Тревожные признаки. Элла Дерзай

Это имя мне сказали почти сразу после моего прихода на Прозару. В восторженных тонах и с предысторией. А тут еще увидел на Главной, в членах Литклуба.
Заглянул пару раз, и… сейчас совершенно не помню, что же читал. А тут еще эта моя дурацкая привычка нелюбви навязываемой моды, мнений, стандартных решений, «как все». Глупый пунктик, который подводил не раз.
Когда мы с женой были совсем молодые, появился на телеэкране Муслим Магомаев. То, что он был мечтой многих женщин, меня не очень смущало, но… Жена бросала все дела, и готова была бежать туда, где он готовился выступать. Это даже была не ревность, а некая осторожность. Ну, не был я в состоянии сразу признать, что он – не кумир на час. Лишь много позже появилась к Муслиму и моя любовь, и уважение. Несколько лет назад, он, уже активно не концертирующий, дает вместе с Тамарой Синявской концерт в удивительном Концертном зале театра Эстония, и мы с женой наслаждаемся его талантом певца, и уникальным мужским обаянием, благородством.
Или вот еще странная история. В нашей Вольтовской библиотеке появляется экземпляр «Мастера и Маргариты». Он ходит по рукам, ото всех слышу только восторженные отклики, цитаты, и … не читаю. Как-то дочка приехала в отпуск, и говорит, мол, папа, прочитай. А потом, через пару-тройку дней: «Ну, как?» Ответил ей тогда, уже лет пятнадцать назад: «Не знаю, надо перечитать заново». И перечитавши через пару лет, снова не могу ей ответить, только растет понимание и желание написать про эту книгу, потому что всё то, что я про неё читал, или видел на экране, за исключением Абдулова, Лаврова и Басилашвили, меня не устраивает.
Почему мне вспомнились эти два имени, великого певца советской эстрады, Муслима Магомаева, и неоцененная книга Михаила Булгакова, я сказать однозначно не могу. Нет, не потому, что сравниваю талант Эллы Дерзай с этими двумя именами. И не хочу сравнивать – больше-меньше, сильнее-пронзительнее, современнее или устаревши – всё это не для произведений искусства, слабых отблесков (как говорил А.Блок) некоего мира, который мы еще только пытаемся осознать вокруг себя, и в себе.
И в этом смысле, как мне кажется, в искренности познать этот мир, без ссылок на авторитеты, цитаты великих, «предназначения» и прочую ересь, Элла пишет очень простую историю современной женщины, главная цель которой, если хотите, божественное предназначение которой, найти того единственного, который вместе с ней даст продолжение жизни на Земле. И в этом поиске, конечно, главным будет не модный сейчас рейтинг, например, 5,5,4,3,2,1,1,1, или нечто подобное, а нечто совершенно другое. Что другое? А этого мы здесь не сумеем прочитать. Вернее, очень даже сумеем, если сделаем замечательный анализ-препарирование, разложив по косточкам и молекулам: слова, фразы, поступки, протянув логические цепочки между символами. Правда, меня лично будет тогда тошнить от такого отношения к этой тонкой вещи, созданной неравнодушным талантливым человеком.
Нет, меня совершенно не смущают откровения этих женщин, кстати, очень целомудренно описанные Эллой. Их списки побед и поражений. Их периодическая безалаберность. Не привыкли слышать такое от женщин? Такого Вам не говорят? А почему не говорят, может потому, что не верят до конца? Не уверены в своих спутниках, и имеют на то основание?
Тонкая это сфера – человеческие отношения: доверие, любовь, поиск любви, ревность. Сводить все к биполярной или однополярной любви, написав на груди лозунги, и размахивая ими, как красной тряпкой для толпы буйволов? Для нас, когда мы кричим о чем-то в толпе, забывая тогда, что каждый из нас – человек. Каждый! И себе, после криков в хоре, мы шепчем совсем другое. А здесь Элла делает это вслух, при людно, раздеваясь почти донага, и в этой обнаженности много больше целомудрия, чем в ханжеских лозунгах заявленных святош.
О чем здесь написала Элла Дерзай? Что самое главное читается в паузах, и пробелах?
Мне объяснять совсем не хочется.
Но, совершенно не сравнивая имена и влияние на всякую там судьбоносность, не смущают меня имена тех, кого поставил в один ряд. Совсем не смущает. Дело не в величии голосов, а в умении почувствовать, как пригодится даже самый слабенький голосок в мощном хоре Нового Мира.


Сергей Эсте Таллин, 15 мая 2008


Рецензии
Ну, знаете ли, дорогой Сергей!
Так писать об Э.Д.
Надо быть уж слишком положительным человеком, чтобы даже у нее найти что-то стоящее.
Она как личность беспрецедентная, пардон, хамка.
Это сейчас она тихо сидит на первой странице, а было время, когда она локтями и горлом пробивалась на сайте, понося писателей матом и выживая с сайта.
И пишет так же.
Извините.
Мне очень понравились другие Ваши рецензии, например на Мерче, там у Вас исключительная музыка слова и прекрасная проза.
Но пытаться из хамки сделать "что-то"...
И главный вопрос: а надо ли?
С недоумением
Дора

