И лишь когда идет дождь...

Темным осенним утром, проснувшись и еще не стряхнув с себя остатки обрывочных сновидений, в монотонном шелесте дождя как-будто слышится, какая - то давно забытая мелодия, которую хочется вспомнить; словно полузабытая мысль, воспоминание, образ, который, всплывая в моем сознании, спровоцированном дождливой капелью, на секунду начинает показывать обрывок чего-то очень знакомого, но неуловимого, обрывок, который мгновенно исчезает. И ты остаешься в окружении неясных затухающих призраков, не успевая осознать, понять, то запрятанное глубоко в памяти, остающееся только бледным предощущением чего-то незримого целого. Так при вспышке молнии, выхватывающей из дождливой ночи на миг верхушку, ветку дерева, само дерево ты не успеваешь заметить, да и мгновенная вспышка и то, что она осветила, сразу тонет в непроглядном мраке, оставляя наблюдателя в ощущении ирреальности всего происходящего...

Таким вот дождливым утром один из обрывков моей памяти настиг меня, превратившись из зыбкого образа в давнее детское воспоминание.

Вспомнилась мне заброшенная гостиница «Аист», и мое знакомство с нею.
Это было так давно, что кажется, сном, небылью, чем-то ненастоящим. Наверное, так часто бывает с детскими воспоминаниями, которые затем прорастают во взрослый ум, напоминая некую полустертую музыку, мелодию, которой при всем старании ты до конца так и не в состоянии уловить или вспомнить.

... Вечерело. Ветреный день, хотя в тех местах явление вовсе и нередкое. Мы с родителями идем через степь на «Ривьеру» - так в шутку назывался у нас песчаный пляж - чтобы искупаться. Вечером купаться одно удовольствие – солнце уже не жаркое, вода же, когда ты входишь в нее, подобна котенку – сначала ластится к тебе и ты, обманутая этой лаской, ныряешь, сразу чувствуя множество коготков, которые так тебя и цепляют по всему телу. Ветер со степи приносит запах полыни. Несколько раз окунувшись, мы продолжаем прогулку. И вот, мы уже у старой, оставленной людьми гостиницы «Аист».

Выщербленный, покоробившийся асфальт, между двумя одноэтажными домами.
 Старая, невесть каким чудом сохранившаяся, а может и прилетевшая непонятно откуда, пожелтевшая газета. Порыв ветра, перекати-поле летит, почти не касаясь земли; газета мирно лежавшая, вдруг начинает шелестеть страницами, и внезапно вспархивая, уподобляясь потревоженной птице – высоко взлетает, что бы потом, кружась в ветряном вихре, медленно, но неотвратно вернуться в объятия так ненадолго покинутой земли.
На ветру хлопают двери, словно салютуют нам, словно зовут нас к себе в гости. Кое-где сохранившиеся стекла окон, отражают последние лучи уходящего солнца.
Мы входим в гостиницу. Местами провалившийся пол скрипит под ногами, осколками выбитых из окон стекол, обвалившейся штукатуркой. Ветер - гуляющий по коридору, крадется за нами по пятам, то догоняя, то обгоняя нас – уносит с собою легкие обломки разваливающегося от времени здания. Мы идем по коридору, мимо настежь распахнутых, а где-то и вовсе отсутствующих дверей, в комнаты где, когда-то жили люди. Мимо баскетбольного зала, в котором сохранилась даже одна сетка, свисающая с корзины жалкой, разорванной тряпкой-крылом, то бьющая им на ветру, то трепещущая, будто подбитая птица, которая пытается взлететь и никак не может. Не смотря на то, что солнце еще не село во всей гостинице стоит пыльный полумрак – это работа времени, ветра, и нас, которые явились невольной причиной поднявшейся с полу пыли, растревоженной нашими шагами.

       По сравнению с сумраком помещения, закатный свет солнца обдает нас всеми оттенками золота, переходящего постепенно в нежные розовые тона. Родители потихоньку разговаривают друг с другом.
Вокруг в воздухе растворена и постепенно разносится с порывами ветра какая-то необъяснимая тоска, чувство, доселе незнакомое появляется и захватывает меня. Почему-то хочется закричать - вот, сейчас, закричу, и гостиница, покинутая людьми, исчезнет, растает в воздухе, будто ее и не было, а вместе с ней и то странное призрачное чувство. Я громко-громко кричу, и ... звуки, моего голоса, многократно усиленные, повторяются, отражаясь от сохранившихся оконных стекол, от вибрирующих разрушающихся стен, пугают меня – я не узнаю свой голос.
- Это эхо,- говорит папа-, не бойся, всего лишь эхо!
Я опять кричу:
-Ау-ау
И слышу в ответ грустное тоскливое:
-Ау, ау, ау
Как-будто, кто-то зовет меня, просит о чем-то, но я не узнаю его и не понимаю слов.

