Дверь в лето. Пьеса в 4 действиях

Посвящается всем, кто был в Болгарии летом 2004 года.
Особенно двум лучшим Юлям.
А так же моему папе.

Пьеса в 4 действиях.
Главные лица:
Он, молодой человек, ищет дверь в лето.
Она, примерно одного с Ним возраста, одинока, тоже ищет дверь в лето.
Прохожий, спешащий по делам.
Кошка, сидящая у баков с мусором, помогает Ему разобраться в себе.
Прохожие.

Действие 1.
Улица, люди бегут по своим делам. Он медленно бредет против людского течения. Голова опущена, фигура излучает задумчивость. Вдруг Он поднимает голову и, что-то вспомнив, останавливает одного из прохожих.
Он: Простите, не подскажете, где мне отыскать дверь в лето? ( в этот момент опускается декорация с окном и облаками, окрашенными закатным солнцем).
Прохожий: Так она же рядом с вами, сразу за окном и налево…
Он: Нет, это не дверь, а окно, тем более в август, точнее в метель августа.
Прохожий: ( пожимает плечами) Ну тогда ждите осени или, в крайнем случае, зиму. С наступлением хандры закройте окно поплотнее, можете даже заклеить скотчем. Сядте в любимое кресло, возмите кружку кофе и фотоальбом. Страница 3, левая сверху фотография и будет окно в мир.
Он: ( улыбнувшись) В том-то и дело, что окно! А я человек культурный, воспитанный, через окно не привык. Мне именно дверь нужна. Чтоб и ручка была железная, позолоченная, и косяк белый, немного обшарпанный, и замочек такой маленький, чтоб его так повернуть ( все свои манипуляции Он изображает руками), он тихонько щелкнет, нажать на ручку и… ( во время монолога опускается описываемая дверь).
Прохожий: ( нахмурившись) Ну, молодой человек, вы, эта… фантазер! Вам и ручку ,и замочек, и косяк. Надо быть проще и пользоваться тем, что есть.
Он: Вот по-этому вы успокоились, найдя окно. И других направляете по неверному пути. Хотя, может, вы и правы.
Прохожий: Извините, что ничем не помог. До свидания.
Он: Спасибо и на этом. Пойду спрошу у той кошки.
Прохожий: Да-да! Спросите у нее. Она должна знать. (тает в потоке людей)

Действие 2.
Он движется к лотку с хот – догами, покупает два и подходит к кошке. Та сидит рядом с баками. Он садится.
Он: Добрый день.
Кошка: Приветствую.
Он: ( протягивает ей хот – дог) Будете?
Кошка: Не откажусь. Мяу…
Оба едят.

Он: Вы случайно не знаете, где дверь в лето?
Кошка: Зачем вам она? Это дверь только для таких, как я.
Он: Что же это получается: вам можно, а мне нельзя?
Кошка: Не знаю. И все-таки: дверь – это для мальчишек с ненавистью к школе и обидой, что лето пролетело. Им нужен мир, куда не страшно уйти, где они герои и их там любят девчонки. А главное: там нет школы. А вам надо устраивать свою жизнь. Вместо того, чтобы тратить время на поиски какой-то двери, лучше искали бы себе девушку. В вашем возрасте – и холостяк! Не правильно!
Он: Вы говорите как моя мама!
Кошка: ( рассердившись) А вы что думали? Хотя бы раз навестили свою маму. Уехали в Москву и ни слуху, ни духу! Она права: убить столько нервов и времени на свое чадо, и что она получает взамен? Ни девушки, ни работы! Только жалкая стипендия и квартирки вашей умершей бабушки.
Он: Деньги – это не самое важное. Я надеюсь, что за этой дверью в лето я встречу Ее. Я верю в это!
Кошка: И очень зря!
Он: ( удивительно) Почему?!
Кошка: Я была там и поверьте мне: там точно так же, как и здесь. Иначе я бы там осталась.
Он: ( уважительно и учтиво) Ну… Вы, все-таки, кошка…
Кошка: ( перебив и вспылив) И что?! Я уже и не человек?
Он: Я не хотел вас обидеть!
Кошка: И все-таки это у вас получилось! Какой плохой сын у вашей мамы! Плохо она вас порола!
Он: Может быть…

Молчат. Начинает капать дождик.

