феодора Студита:
Время веселое поста
темже (...) светло (=радостно, в греч оригинале) возопиим:
Крест Христов всесвятый
возрастивый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклонитися сподоби.
(2 седмица , вторник, вечер, стихира, глас 3)
Тема "Крестной радости" органично соприсутствует в богослужении вместе с "Крестным плачем" (яркий пример погребального плача - penthos - канон, читаемый на выносе Плащаницы, и Статии). Это парадокс. Но ведь и умиление, тайна христианской молитвы и жизни, по слову С.С.Аверинцева - "любовь с заплаканным лицом", "радостопечалие". В Кассиином каноне великой Субботы осуществлен величественный и мощнейщий синтез двух тем - "исходное пение и надгробную Тебе песнь воспою, погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему" - песнь 1 тропарь 1)
Ликующая песнь и печаль сливаются неслитно...
На древе пригвождена Тя волею,
яко виде Всенепорочная,
рыдающи пояше державу Твою, Господи.
(Крестобогородичен в среду 2 седмицы, на утрени)
"Таинство странное вижу и преславное" - xenon kai paradoxon - чуждое нашему миру, парадоксальное - но и приносящее нетленную, дивную, неубиваемую славу в него, обновляющее мир. Христос страждет - для того чтобы воскреснуть, Христос рождается - для того чтобы живоносной смертью победить смерть - и радость - о тридневной Пасхе - Страстей и Воскресения...Радость - со слезами....Любовь с заплаканным лицом....
________________________________
P.S.
Эти размышления сложились сначала как некая апология стихотворения-колядки Дмитрия Гусева, но trostna настояла, чтобы я выложила их в отдельную тему на форуме о.Андрея Кураева.
Что я и сделала
Там вся история описана подробно.
Свидетельство о публикации №208051400595
Дмитрий Гусев:
Песня написана на Рождество, и радость рождественская понятна. Но вот окончание этой песни многим, как они говорят, обламывает весь настрой. Окончание я выделил жирным текстом. Меня просили изменить последнюю строку, чтобы текст мог быть напечатан в православной газете. Я не стал этого делать. Текст не напечатали. Мол некорректно!
Так вот, радость или благая весть о Рождестве и Распятии и вообще о всех событиях Евангелия, Что избранная радость, и избранная благая весть?
Родился, Распялся, Воскрес. В один ряд по благовестию ставится или нет?
Получилась ли цельной эта песня? Нужна ли она с таким окончанием?
Пойте люди
Пойте люди
Пойте все
Пой травинка малая
В Вифлееме
Во яслях
Лежит дитя желанное
Мир во мраке пребывал
Нет у нас сомнения
Брат брата убивал
Ради развлечения
И вот в эти времена
Божьим изволением
Матерь Дева родила
Грешникам спасение
Пойте люди
Пойте все
Пой травинка малая
В Вифлееме
Во яслях
Лежит дитя желанное
Сколько сотен лет прошло
С тех времён дремучих
Брат брата убивает
Да пред убийством мучает
Как же можем о себе
Сказать мы христиане
Коль грехами каждый день
Христа вновь распинаем
Пойте люди
Пойте все
Пой травинка малая
На Голгофе
Стоит крест
Висит дитя желанное
Елена Тростникова:
А мне эта колядка всегда, с тех пор как ее впервые - увы, не услышала, а прочитала - прямо в сердце наотмашь бьет (прекрасно бьет).
В ответ на вопрос темы - да как не радоваться? Если бы мы не радовались этому. крестное знамение не было бы отличительным признаком христиан. Крест - высший символ любви и высшая победа, непобедимая. От Воскресения крест Христов неотделим, он - "свет Лица Твоего, Господи", нимб Спасителя крещат.
Боговоплощение, Рождество - начало того кенозиса, умаления, "Божественного истощания", завершением которого является Крест.
Порследний куплет колядки являет эту глубину: Господь нам "даром подарил" спасение ("Матерь Дева родила / Грешникам спасение"), но этот дар мир отвергает и поныне, и поныне мы грехами распинаем Господа. А на Кресте - то самое Дитя Желанное, "Утеха Израиля", радость и краса наша. Умилиться и ужаснуться, "со страхом Божиим, верою и любовию" подойти к таинству Рождества - только тогда и воссияет в сердце настоящая рождественская радость, мир, свет...
В общем, я громоздко это говорю, а вот колядка - просто-просто, ясно всякому простому сердцу и очень точно...
Ольга Шульчева-Джарман 21.09.2014 16:15 Заявить о нарушении