О неравнодушии

Когда нацисты пришли за коммунистами, я оставался безмолвным. Я не был коммунистом.
Когда они сажали социал-демократов, я промолчал. Я не был социал-демократом.
Когда они пришли за членами профсоюза, я не стал протестовать. Я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за евреями, я не возмутился. Я не был евреем.
Когда пришли за мной, не осталось никого, кто бы выступил против.

Автор этого широко известного стихотворения «Когда они пришли…», переведённого с немецкого на десятки языков мира Мартин Нимёллер.
Командир подводной лодки (лейтенант ВМФ) в годы первой мировой войны, награжден медалью "За заслуги". Написал автобиографический бестселлер "От подводной лодки до кафедры проповедника".
После войны изучал богословие и посвящен в духовный сан.
Он открыто, один из немногих – выступил с критикой фюрера 27 июня 1937 в Берлине, на проповеди, ставшей для него последней.
Нимёллер оказывается в заключении. 3 марта 1938 чрезвычайный суд по государственным преступлениям обвинил Нимёллера в «скрытых нападках» на государство и приговорил его к 7 месяцам заключения в специальной тюрьме для должностных лиц и штрафу за «злоупотребление проповеднической деятельностью.
Однако, на свободу Нимёллер так и не вышел. Отсидев вместо 7 месяцев 8, он, почти сразу после выхода из тюрьмы, подвергается аресту гестапо. До конца войны Нимёллер заключён в лагеря, сначала в Заксенхаузен, а затем в Дахау. В 1945 году был освобождён войсками союзников.
После войны выступал за мир и ядерное разоружение.
В 1952 он посетил Москву, а в 1967 Северный Вьетнам.


Рецензии
Уважаемая Лавиния, читаю Вас всегда с большим интересом и волнением.
У Вас нет пустых фраз, и каждая тема знаменательна .
И мысли и чувства - всё в Вас прекрасно.
И моя Вам отдельная благодарность за то, что Вы делитесь знанием и опытом.
И это одно из проявлений неравнодушия.

Всех Вам благ!Радостного вдохновения!

Мелменель   17.05.2008 23:29     Заявить о нарушении
Юлия, Вы так добры и прониницательны,
благодарю Вас.
Радостного вдохновения и Вам!
"Что-то есть обезоруживающее в человеческом голосе (мы не отдельны, мы все - одно)..."

Валентина Томашевская   18.05.2008 11:25   Заявить о нарушении
Благодарю , Лавиния...

Мелменель   18.05.2008 13:03   Заявить о нарушении