Из дедушкиных рассказов. Костюм

"Портной обещал заказчику сшить брюки за три дня. Но и через неделю, и через две, и даже через месяц брюки всё не были готовы.Когда через два месяца заказчик наконец-то получил свой заказ, он скaзал портному: "Господу Богу потребовалось всего шесть дней, чтобы создать целый мир, а Вы одни брюки шили два месяца!" На что портной ответил: " Да, конечно, Вы правы. НО - посмотрите, как сшиты эти брюки и посмотрите, как устроен этот мир..."" ( Старая притча)

***
История эта была мне рассказана в середине семидесятых годов. Ожидались к нам гости и в связи с этим помогал я дедушке переодеваться ( ему было уже под восемьдесят). Дед был в одежде всегда очень щепетильным и процесс одевания занимал существенный отрезок времени. И вот, заметил я в шкафу костюм, который дедушка уже несколько лет не одевал.
- Может быть этот? - повернулся я к деду.
- А что, пожалуй! - дедушка вдруг оживился, заулыбался и спросил : Я когда.нибудь рассказывал тебе историю этого костюма? Нет?, ну так слушай.
- А гости?
- А гости еще через час, успеется.
Произошло все то, о чём будет рассказано дальше, во время работы дедушки в Турции, а точнее, сразу по его прибытии на место.
Назначен дед был на должность заместителя начальника строительства химического комбината.
Встретила молодого начальника ( а было дедушке в то время лет 35-36) секретарь-переводчик - женщина лет пятидесяти, симпатичная, и, как впоследствии выяснилось, доброжелательная и очень грамотная. Назвалась она Анной Николаевной. Окинула она деда внимательным взглядом, потом улыбнулась и повела знакомиться с сотрудниками.
Полдень, лето, температура в тени перевалила за 40 градусов тепла, не прошло и часа, как дед почувствовал себя словно после купания. Входя в отведённый ему кабинет, дед обратился к секретарю: " Ну и жара!" Анна Николаевна вдруг сказала: "Альберт Львович, погода у нас здесь всегда сложная, поэтому неплохо бы Вам подобрать соответствующую одежду". Дед взглянул на мятые льняные брюки, на пропотевшую хлопковую рубашку, потом оглядел аккуратное свежее платье Анны Николаевны и вопросительно посмотрел на секретаря: "Что нибудь посоветуете, Анна Николаевна?".
- Конечно, Вам нужен хороших костюм на такую погоду.
- И где его купить?
- Не купить, а сшить. Сегодня у Вас день ознакомительный, пока еще не занятый, так что искать Вас сегодня еще не будут. Вот и хорошо. Пойдёмте, я Вас провожу.
Магазинчик, куда через полчаса путешествия по извилистым узеньким улочкам привела своего начальника Анна Николаевна, располагался в первом этаже белого двухэтажного дома с плоской ( как почти у всех остальных домов города) крышей.
На звон серебряного колокольчика, возвестившего о посетителях, вышли сам хозяин и двое служащих. В помещении было по сравнению с улицей прохладно и сумрачно после яркого дневного света. Первым делом гостей усадили в кресла у маленького столика, предложили чай, кофе, появились запотевшие стаканы с холодной водой, которой все обрадовались особенно. Постепенно глаза привыкли и гости разглядели стоявшие вдоль стен десятки стоек с рулонами разных тканей.
Разговор вёлся на ломанном английском, незнакомом деду, владевшему кроме русского немецким и французским, поэтому он полностью доверился своей сотруднице. Анна Николаевна обернулась к нему и сказала: "Хозяин спрашивает, какой костюм Вам нужен: для утра, для дня, для вечера, рабочий или выходной, или, может, для приёма?". Произнесла она всё это совершенно серьёзно, но в глазах её молодой начальник разглядел две смешинки, да и уголки губ слегка подрагивали, стремясь раскрыться в улыбку.
- Рабочий. И такой, чтобы можно было носить и утром, и днём, и вечером.
Анна Николаевна снова заговорила с хозяином. Тот слушал и кивал головой. Затем подозвал приказчика и указал ему на рулон ткани . Тот подбежал к рулону, ухватил за край и раскатал его прямо по полу - каменному, совершенно чистому.
