Литература, политика и иллюзорная реальность

Между политиками как представителями власти и поэтами (писателями, художниками …) много общего. Возможно, именно немногочисленные, но кардинальные различия вызывают их противостояние на протяжении веков. Особенно это касается вопросов создания иллюзорной, виртуальной реальности – не секрет, что в словах и тех, и других, порой остается порой очень мало от реальности ( “Ложь должна быть чудовищной, чтобы в нее поверили” (с)).
Поскольку подобное сопоставление мне не встречалось (буду рад ссылкам), я решил проделать это сам. И вот что получилось.

Поэт: настоящий поэт не способен никогда и ничего сказать прямо. Все, что он говорит, зависит от того, как звезды встанут. Его фантазия и проявления ограничены изнутри.
Политик : настоящий политик способен, но никогда и ничего не говорит прямо. Все, что он говорит, зависит от выгоды, его текущих или глобальных целей. Его фантазия и проявления ограничены извне.

Поэт: фиксация на вещах и темах, которые интересны ему, возможно даже, сиюминутно. Освещение процессов и событий с неожиданной, яркой стороны.
Политик: фиксация на вопросах, которые, предполагается, интересны электорату и позволяют его увеличить. Освещение исторических и пр. событий в выгодном для данной политической силы свете, затенение или умалчивание собственных невыгодных или непопулярных действий, выпячивание аналогичных действий конкурирующих политических сил.

Поэт: мыслит аллегориями, метафорами и пр. литературными приемами, строя каждый раз новый мир, тем более убедительный и загадочный своим очарованием, чем выше его поэтическое мастерство.
Политик : говорит аллегориями, метафорами и пр. литературными приемами, строя каждый раз одну и ту же или близкую картину мира текущих реалий или светлого будущего, тем более убедительную и привлекательную для большего числа людей, чем выше его политическое мастерство.

Поэт: Зачастую не осознает и не проводит границы между реальностью и воображаемыми мирами.
Политик : Прекрасно осознает, насколько его построения соответствуют (или не соответствуют) реальности.

Поэту, как правило, трудно объяснить причины, по которым он пишет стихи. Но он упорно пытается это сделать.
Политику, как правило, легко объяснить причины, по которым он занимается политикой. Но он никогда не скажет об этом.

Поэт: нуждается в поклонниках и признании своего мастерства и творчества, власти над и влиянии на духовное.
Вместе с тем настоящий поэт не зависит ни от чьего мнения. Он непредсказуем и парадоксален не только для окружающих, но и для самого себя.
Политик: нуждается в сторонниках и аппарате навязывания своих идей, власти над и влиянии на материальное.
Настоящий политик всегда стремится ухватить своим неводом как можно больше рыбы. Поэтому он зависим – он должен выражать мнение (или делать вид, что выражает) большинства электората, либо той силы, которая тем или иным способом узурпировала права большинства. Однако талантливый политик умеет быть парадоксальным и непредсказуемым.

Поэт: Как правило, высокая поэзия, литература – это путь одиночества. Кому подчиняется настоящий писатель?..
Политик: Находится в подчинении той силы, чьи денежные потоки и интересы он обслуживает.

Поэт: Если человек начинает называть вещи своими именами, значит, он уже не поэт.
Политик: Если человек начинает называть вещи своими именами, значит, он уже не политик.

**********


Рецензии
Хм... Да Вы отличный аналитик, г-н Омагодан!
Все фразы правильно выстроены, есть логика, проникновение в суть вещей не поверхностно... Текст понравился. Когда-то читал нечто подобное, сейчас пробую вспомнить, но
всё - только тщета.

Жду пришествия Великого По. Замотал себя в кусок льняной ткани, забил трубку, сделал тягу... Придётся перечитывать )

"Спасибо", - тихо проборматал последний индеец, затеряный в бетонных шалашах блюющего города Б.

Субкоманданте Раи   16.05.2008 23:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Субкоманданте! Можно рядом присесть, отловить немного индейского дзена? :)

Омагодан О   17.05.2008 17:20   Заявить о нарушении
))) Чуть китайского можно;)
ТакОЕ (о политике и иллюзорной реальности):

Пунктом номер один в моей свежей политрелигии -
Отказ от идиллии, состоящей в максимально возможном окружении себя новинками.
Тогда я и вообще любой гоп из микрорайона моего
Поняв это, в своей ячейке бетонной башни, станет легко мириться
С положением своим в данной точке времени и пространства
Подобно гражданам Тибета умиротворенным.
Но не будем увлекаться примером этим.
Блаженство свое ламаисты не защищали принципиально
Их теперь, говорят, китайцы стерилизуют.
Тогда предстает актуальным вопрос о введении параллельно обязательному
Изучению дзен уроков ОБЖ
С упором на искусство обращения с АК-47.
Зуб даю, двигатель экономического чуда есть осознание того,
Что и в газоотводной трубке над стволом также проживает Будда.

Дотации предлагаю тратить рационально -
Скажем, на стратегию, реализацию и закупку святых мощей
Для новой политрелигии.
Нам нужны в частности останки тибетского монаха,
Которого как-то раз вырвали из медитации из городского сквера
Его изгнала оттуда местная администрация.
Куда он вскоре с калашом ворвался.
Так с этим монахом в дзен-постулаты ворвались,
Как казалось, не имеющие никаких шансов, мои автоматы!

Субкоманданте Раи   26.05.2008 03:24   Заявить о нарушении
Зашибись! Да, АК-47 можно уже превращать в фетиш, создавать храмы и пр.

А у меня тоже было про религию с политикой... http://www.stihi.ru/2007/05/29-2114

Омагодан О   27.05.2008 20:10   Заявить о нарушении