Кошка: Ну вот. Осень. Ну где же ваша хваленая воспитанность? Возьмите девушку на руки! Не бойтесь – я не заразна!
Он: О! ( берет ее на руки и укрывает своей курткой. Молчит, боясь сказать что-нибудь лишнее).

Они идут по улице. Слева зажигается буква “ М”. Появляются поручни, как в вагонах метро.
Через минуту исчезают. Шум улиц. Декорации дома, двери подъезда. Свет гаснет.

Действие 3.

Свет снова зажигается. На сцене декорации квартиры.
Он: Вот мы и дома!
Кошка: Да – а – а… Сразу видно – студент.
Он: Ну – у – у, чем богаты…
Кошка: Устаревшее понятие! Сейчас многие богаты, но не рады.
Он: Молока? Сметаны?
Кошка: Молока. Теплого. И немного коньяку. По запаху из шкафчика на кухне чувствую.

Он уходит из комнаты. Гремит посуда, льется вода. Кошка села за стол, смотрит на текст на разбросанных листах. Он входит в комнату с чашкой и бокалом и бутылкой коньяку.

Он: Прошу ( подает ей чашку, садится на кровать).
Кошка: Мерси! ( пьет). Мяу. Великолепно! Это что – стихи?
Он: ( смущенно) Ну, да…
Кошка: Не пытайся. Лучше пиши прозу. Нет, правда! Ну что это такое? ( Встает и читает зрителям)

Как мне все здесь надоело!
Хочу туда где весело,
Хочу туда, где все свои,
Где не надо прятаться во лжи,
Где все смеются, где пива задарма нальют,
И девушка поцелует, и друзья к приключениям ведут,
Где можно лечь, уснуть, проснуться,
Опять уснуть, опять проснуться,
Где нет будильника и предков,
Где есть любовь и нет объедков с барского стола.

Разве для этого растила тебя мама?
Он: ( допив коньяк, раздраженно) Хватит меня стыдить! Я уже взрослый!
Кошка: Нет! Ты еще маленький! В этом все и дело! Все учатся, работают, любят… А ты? Ищешь дверь в лето!
Он: ( разбивает бокал об пол и вскакивает, Кошка вздрагивает, резко отворачивает голову и выставляет ладони в его сторону, защищая голову) Да! И может ты мне расскажешь, где она? Где эта дверь?!

Кошка молчит. Он подходит к ней и обнимает. Расцеловывает ее лицо.

Ну прости меня, прости. ( Медленно сползает к ее ногам).
Кошка: Встань. Ну встань же. ( Он не встает, Кошка отходит от него) Я расскажу тебе. ( Садится). Посмотри в окно. Что ты видишь? Осень! Что ты увидишь завтра? Зиму! Чего тебе не будет хвать опять? Любви и лета! А что ты сделал этим летом, чтобы оно запомнилось?
Он: Не знаю. Ничего.
Кошка: В этом все и дело. Летом дверь не ищут. Ее просто нет. То есть она есть, но проглатывает весь мир на 92 дня. А вот зимой или осенью она появляется в таких местах, где ее не ждут. Она появляется в фотографиях, картинках, кино, музыке. В воспоминаниях, наконец.
Ты не готов ни к осени, ни к зиме. Прошлогоднее лето тебе почти не поможет. Если, конечно, воспоминания не очень ярки. Но ты и от того лета ничего не оставил?
Он: Не оставил. И что мне делать?
Кошка: Попробуй помечтать. Или найди себе девушку. Я попытаюсь тебе помочь. Следовательно, я у тебя остаюсь.
Он: Здорово!
Кошка: ( ворчливо) Да уж! Здорово. Сам мне должен был предложить остаться. Ведь каждый знает: кошке нужен хотя бы уголок.

