Преодолевая барьеры...

Существует такая закономерность: психика человека не улавливает различий в чертах лица представителей других рас. Замечено, что фоторобот, скажем, представителя негроидной или монголоидной расы европеец составить не может. Для него как бы нет различий между двумя представителями другой расы. Даже если видит – не запоминает. Они для него все одинаковые…
В некотором смысле люди «с ограниченными возможностями» часто оказываются в положении представителей другой расы. «Ограниченные возможности» - это крайне общее понятие собирает их всех под одно крыло, уравнивая, стирая различия, воздвигая барьер между ними и всеми остальными людьми. Для осознания этого барьера и преодоления его выработаны несколько десятков тренингов, часть из которых я использовал на программах «Школа Вожатых» в последние годы. Результаты, к сожалению, далеко не блестящие, но и проблема как-никак сложная, многоуровневая и многовековая.
Впервые я работал с этой категорией людей в середине 90-х годов, когда на туристско-краеведческий отдел ДДЮТ №1 Центрального района Санкт-Петербурга делал небольшие туристские слеты для слабослышащих детей одной из школ города.
Представьте себе: зима, холод, снег, три воспитателя с двумя десятками активно жестикулирующих детей и десяток туристов-инструкторов. Мы очень волновались. Как оказалось – зря. Дети активно бегали, соревновались, жаждали «всего и побольше», осваивали элементарные туристские премудрости, и, что самое главное, сами стремились войти в контакт с нами, спрашивая, заглядывая в глаза, считывая по губам, а порой – просто стоя рядом. Самые обычные дети. Только говорят на чужом языке, которого никто из нас не знал на тот момент. Ну и что? Ну, скажем, испанского я тоже не знаю. Так что, с детьми в футбол не поиграть, коли доведется? Договоримся как-нибудь!
И в тот раз тоже договаривались.
Постепенно выяснялось, что часть ребят слышит. Плохо, так что надо громко и четко говорить. Но слышит! А говорят вообще почти все. Тоже не самым лучшим образом, но, если очень надо, то разобрать вполне можно. Да и мало ли можно сказать друг другу вообще без слов… И вот уже те ребята, кто понял задание объясняют тем, кто еще не понял. Вот уже команда. Спорят с судьей по поводу какого-то штрафа. Куча эмоций, жесты, мимика, постепенное понимание…
С тех пор меня совершенно не пугают спортивные программы с участием людей с этими самыми «ограниченными возможностями». В рамках ежегодного туристского слета «Содружество», который проводит туристский клуб «Лена» совместно с ГАООРДИ для совершенно разных категорий детей и подростков, мы (инструктора турклуба) работали и со слабовидящими, и со слабослышащими, и с детьми с задержкой психического развития, и с подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата… Важно помнить, что «ограниченные возможности» не обозначают отсутствие интереса, сил, спортивного азарта. Уже привычными стали выезды групп к нам на базу в поселок Лосево, которые мы используем для обучения этих ребят основам спортивного ориентирования, туристской техники, учим организовывать самостоятельно свою жизнь в походе. Также традицией стали летние водные походы по Вуоксе. Одна воспитательница, которая вот уже несколько лет подряд ходит со своими детьми летом в походы, рассказывала, что могла бы делать это уже только за тем, чтобы ее детям было что изображать на уроках рисования всю зиму. Действительно, порой эмоциональный отклик, отдача от работы с группой таких детей или подростков даже больше и теплее, чем от обычных школьников, которым не приходится постоянно проламываться через барьер собственных ограничений.
Я точно знаю, что все они разные, и для меня нет этого громоздкого понятия «ограниченные возможности». Есть люди, часть из которых мне интересна, другая – не очень. Как и со всеми остальными людьми в этом огромном многоязыковом мире. Я могу говорить еще за несколько человек: «Мы точно знаем…» Это, к сожалению, не решает проблему. Очень важным шагом на пути настоящей интеграции людей с ограниченными возможностями в общество стало создание в последние годы спортивных секций, кружков, в которых ребята тренируются в определенных видах спорта, в которых они в состоянии конкурировать со своими сверстниками, не имеющими ограничений. Уже несколько лет успешно выступают слабослышащие ориентировщики, и теперь пришла очередь туристов. Первые ступени в восхождении на пьедестал в спортивном туризме уже позади, и, кто знает, не станет ли этот опыт большим вкладом в дело «социализации и интеграции инвалидов в социум», как об этом пишут в административных отчетах, чем сотни лекций и семинаров. Для самих подростков такой опыт, как мне кажется, очень важен, поскольку, побеждая или проигрывая, борясь на равных со своими сверстниками, они закладывают в себе частицу победителя, сильного человека, который умеет сражаться, знает меру своим силам и способностям, умеет мобилизоваться, собраться и показать результат, которого сам от себя, быть может, и не ожидал. Кроме того, спортивный туризм, как командный вид спорта, предъявляет такие требования к взаимодействию между членами команды, что возможность участия в соревнованиях сродни победе.
Берлинскую стену разобрали за считанные часы. Потому что рушили ее с двух сторон одновременно. Ни один барьер не сможет разъединять людей, если они решат вместе и одновременно прорываться навстречу друг другу. Хочется верить, что и обломки социального барьера мы оставим себе через пару лет только в качестве сувениров. На долгую память…

Статья напечатана в журнале «Арена-спорт» и в книге "Оплот графомании", Годун Г.В., самиздат, 2008 год.


Рецензии