Проверка
Командир полка полковник Волунгис, на совещании объявил:
- Зам по вооружению, Вы поедете в роту Повенец. Проверка внезапная, поэтому никто не должен знать.
Командир полка был литовец. Это наложило отпечаток педантичности и скрупулезности в отношении к любому делу. Поэтому после долгого и подробного инструктажа он посоветовал мне: Вы товарищ майор, поосторожнее с командиром роты. Лентяй коих свет не видывал: даже свиней не кормит. Прошлый раз так они меня за ноги кусали голодные.
Это была в его устах высшая форма неодобрения, командир любил образцовый порядок, начиная от локаторов, кончая ротным свинарником. Радиолокационная рота Повенец - это кадрированная рота, расположенная прямо на одном из шлюзов на Беломоро-Балтийском канале. Готовился недолго, через час после совещания вызвал машину, приказал заправить оба бака на «Уазике». Водитель, молодой солдат, не имел опыта дальних поездок, поэтому я подогнал машину к мастерской, и вместе с начальником мастерской Сергеем Шороховым загрузил в машину топор, лопату, канистру, трос, и все прочее, что может неожиданно понадобится в дороге. Капитан Шорохов, толковый, опытный офицер инструктировал водителя и объяснял ему, как действовать в различных ситуациях.
Проехали Марциальные воды, Гирвас, выехали на мурманскую трассу и к вечеру уже подъезжал к Медвежегорску. За эстакадой нашел поворот на Повенец. В поселке, проезжая мимо сельмага, увидел как несколько человек у ларька метнулись куда-то увидев «Уазик» с военными номерами.
Поселок заканчивался, начинался мост через канал, он же один из шлюзов. На мосту боец военизированной охраны – пожилая женщина выскочила из своей будки и лихо приложила руку к синей форменной фуражке. На боку у нее висел огромный наган в брезентовой кобуре. Вдали показалась антенна локатора П-15 на тридцати метровой вышке. На верхней части антенны замигал красный фонарь, в роте завыла сирена. Проезжая открытые ворота роты, где боец с карабином четким поворотом головы приветствовал мой приезд, остановился прямо на плацу роты.
- Рота смирно! Товарищ майор! Личный состав роты занимается по плану боевой подготовки. – Доложил командир роты капитан Трофимов. Небольшого роста, круглолицый можно сказать не толстый, но очень полный мужичек, докладывал с серьезным выражением лица, но глаза его выдавали. Весь личный состав роты – два прапорщика и четыре солдата с противогазами и карабинами стояли навытяжку, выпучив глаза от усердия.
Мне все было ясно с первого взгляда, глядя на мокрые сапоги солдат. Не останавливаясь, прошли территорию роты мимо хозпостроек, точнее свинарника, вышли к открытым воротам к заливу канала. На берегу в лодках и на деревянных рогульках воткнутых в песок, торчало точно такое количество удочек заброшенных по всем правилам, какое количество было личного состава в роте минус один – дежурный по ПУ роты.
Ну что клюет?
- Не клюет товарищ майор, - погрустнел командир роты.
- Пошли на технику, объявляй готовность номер один.
- Может сначала в казарму, поужинаем?
- Нет, выполняйте команду.
Кадрированная рота дежурство не несет. Техника находится в выключенном состоянии, личный состав 5-6 человек в мирное время, а в случае чего призывается из приписного состава до полнокровной роты. Такие роты были просто домом отдыха, или как еще говорили: пасека есть, а пчел нет. Поэтому командиры таких подразделений впадали в две крайности: либо напропалую пьянствовали, либо делали из роты образцово-показательную.
Проверили технику, к слову сказать, прапорщики у Трофимова были на высоте. Два локатора были в хорошем состоянии. Долго пытал командира от чего он запитал станции, ведь ни один дизель не работал, все они были надежно законсервированы. В роте не было подстанции, а освещение роты проведено по двум столбам от ряда уличных фонарей, подключить локатор от этой сети было нереально. Штатные агрегаты были хорошо смазаны и закрыты от карельской непогоды. Это только летом кажется, что все хорошо и тепло будет всегда. Осень и зима заливает дождями и засыпает снегом, а потом еще и дарит трескучие морозы.
На пункте управления роты проверил работу боевого расчета по маршрутным целям. Командир роты осторожно мне намекнул:
- Товарищ майор, пора на ужин, нужно технику выключить.
- Еще минут пятнадцать и выключаемся, посмотрим, как выходит из зоны маршрутный самолет курсом на Мурмаши.
- Нет, нужно сейчас выключится, шлюз открывать будут.
- А причем здесь шлюз?
Командир предложил прогуляться на территорию роты. Технику выключили, и мы прошли к силовому щиту, который был расположен у края высокой стены канала. От щита силовой кабель уходил под стену шлюза.
- Этот кабель подключен к электродвигателям шлюза, - пояснил Трофимов, - как только подходит корабль, нужно отключатся, иначе не выдержит подстанция шлюза.
Вспоминаю роту Повенец каждый раз, когда вижу папиросы Беломорканал. На пачке нарисована карта канала и на сгибе возле Медвежьегорска на пачке жирная точка - это рота Повенец, подключенная к шлюзам Беломорканала.
Свидетельство о публикации №208051900369
Приходилось встречать в поездках.
Как всегда интересный рассказ.
Понравился.
Валерий Ковалевъ 06.05.2022 20:45 Заявить о нарушении
Александр Щербинко 06.05.2022 22:15 Заявить о нарушении