Он достает из-за шкафа раскладушку, стелит. Оба ложатся.
Свет медленно гаснет.

Действие 4.
Та же улица. Он в свитере, без куртки и шапки, шарф на шее до пояса. Ветер, снег.
Он: Как же противно. Нет, не холодно, а именно противно. Тоскливо. Кошка уехала к сестре бабушки ее племянницы. Вот такие родственные узы. ( Пауза). Денег нет. Кончились. Куртку отдал в починку. Все-таки Кошка была права: к зиме я не готов. Ни морально, ни физически. Э – эх! ( Машет рукой, собирается уйти, но их другого конца сцены выходит девушка, быстро идет и подскальзывается рядом с Ним. Он ее ловит).
Она: ( восстановив равновесие) Спасибо большое! Сейчас бы точно что-нибудь сломала.
Он: Да не за что! Будте осторожнее. Может, вас проводить?
Она: С удовольствием. Мне к метро.
Он: Великолепно. ( Подает ей руку, Она на нее опирается. )

Появляются поручни. Он что – то говорит, Она смеется. Поручни исчезают. Появляется квартира. На окне герань. Везде порядок.

Она: У вас очень мило! ( Отдает пальто Ему).
Он: Да, это моя Кошка постаралась.
Она: А где же она?
Он: ( улыбается) Уехала погостить к родственникам.
Она: ( сев на стул) Давайте продолжим наш разговор. Из всей вашей истории можно сделать один вывод: вам очень везет!
Он: Почему?! ( Достает из шкафа бокалы и вино, разливает).
Она: Спасибо. ( Берет бокал). Ну, во-первых, вы нашли Кошку, а, во-вторых, я - Хранительница двери.
Он: Боже мой!!!
Она: Да. Однажды я отдыхала в лагере в Болгарии. Ничего особенного, но этот лагерь мне запомнился навечно. Там я впервые почувствовала свободу в виде тех вещей, которые доступны взрослым. Но важнее всего: я повстречала там настоящих друзей! Эти 3 недели пролетели как 3 дня!
Он: Да – а – а – а! Как я вам завидую. Могу я попросить вас об одной вещи?
Она: Да, пожалуйста!
Он: Я заранее извиняюсь. Вы откроете для меня дверь?
Она: ( встала со стула и села на кровать поближе к нему). Даже больше. Я сделаю даже больше

Свет гаснет. Освещаются только Он и Она прожектором сверху.

Он: Ты знаешь, я когда тебя увидел - сразу влюбился. Только сейчас это понял.
Она: Ну вот. Одно из твоих желаний сбылось. И сбылось одновременно и мое – я влюбилась. Сей час исполнится и второе твое желание.

Справа появляется дверь, освещенная спереди.

Он: Дверь в лето!
Она: Да, это она. ( Она начинает плакать и утыкается в Его плечо. Он обнимает Ее и смотрит на дверь).

Из-за двери в комнату слышится голос Кошки “ Я вернулась! Ой, кажется, не вовремя!”.
Он и Она встают и идут к двери в лето, Он поворачивает замок, нажимает на ручку, и они входят внутрь. Свет гаснет. Слышится голось Кошки, что-то напевающей, и звук льющейся воды.

Занавес.

В пьесе использованы фрагменты песен Чижа и Шевчука.

Послесловие.
Надеюсь, вам понравилась моя попытка написания пьесы. Все начилось с маленькой фразы в подвернувшемся под руку блокноте “ ГДЕ ДВЕРЬ В ЛЕТО?”. Потом я так же попытался написать ответ. Но в голову пришла мысль написать диалог. А отсюда вылилась и сама пьеса.


Рецензии