Изгнание зрителя или закрытый просмотр

       Первый фильм А. Звягинцева «Возвращение» 2003г.
       Два «Золотых льва» Венецианского кинофеста.
       Второй фильм «Изгнание» 2007г.
       «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах за лучшую мужскую роль.

       Довольно забавная ситуация: закрытый просмотр – это бренд времён развитого социализма, говорящий однозначно, что покажут такое… Иди и смотри, не задумываясь. Под рубрикой «их нравы» могли показать всё. Теперь «их нравы» стали вроде и «нашими нравами», но бренд, как видите, работает. Телепередачу ведёт неподражаемый эрудит А. Гордон. Но показывают такое… что даже он иногда «плюётся» в прямом эфире.
       Кстати несколько слов об Александре Гарриевиче.
       Это он может выйти в слегка поношенном пиджачке с миллионом долларов в кармане и предложить их в качестве премии самому мудрому. И что же делает самый мудрый, которого тщательно выбирали среди таких же может год, а то и два. Он представьте, решает поделить эту премию между всеми претендентами. Не мудрствуя, взять и поделить, счастья своего не понимая, распылить. Ну, да Бог с ним с миллионом. Дело в том, что Александр Гарриевич душой болеет за нашу интеллектуальную элиту. Не на словах, а на деле. С 2005г. он возглавил движение «Образ будущего». Откуда же возьмутся эти образы? «Из народа,- считает Гордон,- народ питает смыслами избранных (элиту), которые их (эти смыслы) конкретно формулируют. Россия страна северная, поэтому издревле выживали только общиной. Отсюда примат духовности над бытом».
       Очередной практический шаг Гордона - создание «партии интеллектуалов» с прямой демократией. То есть любой вопрос решается голосованием через Инет. Гордон считает это эффективным, исходя из двух основных российских проблем: самое сложное построить дороги, остальное – пустяки. Что ж, поживём – увидим.
       Теперь о фильме.
       «Хороший фильм тот, который становится частью биографии зрителя» - считает Гордон и с этим нельзя не согласиться. Хороший ли фильм «Изгнание»?
       В двух словах грубо-зримо содержание такое: дура-баба обманывает мужа и кончает с собой. Казалось бы, всё ясно, но не таков Андрей Звягинцев, чтобы так вот просто такую странность выложить на экран. Не интеллектуально, тем более не интеллигентно вообще. Не всё так просто господа и дамы в первую очередь.
       Во-первых, что значит «обманывает мужа»? Сразу приходит на ум сонм адюльтеров, адюльтерчиков и прочих примеров наставления рогов слабым полом, сильному.
       Поставим прямой вопрос: кто есть муж? Это тот, который по своему обыкновению, объелся груш. Так говорят и не без основания. Он объелся и расслабился, утратил контроль, выпустил из поля зрения. Бесконтрольное женское существо легко поддаётся на уговоры, ищет понимания на стороне и готова отдать «своё самое сокровенное». Душу, разумеется. А вы что подумали? Э-э-э. У женщин там душа находится. Достать до глубины души – это буквально так и есть.
       Только не подумайте, что фильм об этом. В том то весь и фокус, что совершенно о другом. О духовном, чисто возвышенном. И хоть находит жена, назовём её Мария, понимание на стороне в лице некоего Роберта, сотрудника мужа. И встречается с ним наедине в минуты придуманного ей самой «горя». И звонит ему растерянная по телефону накануне самоубийства, чтобы услышать: «У тебя всё в порядке?», «Да», «Ну пока».
       И всё это она делает, будучи беременной от мужа. Зрителей хотят убедить, что физическая неверность не есть факт, так же допустим, как в историческом случае с Натали, которая была постоянно беременная от Пушкина. Кстати, подстава в другом, она в такой фразе:
       - Я беременна, - объявляет Мария мужу, - но не от тебя.
       Всё, точка.
       Основная интрига фильма в этой ключевой фразе, которая прозвучала, как гром среди ясного кинематографического неба. Остальными фразами можно пренебречь, они маловыразительны и невнятны.
       Объявляет она ему ЭТО в самый момент расслабухи, когда они с двумя детьми, подчеркну для запоминания, С ДВУМЯ детьми(мальчик постарше и девочка) приезжают на отдых в деревню, на родину мужа, в отчий дом. Мария уложила детей спать, попросила вина, муж сбегал, налил, подал, понадеялся глупый, размечтался, а она ему весь кайф и обломала, этой более чем идиотской, фразой.
       Конечно, муж убежал, уехал, ускакал…потом вернулся, дал по роже… и простил. Попался в капкан страданий, что и требовалось.
       Страдалец муж не понял всей тонкости женской души, всех извивов мозговой извилины сего трепетного существа. Только не подумайте о женоненавистничестве автора. Мои старания направлены лишь в сторону восприятия кинопроизведения под названием «Изгнание».
       Название удачное ещё вот почему: Гордон обмолвился как-то, что мы живём «в странное время потери смыслов». Во всём, во всех сферах.
       В современной культуре сие произрастает из двух пустулатов:
       - гениальность сродни идиотизму;
       - чем непонятнее, тем лучше.
       Дескать, всё уже сказано, заповеди, проповеди, мудрые афоризмы сведены в таблицы, в тома, в энциклопедии. А нам бы чего новенького, необычненького. Широкие просторы дурных и страшных снов давно распахнуты, океаны белиберды, водопады ахинеи, дебри бессмыслицы ждут своих почитателей и приверженцев. Пусть себе черпают решетом, вешают лапшу на уши и не ведают, что творят. Зачем ведать идиотам?
       Кинематограф тупо озабочен лишь фиксацией факта: мы в дерьме. Из фильма в фильм повторяется эта фиксация, изгоняется смысл жизни.
       Поэтому не будем задаваться вопросом: зачем Мария сказала мужу эту убийственную фразу.
       Проверяла. Допустим, проверяла на вшивость. Что будет делать мусчина? Интересно ведь. И самое главное даже не мужчина-муж, а зритель. Это ведь КИНО, а не жизнь. Не забывайте об этом господа и дамы в первую очередь. Кино такое.
       
