Преодолевая барьеры...
В некотором смысле люди «с ограниченными возможностями» часто оказываются в положении представителей другой расы. «Ограниченные возможности» - это крайне общее понятие собирает их всех под одно крыло, уравнивая, стирая различия, воздвигая барьер между ними и всеми остальными людьми. Для осознания этого барьера и преодоления его выработаны несколько десятков тренингов, часть из которых я использовал на программах «Школа Вожатых» в последние годы. Результаты, к сожалению, далеко не блестящие, но и проблема как-никак сложная, многоуровневая и многовековая.
Впервые я работал с этой категорией людей в середине 90-х годов, когда на туристско-краеведческий отдел ДДЮТ №1 Центрального района Санкт-Петербурга делал небольшие туристские слеты для слабослышащих детей одной из школ города.
Представьте себе: зима, холод, снег, три воспитателя с двумя десятками активно жестикулирующих детей и десяток туристов-инструкторов. Мы очень волновались. Как оказалось – зря. Дети активно бегали, соревновались, жаждали «всего и побольше», осваивали элементарные туристские премудрости, и, что самое главное, сами стремились войти в контакт с нами, спрашивая, заглядывая в глаза, считывая по губам, а порой – просто стоя рядом. Самые обычные дети. Только говорят на чужом языке, которого никто из нас не знал на тот момент. Ну и что? Ну, скажем, испанского я тоже не знаю. Так что, с детьми в футбол не поиграть, коли доведется? Договоримся как-нибудь!
И в тот раз тоже договаривались.
Постепенно выяснялось, что часть ребят слышит. Плохо, так что надо громко и четко говорить. Но слышит! А говорят вообще почти все. Тоже не самым лучшим образом, но, если очень надо, то разобрать вполне можно. Да и мало ли можно сказать друг другу вообще без слов… И вот уже те ребята, кто понял задание объясняют тем, кто еще не понял. Вот уже команда. Спорят с судьей по поводу какого-то штрафа. Куча эмоций, жесты, мимика, постепенное понимание…
С тех пор меня совершенно не пугают спортивные программы с участием людей с этими самыми «ограниченными возможностями». В рамках ежегодного туристского слета «Содружество», который проводит туристский клуб «Лена» совместно с ГАООРДИ для совершенно разных категорий детей и подростков, мы (инструктора турклуба) работали и со слабовидящими, и со слабослышащими, и с детьми с задержкой психического развития, и с подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата… Важно помнить, что «ограниченные возможности» не обозначают отсутствие интереса, сил, спортивного азарта. Уже привычными стали выезды групп к нам на базу в поселок Лосево, которые мы используем для обучения этих ребят основам спортивного ориентирования, туристской техники, учим организовывать самостоятельно свою жизнь в походе. Также традицией стали летние водные походы по Вуоксе. Одна воспитательница, которая вот уже несколько лет подряд ходит со своими детьми летом в походы, рассказывала, что могла бы делать это уже только за тем, чтобы ее детям было что изображать на уроках рисования всю зиму. Действительно, порой эмоциональный отклик, отдача от работы с группой таких детей или подростков даже больше и теплее, чем от обычных школьников, которым не приходится постоянно проламываться через барьер собственных ограничений.
Я точно знаю, что все они разные, и для меня нет этого громоздкого понятия «ограниченные возможности». Есть люди, часть из которых мне интересна, другая – не очень. Как и со всеми остальными людьми в этом огромном многоязыковом мире. Я могу говорить еще за несколько человек: «Мы точно знаем…» Это, к сожалению, не решает проблему. Очень важным шагом на пути настоящей интеграции людей с ограниченными возможностями в общество стало создание в последние годы спортивных секций, кружков, в которых ребята тренируются в определенных видах спорта, в которых они в состоянии конкурировать со своими сверстниками, не имеющими ограничений. Уже несколько лет успешно выступают слабослышащие ориентировщики, и теперь пришла очередь туристов. Первые ступени в восхождении на пьедестал в спортивном туризме уже позади, и, кто знает, не станет ли этот опыт большим вкладом в дело «социализации и интеграции инвалидов в социум», как об этом пишут в административных отчетах, чем сотни лекций и семинаров. Для самих подростков такой опыт, как мне кажется, очень важен, поскольку, побеждая или проигрывая, борясь на равных со своими сверстниками, они закладывают в себе частицу победителя, сильного человека, который умеет сражаться, знает меру своим силам и способностям, умеет мобилизоваться, собраться и показать результат, которого сам от себя, быть может, и не ожидал. Кроме того, спортивный туризм, как командный вид спорта, предъявляет такие требования к взаимодействию между членами команды, что возможность участия в соревнованиях сродни победе.
Берлинскую стену разобрали за считанные часы. Потому что рушили ее с двух сторон одновременно. Ни один барьер не сможет разъединять людей, если они решат вместе и одновременно прорываться навстречу друг другу. Хочется верить, что и обломки социального барьера мы оставим себе через пару лет только в качестве сувениров. На долгую память…
Статья напечатана в журнале «Арена-спорт» и в книге "Оплот графомании", Годун Г.В., самиздат, 2008 год.
Свидетельство о публикации №208052000219