Отражение Ангела

        Фреска

Мы говорили о вознесении, идя с моим другом по аллее. Он задумчиво поддакивал. Но отчетливо казалось, что он не разделяет моей мысли написать рассказ о подобном.
Вернее, он не верил в светский дух. Вокруг его головы уже просматривался нимб; воздух благоухал. Очень высокие деревья с гладкими стволами и пышными кронами простирали верную тень в этот полдень.
Кажется. Моего спутника не смущали и ангелы, экипированные, пожалуй, воинственно: латы, поблескивающие на солнце, и короткие мечи. Впрочем, они зависали на достаточном расстоянии, и какое-то странное выражение их почти одинаковых полупризрачных лиц придавало фиолетовый оттенок нашей беседе.

Мой знакомый нагнулся и неторопливо вынул камешек из сандалии.
- Тебе не поверят, - сказал он. – Что ты хочешь к ним. Для этого нужно совсем другое.
- Стать другим, стать другом?
- Они не позволят тебе это сделать. Да и к чему…
Я поднял руку вверх и в сторону – не они ли? Пернатые словно быстрее стали перебирать эфирный воздух игольчатыми крыльями с газовыми перепонками.
- Пусть хотя бы и так, - кивнув, согласился он с их невнятной речью.
Ложбины и холмы радовали глаз. Еще в пелене дымки, свежее-зеленые и почти бескрайние. Где-то за ними синело тяжелое море.
- А кто может вознестись? И только ли путем жертвы?..
Открытый лоб моего спутника словно окаменел и на нем проступили капли.

Через час мы были у ступеней невысокого каменного дома, сегодня его именовали бы виллой или дворцом. Герои фресок в кружении смотрели со стен. Они были почти живы. Далекий тревожный гул словно шел из-под земли, но и откуда-то сверху. Сыроватый прохладный сумрак расступался. Один ангел пробрался за нами и стоял с оружием за спинами. Товарищ сделал ему знак вести себя смирно. Фрески то оживали, то опадали волной, готовые осыпаться, то восходили и кружили сквозь потолок; вспыхивая, моля о пощаде, зовя за собой, протягивая к нам и вверх руки то в мольбе, то в восторге… Острова блаженных среди облаков.
- Ты понял, почему это делают они, а не мы? - спросил тихо спутник, боясь спугнуть их или привлечь к себе внимание.
Я стоял завороженный. Но оставался в человеческом качестве и духе. И ангел был ближе и понятней чем они… Было почему-то жаль его. Ведь и он находится в непроницаемом царстве, как и мы, почти ничего не знающие о его бедах.
Мы отправились назад, уставшие, нас мучила жажда и лучи нисходящего оранжевого солнца. Кружение будто продолжалось – то втягиваясь в небесный купол, то отчетливо проступая в птичьих звонах. У родника, что был прозрачнее воздуха, я почувствовал небесное отражение – и увидел его в зеркальце влаги, – умиротворенный ангел с одной из фресок смотрел на нас, запрокинутый в высокое небо, и видел свое кроткое отражение –
Духом вечным просквоженный,
Растворяясь в глубине,
Пепел бренности сожженной
Тихо падает во сне…

Влага ручья текла то быстро, то медленно, и выскальзывала из ладоней, падая на пыльную землю. Она была очень холодной, словно исходила от горних пределов. Ангел глотал вместе с нами, двигая хрустальным, почти прозрачным кадыком, смешно складывая огромные полупрозрачные ладони ковшиком, где вспыхивали кристаллы солнца.


воскресенье, 27 апреля 2008 г.

Пасха


Рецензии
Вознесение - очень богатая тема.
И Вы подали рассказ так, что он светится.
Счастья и нового творчества.
С теплом

Илана Арад   24.11.2008 04:52     Заявить о нарушении
Тема наверное очень сложная - ведь ангелы должны жить даже на призрачном полотне текста, который столь тонок.

Алексей Филимонов   28.11.2008 23:59   Заявить о нарушении
Атмосфера завораживает.

С уважением,
Наталья Листикова

Наталья Листикова   05.05.2010 19:09   Заявить о нарушении
Правда? Спасибо...

Алексей Филимонов   05.05.2010 23:37   Заявить о нарушении
Лежащая на гладкой поверхности история, где рассказчик желает говорить о вознесении в свете " светского(будничного) духа" со своим другом, происходит в определённом рассоединении на части - "диалог на аллее", "каменный дом", "у ручья". Пространство между частями рассказа как-бы провисает и приподнимается одновременно, отражая части одну в другой. Возможно и спутник, т.е. друг главного героя был неким отражением Ангела, а может и им самим - "он не верил в светский дух", "вокруг его головы уже просматривался нимб", другие ангелы спутника "не смущали", опять же обувь на его ногах - сандалии, "и ангел был ближе и понятней,чем они". "Фиолетовый оттенок беседы" выходит из пространства рассказа, становясь ещё одной частью всей истории, где размышления о вознесении и о воскрешении " тихо падают во сне". Вот как-будто и всё сказано. Но остаётся безответным желание главного героя попасть к "ним". К кому? К Ангелам? Если к Ангелам, то не в их власти такое позволение. А вот пернатые...ирония и отвлечение вместо ответа, в птицах кроется мистика, птица внезапна и способна летать, в отличии от людей. Весь диалог до каменного дома может и есть отражение " тревожного гула" неполученных ответов. Фреска, живопись, водяные краски того ручья, и утолённая жажда - всё это тоже отражается в отражении, "пространство белое ни слова ни проронит", " натрудит спину вечный житель белый свет". Много вопросительного, а в ответ красивое и странно-приимственное наблюдение.

Светлана Никулина   11.01.2016 00:31   Заявить о нарушении
Светлана, спасибо Вам, это разбор словно с научной набоковской конференции! Я не знал, что у меня сложностей и тонкостей столько в этой фреске...

Алексей Филимонов   11.01.2016 08:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.