миниатюра Идея

       Александр Скуридин
       Идея
       Миниатюра

В начале легкий анекдот, так сказать, разминка.
Университетская аудитория. Профессор (он в сиську пьяный) обводит глазами присутствующих и произносит: «И де я…» Студенты схватились за конспекты, сейчас уважаемый проф нам тут выдаст! Лектор вновь произносит: «И де я… нахожусь?..»

В каждой шутке, известно, есть доля правды. Вообще, как замечено некоторыми умными людьми, правда (истина) есть ВО ВСЕМ! Даже… в вине, вспомним, хрестоматийное латинское выражение: «In vina veritas!», как ни парадоксально.
Но мы поговорим о другой идее.

Большая, Настоящая Литература ожидалась, назревала во время правления нашей, незабвенной партии. Казалось, наступят новые времена, придет долгожданная демократия. И писатель, пишущий «в стол», наконец-то выдаст «на-гора» настоящий шедевр. Здесь будет все: характеры, типажи, высокая мысль, образность, занимательный сюжет. Ан, нет, фигушки…

Как-то заметно сникли маститые писатели (и их книги), хотя, плотина, сдерживающее развитие общества, сломлена. Но многие растерялись А. Проханов, Эдичка Лимонов и, особо уважаемый мною, В. Распутин (и не только они) ударились в политику. А долг ли писателя ТАМ ковыряться? «Не царское это дело», говорится в глупом, пошлом анекдоте.

Привередливый Читатель скажет: «Опять у этого автора очередной анекдот…» Да, но разве можно серьезно относиться к тому, что происходит в государстве сейчас? Это, происходящее, хорошо и объемно рассмотреть лишь при помощи юмора, иронии. Как не посмеяться над САМИМ СОБОЙ? Только так можно оторваться от довлеющей угрюмой действительности.

Начнем с самого крупного жанра, с «короля» прозы, с романа. Это, в идеале, срез времени, изображение всех его болевых точек. Или, хотя бы, наиболее значимых. Кто из постсоветских и нынешних авторов дал нам, несведущим и жаждущим, что-либо подобное? Где он, литературный мессия?

Но, ведь, есть великолепные примеры: Кафка (роман «Замок»), Маркес («Осень патриарха»), наш Булгаков (один рассказ его, «Собачье сердце» значимее многих томов иных писателей!) и др.

 Вышеуказанных авторов роднит присутствие высокой идеи в их произведениях. Кафка – странный, мертвящий мир, пародия на дряхлеющую австро-венгерскую империю. Габриэль Гарсиа Маркес – изображения диктатора ВСЕХ времен и ВСЕХ народов. Булгаков – мастер показа пошлости и хамства власти диктатуры пролетариата.

Да, но у нас имеется А. Солженицын! И идея есть у Нобелевского лауреата: ГУЛАГ со всеми выиекающими последствиями и ужасами! И жизнь Александра Исаевича сама, как подвиг. Да, но, сравните с Маркесом, где дан УНИВЕРСАЛЬНЫЙ диктатор и не надо давать конкретную обстановку, конкретное время (вот он, СРЕЗ, как по горизонтали, так и по вертикали!)

А о художественной стороне романа «Осень патриарха» я и не говорю. Тот, кто прочитал это великолепное произведение, достойно оценит его с этой точки зрения (чтения).

Итак, идея – «срез времени», точнее, всех времен (это могут быть и «двести лет») и высокая художественность. И, сплав всего этого даст нам искомый результат – шедевр!
А есть ли высокие, основополагающие идеи в современной литературе? Уж, как-то все помельчало, почитайте нынешних мэтров. Почему же так?

Всем понятно, что лучше всего, объемнее, у автора получаются отрицательные герои. Положительные, как правило, блеклые, ходульные. Ну, так сейчас время новых героев, НОВЫХ русских, со всеми их выпендронами и закидонами. Изображай, писатель, от рассказа и выше («Гуляй, рванина, от рубля и выше!») Да, но… где идея? Кто даст нам, сирым и убогим, ее?

Не только роман важен в этом процессе, вспомним прекрасные повести прежнего В. Распутина (и нынешние, нынешнего). А повести замечательного мастера слова Чингиза Айтматова?

С рассказами, правда, сложнее сделать этот, пресловутый СРЕЗ. Это хорошо удалось Чехову. Прекрасным рассказчиком был и В. Шукшин («Рассказы при ясной луне»). Токарева… Как-то, жив еще был мой отец, он мне сказал однажды: «Я такие рассказы прочитал…» Я взял сборник В. Токаревой: прекрасно, смаковал многие фразы. А потом, через пару месяцев спросил у отца: «Ты помнишь, о чем говорилось в этих рассказах?» Так, вот, ни он, ни я не смогли вспомнить! Помнили только, так сказать, словесный антураж, изысканный, отточенный…


Хотя мы и вещаем, что наш народ богоносец, уникальный, как нам доказывает с эстрады М. Задорнова. Но где идея для народа, самой богоносной России? Есть ли она? Ее пытаются придумать, дать массе, но… пока масса не вооружена новой, основополагающей и созидающей чудо-мыслью. Отсюда и маргинальность нашей современной литературы, ее мелкотравчатость.
«И де я… нахожусь?»
 17 мая 2008 г. г. Севастополь


Рецензии
По Вашей же рекомендации прочла Вашу миниатюру.
С трудом, простите.
Боль из-за отсутствия идеи чувствуется, но вот в чем вопрос:
а нужна ли она сейчас читателю, или, м. б., сейчас время отсутсвия идеи и ее невостребованности. И процесс этот обоюдный?

С уважением, Анна.

Филимонова Анна   28.05.2008 11:13     Заявить о нарушении