Эхо эфира

Компьютеризация, всемирная сеть Интернета, система сотовой связи – эти достижения человечества на грани ХХ и ХХI веков как-то замылили романтику радиолюбительских связей.
 
1971 год. Ночь.
Ты - в наушниках. Перед тобой коротковолновый радиоприемник и ключ Морзе. Передатчик – рядом. Ты медленно вращаешь верньер настройки и слышишь морзянку от далеких экспедиций, кораблей, самолетов.
А вот «пи-пи» от спутника.
Проходишь вещательный диапазон, - здесь многоязычие и музыка всех народов планеты…
А вот это - сигналы буквопечатания.
 
В КВ диапазоне - масса радиотелефонных разговоров. Это и геологи, и строители, и радиолюбители, общающиеся ради спортивного интереса. По структуре позывных ты знаешь, где именно, в какой стране, на каком материке находится радист (в Интернете зачастую это неизвестно).
В эфире - море сигналов, назначение которых тебе неизвестно, но ведь за ними – люди, Человечество.

В общем – эфир уже принял тебя в свой таинственный мир, и ты – в полете!

При радиосвязи в КВ диапазоне радиоволны распространяются посредством многократного отражения то от ионосферы, то от земли. Таким образом, при глобальных связях радиоволны как бы огибают Землю. Появление канала для дальней связи зависит от времени суток и от строения ионосферы. Если канала нет – значит радиоволна от твоей антенны прошла сквозь слой ионосферы не отразившись, и ушла в беспредел космоса.

Однажды был такой случай.
Работая ключом Морзе, я получил связь с радиолюбителем из Перу. На традиционный запрос при знакомстве я ответил как обычно:

My name is Stanislav # I am in Tashkent

Через какую-то минуту связь с корреспондентом закончилась, я сделал запись в аппаратном журнале и стал ждать, пока какой-нибудь другой радиолюбитель вызовет меня на занятой мною частоте.
Через 3-5 секунд я вдруг услышал свой «почерк»:

My name is Stanislav # I am in Tashkent

Я понял – пришло «эхо», т.е. - радиоволна, излученная моим передатчиком, обогнула Землю и вернулась на мою антенну с другой стороны. Сигнал был слабее и пришел на фоне сильных шумов. Это было не впервые и я, не обратив особого внимания, стол наливать в чашку чай.
И вдруг – опять:

My na…e is …nisla… # I am in Tash…nt

Надо же – мой сигнал еще раз Землю обогнул!
Потом я снял наушники и отошел, а минут через 20-25 опять их надел. И вдруг услышал совершенно четко:

My name is Stanislav # I am in Tashkent

Заинтересованный, я переключил выход приемника на динамик и занялся другими делами. Я так поступал часто: ожидая, пока кто-нибудь вызовет меня на моей частоте, я занимался какими-то домашними делами.
Однако через 3-5 секунд в динамике опять прозвучало:

My na…e is …nisla… # I am in Tash…nt

На этот раз было явное «эхо». Но «эхо» - чего?
Кто-то пошутил, записал мой сигнал на магнитофон и передал с моего передатчика через мою антенну? – Чушь!
Мой сигнал где-то «гулял» полчаса и вернулся ко мне?
Это невозможно: радиоволны распространяются со скоростью света, т.е.- 300 000 километров за секунду.
Сигнал побывал в чьей-то «памяти» и вернулся ко мне? Но почему вместе с эхом? Или он был «запомнен» вместе с эхом? Но кем и для чего?

Тогда у меня было такое чувство, что кто-то «скушал» мой сигнал вместе с «эхом», не смог пережевать и – выплюнул…


Рецензии
Приятно узнать, что Вы были тем радистом, о котором писали в журналах "Техника молодёжи" и "Знание - сила". Тогда мы просто бредили "братьями по разуму", и ни о каких спутниках-шпионах даже представления не имели. Сейчас, конечно, можно предположить и объяснить многое, но и полностью исключать этот эффект из категории феноменов не стоит...
С уважением -

Геннадий Март   05.02.2012 22:02     Заявить о нарушении
Геннадий!
В 1947 году в "Пионерской правде" появилось описание детекторного приёмника. Мне - 12 лет. В то время на Украине раздобыть наушники было возможно: много разбитой немецкой техники валялось по дворам. Остальное было рукотворным. Конденсатор делался из промасленной бумаги и фольги по формуле, которую нетрудно найти в учебнике физики. А вот кристалл для диода приходилось выращивать самому: в пробирке над керосиновой лампой без стекла 40 минут смесь свинцовых опилок и серы из аптеки. Прекрасный, сверкающий зеркальными гранями, - хоть в брошку! Но не в брошку - а в "тюльпанчик" из фольги. И потом иголочкой искать сакральную точку. Мой первый детекторный приёмник стоял на подоконнике - не дунь. Послушать приходили соседи и одноклассники.

Тогда-то всё и началось.

А сейчас - мобильники, компьютеры, цветное и трехмерное телевидение...
И всё при одной моей жизни. Оглянувшись, я недоумеваю: я живу в будущем!

Станислав Бук   06.02.2012 02:20   Заявить о нарушении
А я первый детекторный сделал, когда мне было 10 лет. Но в то время уже и диоды в магазинах продавались, и конденсаторы. И хотя у нас был чудесный приёмник "Балтика", до сих пор помню ощущение восторга, когда из кучки деталек родился звук. Потом было много самоделок на лампах и транзисторах, и когда конструкция оживала, я был просто счастлив. Да Вы и сами знаете, как это бывает. Бывало...
Сейчас у меня столько радиодеталей, и таких, о которых даже 10-20 лет назад представления не имел, но нет смысла что нибудь из них лепить - гораздо проще и лучше купить это готовое. Иной раз снимешь кожух видика или телевизора, полюбуешься на небольшую плату, где размещены тысячи или миллионы радиодеталей, и станет вдруг грустно. Прогресс - процесс нужный и неотвратимый, но он же и монстр, убивающий ощущение чуда.
Сейчас дети не удивляются ничему, даже явно фантастическому - не только техника, но и фильмы, мультики размыли грань реального.Как говорил Вицин в фильме "Свадьба", исчезла романтика...
Хочу рассказать анекдот "в тему", его сын пару часов назад в "Однокласниках" нашёл:
- Мам, а когда ты маленькая была, Интернет был?
- Нет, сыночек, не было его.
- А компьютер был?
- И компьютеров не было.
- Ну а мобильники?
- И мобильников тоже не было.
- А динозавры???

Впрочем, иногда и их можно удивить. Моему младшему внуку четыре года, и он совершенно не удивляется, разговаривая по мобильнику с родителями, знает, как обращаться с телевизором, видиком, DVD, дали бы волю, с компьютером за час разобрался (для узко-потребительских целей). Но видели бы Вы его глаза, когда засветилась лампочка, соединённая проводками с батарейкой...

Геннадий Март   07.02.2012 00:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.