Затем раскатал еще другой рулон, и еще, и еще. Скоро весь пол был укрыт разной материей. Дед встал и принялся разглядывать ткани. Наконец, одна из них приглянулась. Хозяин продолжал говорить и секретарь переводила: "чистая шерсть, хорошо пропускает воздух, в жару не жарко, в холод не холодно, тонкая ткань, лёгкая, но очень прочная, носить будете вечно!"
- Сколько будет стоить отрез на костюм из этой ткани? - спросил дед. И тут он вдруг сообразил, что до зарплаты еще не скоро, а оставшихся от подъёмных денег на костюм явно не хватит.
Хозяин назвал цену, довольно скромную, но дед стоял в задумчивости.
Хозяин поглядел на деда и что-то приказал служащим. Через несколько минут те притащили ведро воды. Поставив ведро на пол, они растянули на руках понравившуюся деду ткань. Хозяин схватил ведро, вылил воду сверху прямо на ткань и обратился к Анне Николаевне с небольшой речью.
- Понимаете, Альберт Львович - хозяин говорит, что, если Вы сомневаетесь в качестве материи, то - пощупайте ткань с нижней стороны, настоящая шерсть не намокает и не промокает.
Дед провёл рукой по обратной стороне ткани - сухо! Хозяин торжествующе посмотрел на покупателя. Затем приказчики вышли на улицу и вылили воду на мостовую, а затем встряхнули ткань и снова дали её пощупать. Ткань со всех сторон была абсолютно сухая. На ощупь она была очень приятная, достаточно тонкая, лёгкая, да и цвет приглянулся.
-Анна Николаевна, тут, понимаете ли, такое дело... С оплатой... - Дед замялся.
Хозяин улыбнулся и заговорил с секретарём.
- Он говорит, что рассчитаетесь, когда Вам будет удобно. Скажите когда, и он пришлёт за деньгами своего служащего.
- А, что Вы скажете, Анна Николаевна?
- По-моему, прекрасная ткань, да и цена вполне приличная. Берите, Альберт Львович.
- Покупаем.
Хозяин оценивающе оглядел деда со всех сторон и ловко отрезал кусок на костюм.
- А портной у Вас есть? - обратился он к Анне Николаевне.
- Нет.
- Тогда позвольте Вам посоветовать, у меня есть один на примете, останетесь довольны.
Один из служащих подхватил свёрток с отрезом подмышку и повёл покупателей к портному.
- Приходите через день - сказал портной, сняв мерку.
- Что - на примерку?
- Зачем на примерку, я уже все измерил. За костюмом приходите.
Через день костюм был готов и сидел как влитой. Носить его оказалось на удивление приятно. В жару, казалось, он охлаждал, в прохладу - согревал, в общем, вёл себя именно так, как обещал хозяин текстильной лавки.
Сшит костюм был в 1935 году. И служил верой и правдой более 30 лет. Представьте себе, я видел его, еще вполне приличный на вид, даже не выцветший (!), в середине восьмидесятых!
Иногда я думаю: может быть правы наши дедушки и бабушки, говоря, что в ИХ время качество было лучше?
Кто знает...
Прошло еще тридцать лет, давно нет уже ни того костюма, ни дедушки.
Но жива память и, значит, живы мы.


Рецензии
Сценки, сценки...
Не знаю, как другим читателям - а мне они необходимы. Какие-то они заполняют пазы в душе, в ощущении времени, о котором не успела расспросить ни родителей, ни деда.
Дед казался смешным и нелепым - в прошлом резник в еврейском местечке.
В советское время отказался через газету от религии, чтоб поставить на ноги четверых детей. В старости молился, если думал, что его никто не видит...
Родители не всем, что видели, голову нам троим забивали. Мое детство за их спиной было очень спокойным и уютным.
Я для расспросов слишком поздно выросла. А все мои слишком рано ушли...
М

Марина Симкина   23.07.2008 23:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина, это очень важно знать, что то, что ты делаешь, кому-то нужно или хотябы интересно. Буду продолжать по мере возможности пополнять эти истории.
С теплом,
Вениамин

Вениамин Велерштейн   04.08.2008 16:58   Заявить о нарушении