Карельштейн Дора   28.09.2008 15:34     Заявить о нарушении
Добрый день, Дора!
Мне исключительно сложно Вам ответить. Ведь Вы затронули очень важный и непростой аспект соотношений писатель-читатель, творчество писателя и его повседневные отношения с людьми. На эту тему сказано-пересказано очень много. Тем не менее люди продолжают спорить.
Самые простые примеры. Несколько раз мне приходилось получать информацию из разных источников, что Великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов был абсолютно несносен, высокомерен, драчлив и так далее. А Фёдор Михайлович Достоевский, кроме того, что остаётся одним из самых признаваемых писателей мира, ещё был пьяница, картёжник, и весьма посредственный супруг. Мы конечно любим нашу гордость, Александра Сергеевича, зачитываемся его произведениями, любопытствуем об его списке побед, но мне кажется, что Наталье Николаевне было не до смеха, когда до неё доносились сведения об его увлечениях.
Да, Дора! Несоизмерим пробельчик в значении, и величии мной произнесеных имён, и автора, Вами критикуемой. Но суть от этого не меняется. Автор может написать вещь, которой будет восторгаться мир, и быть несносным в быту. А кто-то не захочет подать ему руку.
В отношении Эллы всё значительно проще с моей стороны. Я обычно не интересуюсь рангом автора, которого читаю, его положением, послужным списком. Если мне интересно, я пишу рецензию. Если задело глубже, пишу некоторую вещь, назвать-то которую не берусь. Вот и в данном случае, её работа послужила мне поводом высказаться по каким-то вопросам. Как мне захотелось в тот миг. От Эллы я не получил худого слова. Правда, и доброго тоже. Ей это не надо? Не входит в круг интересов? Я рангом не вышел, чтобы получить отзыв от рецензируемого автора?
Я не скажу, что мне всё равно. Но и трагедии в этом не вижу.
Мне хотелось написать, вот я и написал. А то, что мои работы не делают погоды на этом сайте? Ну, и что? Не делают.
Нет, не ставлю целью кого-то учить, и наставлять на путь истинный. Пусть это делает кто-то другой. Моя задача другая.
Извините, Дора, что может быть и не ответил Вам, как Вы ожидали. Мне было бесконечно приятно получить от Вас мнение по этой моей работе. Вы - очень порядочный, интересный, и неравнодушный человек. Дай Бог Вам умных читателей и верных друзей.

С уважением,

Сергей Эсте

Сергей Эсте   28.09.2008 18:37   Заявить о нарушении
Позволю себе продолжить.
Я очень хорошо все поняла.И Вашу позицию тоже.
Просто мне становится грустно за литературу.
Неужели Вы находите ее талантливой?
Неужели наше время так оскудело?
Неужели оно останется в виде поделок, написанных наполовину матом?
Я все-таки считаю, что призвание литературы это провоцировать читателей к размышлениям, звать к лучшему и будить все же добрые чувства, а не все, что ниже пояса в области грубых вибраций.
Я совсем не против секса или описания интимных сцен, но я против грязи и пошлости, этого хватает и так, литературе незачем живописать это.
Но это, конечно, лишь мое субъективное мнение.
Мне хочется повториться относительно музыки слога стиля Вашей прозы. Очень мне нравится.
Буду еще читать. :-))
Успехов
Дора

Карельштейн Дора   28.09.2008 20:46   Заявить о нарушении
Вы знаете, Дора, на этот вопрос я не берусь ответить сейчас, и в частности по работам Эллы Дерзай. То что я рецензировал в своей работе, мне понравилось. И меня не смутил язык. С языком вообще очень странные вещи происходят. Один автор пишет грамотным языком, и с следствием-причиной всё согласовано, и ошибок грамматических нет, а к литературе совсем не относится. Естественно, это по моим критериям, критериям человека, который имеет на что-то собственное мнение, но оно не может быть выражено грамотными литературоведческими терминами, не изучал я их. Этим не бравирую, но изучать не хочу. Иногда, как ни странно, терминологическое буквоедство не помогает, а отвлекает, вставляет человека в признанные рамки! То есть, что выходит за рамки - уже и оценить сложно по писанным правилам
Нет, я не вижу в прочитанных мной работах Эллы Дерзай дерзновенных открытий. Не могу её причислить к прокладывающим путь. Но автор она крепкий.
А крепкий русский, не совсем принятый в прошлом, и расцветший в настоящее время язык, если он к месту и умело, то может быть в литературе. Смогу ли я им писать? Пока необходимости не было. Умеют ли им пользоваться пишущие? Ой, ли! Точно также, как и эротикой. То что тут, да и не только тут выдаётся за эротику, по большей части просто обыкновенный, пошловатенький трёп.
Я часто общаюсь с молодёжью. Да! Вкус у молодых испорчен массовой, по большей части бездарной культурой. Но то, что при встрече с подлинными ценностями молодые очень часто делают безошибочный выбор, это мне приходилось видеть неоднократно.
Какой вывод? Мне кажется вывод только один. Вы ведь прекрасно знаете, что никогда никого не удавалось научить нотациями, запрещениями, инструкциями на все случаи жизни. Только своим личным примером, своей правдой. То есть, если старший не прав, то и сказать надо вслух громко: Я не прав! Это учит много больше всего другого. Правда, искренность, попытки найти пути, подсказка молодым (нет, нет, не о том, что им делать, а о возможностях того, что открывается, если...).
Я здесь, на Прозе и на Стихире, встречаю огромное число умных, интересных, грамотных, талантливых авторов. Я не беспокоюсь о судьбах литературы и о будущем.
Спасибо Вам, Дора, за тёплые слова в мой адрес. Попробую не подвести.

Сергей

Сергей Эсте   28.09.2008 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.