       Следующий вопрос: где это всё происходит? Ни за что не догадаетесь, не узнаете. И не надо знать, – откровенно признаётся режиссёр, – на Земле. Этого достаточно. В некой условной точке, некая условная Мария, конкретно забеременела от конкретного мужа, а говорит ему неправду, явную ложь, в самый неподходящий момент.
       Ладно, оговоримся, что фильм снят по мотивам повести Уильяма Сарояна, где с противозачаточными средствами была напряжёнка. Поэтому в наше просвещенное время зрителя до конца фильма будет мучить очередной вопрос: почему не предохранялись?
       Все вопросы безответны. Вернее ответ один: заинтриговать зрителя, а точнее – подставить. И подстав в фильме много. Казалось бы, муж простил несуществующую измену, ещё ничего не зная, простил и предложил начать сначала. Возможно, за этот душевный порыв актёр Лавроненко и получил золото в Каннах. Он получил бы и все остальные мировые призы, включая Оскара, если бы сказал жене: рожай, мол, где двое, там и третьему место найдётся. Но он не дотянул до этих высот, режиссёра имею ввиду. Актёр ЭТО сыграл, молча, сыграл затылком, но по сценарию никуда не денешься – от ребёнка решили избавиться.
       Проблема аборта, фатально висящая над цивилизацией, решила судьбу фильма. Жюри обратило внимание.
       Современная медицина решает вопрос жизни и смерти в течении суток. Не в пользу ребёнка, к сожалению. В общем, всё бы обошлось, если бы не очередная подстава зрителей.
       Думается, что подставлять зрителя это фишка для Звягинцева. Пока – так.
Вспомните «Возвращение». Там взрослый адекватный мужик, демонстрирующий брутальность весь фильм, являет собой пример для сыновей и для зрителей. Мало таких мужиков в жизни, а на экранах – зачастую лишь супергерои непобедимые. И вот такой мужик элементарно облажался. Схватился в запарке за хлипкие поручни на вышке и… грохнулся, если не сказать грубее, оземь. На смерть.
       Разве это не подстава? Могут сказать «несчастный случай», который может случиться с каждым. Да, может с каждым, но не с таким опытным мужиком. Это подстава для нагнетания сюжета совершенно лишняя на мой взгляд. Не захотел режиссёр продолжить фильм и убил героя.
       Теперь в новом фильме «Изгнание» ему понадобилось убить героиню. Такой кровожадный режиссёр. Да, что вы – жизнь кровожадна, могут сказать. Жизнь такая, какую мы её делаем в своих мозгах и поступках.
       Судите сами: врач высокой квалификации сделал своё дело и ОСТАВЛЯЕТ снотворное, целую пачку, в руке у БОЛЬНОЙ Марии. Рядом вменяемый муж и его брат, есть кому позаботиться, но режиссёр лишает рассудка их всех. Муж-страдалец с братом ЖДУТ, когда же Мария проснётся, не подходя, не взглянув. И зрители вместе с ними. Не дождётесь. Мария выжрала всю пачку и не проснётся никогда. Это я сдерживаю свои эмоции, господа и дамы в первую очередь. А на просмотре я, как и многие зрители, ругался отборно и матерно. Ведь нас всех подставили в очередной раз. Да, сколько ж это может продолжаться?
       Нас всех подвели под монастырь. Это буквально. Так как после этого лохотрона зрителям предлагают шараду из «ожившего» ручейка и складывания детьми картинки «Благовещенья». Есть намёки на то, что Мария понесла от духа святого и плод в очередной раз принесли в жертву. Может быть, может быть, но впечатление, impression, как говорят французы, испорчен, катарсиса, как говорят греки, нет. Очищения не получилось, даже тогда, после рассказа мнимого любовника и возвращения отца к детям под стопроцентный фольк. Смысл потерян. Вы абсолютно правы, Александр Гарриевич. Я буду голосовать за вашу партию! Пускай мы все в дерьме, но я тоже хочу знать: что же дальше? Пока Земля вертится и нефти хватает.
       Скорее всего, в партию интеллектуалов почётным членом примут режиссёра Звягинцева, ибо не корысти ради делает он «нехорошие» свои фильмы, а токмо, влекомый светом ИНЫМ, прозрения для. Не достойны мы хороших фильмов.
       Вот и шведскую актрису Марию Бонневи дождался, пригласил сниматься, только её. Хотя всех душевных возможностей актрисы не показал, к зрительскому сожалению. Странная роль брата героя в исполнении великолепного Балуева, в фильме он… балуется: то на машине катит, то в обморок падает, что, впрочем, никого не волнует.
       Как подставит нас в следующий раз талантливый режиссёр «будем посмотреть». Пока что он изгоняет зрителей из кинозалов.


Рецензии
Сейчас же всё стало продуктом. Единственная проблема, которая способна взволновать - во что это влетело продюсерам? :) ВО что обошлось возвышение Акунина издателю? :) Цифры оспарваются, но порядок ясен ...

Сергей Лузан   20.06.2008 02:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.