Мы идем дальше, дорожка, круто ныряет вниз и уходит прямо в озеро. Но нет, мы не идем туда -мы останавливаемся чуть-чуть оставив позади себя дома гостиницы- отсюда прекрасный вид – озеро, бескрайняя поверхность которого, играет всеми красками заката; небо, где-то там далеко, но как-то очень осязаемо близко, сливается с водой; солнце, решившее скрыться на ночь, чтобы отдохнуть в прохладной освежающей влаге. А совсем в запредельной дали – на другом берегу– еле-еле различаемый дымок! - единственная реальность во всей эфемерности, этого уходящего дня, в покинутости, оставленности, этой гостиницы. Вдоль дорожки, покосившись, стоят деревянные столбы, с протянутыми между ними проводами, ветер заунывно щемяще, будто плачет в них. С какой-то странной периодичностью, один провод ударяется о другой, вызывая фейерверк электрических искр. Солнце совсем скрывается в озерной воде, одаряя нас, напоследок своими лучами, мы спешим возвратиться до темноты домой, но, уходя совсем из этого места, помню отчетливо – я оглянулась, словно бы прощаясь с живым существом, словно бы говоря: Не прощай, милый «Аист», нет, до свидания!

Ускользает мгновенье: минуты сменяют секунды, превращаясь в часы, дни, годы. Мы идем по дороге жизни. Оставляя позади себя, в пыли забвенья, нечаянные знакомства, людей, все то, и всех тех, кого мы встретили по пути, а с ними сливаются и наши собственные несбывшиеся надежды, и неосуществленные наши начинания, и уже ненужные почему-то мечты. Брошенные, забытые они превращаются в призрачные образы, которые преследуют нас, пытаясь завладеть нашим вниманием. Но безуспешно, мы обрекаем их, все на ту же бесплотную, бестелесную жизнь.
 И лишь иногда.... когда идет дождь... мне видится гостиница «Аист».


Рецензии
Мария, то что я пишу ниже, Вам может показаться не имеет к Вашему произведению никакого отношения. Но это не так.
Ваше произведение достаточно красочно и правдоподобно до тонкостей, можно сказать натуралистически. Я его с удовольствием прочитал и получил не только удовольствие, но импульс, который заставил меня заглянуть в своё прошлое.
У меня в жизни встречаются минуты, когда я ясно вспоминаю события моего далёкого детства, даже младенчества, когда я ещё не умел ходить, и моя мать носила меня на руках. Конечно, я вспоминаю и более поздние события, но то, что я не только помню себя, когда мне не было и года, но и кое-что могу пересказать в достаточно ярких подробностях, мне мало кто верит, а только в душе наверно посмеивается надо мной.
Но я никогда не стараюсь переубеждать их. Верят или не верят, меня это мало волнует. Я просто помню эти события на протяжении всей своей жизни, можно сказать, вот уже восьмой десяток лет.
Конечно, если меня спросят про события тех лет, я много могу сразу же рассказать. Но дело не в этом. А дело в том они периодически всплывают передо мной в определённые периоды, или, вернее, при определённых обстоятельствах. При каких, я сразу сказать не могу. Это может быть запах подгорелой пшенной каши, запах подгнившего сена, дуновения ветра в сырую погоду, какой-нибудь давно забытый звук – то ли завывание волка, то ли плач матери. Короче, что-то, вроде бы, незначительное, но именно оно открывает потайную дверцу моей памяти и выпускает на свободу те записанные давно прошедшие события. Причём не все сразу, а только тот эпизод, который соответствует по своему настрою, по своему оттенку или по своей ностальгии что ли запускающему импульсу.
То есть это и есть моя, условно называю, гостиница «Аист» в разных вариациях и ипастасях.

Виктор Галкин   23.03.2009 21:30     Заявить о нарушении
Спасибо большое, за рецензию!

Нет, мне не кажется, что то, что Вы пишите не имеет отношению к моему произведению, напротив!
На написание его меня сподвигло навязчивое воспоминание, от которого было очень трудно отделаться, я давно хотела описать свои впечатления, но никак не могла выбрать форму, до тех пор пока не начала читать Марселя Пруста – мне сразу стало понятно как нужно писать.
Для того чтобы было более ясно, то о чём я говорю, привожу выдержку: итак, "В поисках утраченного времени" Марсель Пруст
По направлению к Свану
Перевод с французского Н. М. Любимова
"… Прошлое находится вне пределов его досягаемости, в какой-нибудь вещи (в том ощущении, какое мы от нее получаем), там, где мы меньше всего ожидали его обнаружить... Мама велела принести одно из тех круглых, пышных бисквитных пирожных, формой для которых как будто бы служат желобчатые раковины пластинчатожаберных моллюсков... Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул: во мне произошло что-то необыкновенное. На меня внезапно нахлынул беспричинный восторг... Откуда ко мне пришла всемогущая эта радость? Я ощущал связь меж нею и вкусом чая с пирожным, но она была бесконечно выше этого удовольствия, она была иного происхождения. Так откуда же она ко мне пришла? Что она означает? Как ее удержать? ... Ясно, что искомая мною истина не в нем, а во мне... И вдруг воспоминание ожило. То был вкус кусочка бисквита, которым в Комбре каждое воскресное утро … угощала меня, размочив его в чаю или в липовом цвету, тетя Леония, когда я приходил к ней поздороваться… И как только я вновь ощутил вкус размоченного в липовом чаю бисквита, которым меня угощала тетя … в то же мгновенье старый серый дом фасадом на улицу, куда выходили окна тетиной комнаты, пристроился, как декорация, к флигельку окнами в сад, выстроенному за домом для моих родителей (только этот обломок старины и жил до сих пор в моей памяти). А стоило появиться дому - и я уже видел городок, каким он был утром, днем, вечером, в любую погоду, площадь, куда меня водили перед завтраком, улицы, по которым я ходил, далекие прогулки в ясную погоду... весь Комбре и его окрестности, - все, что имеет форму и обладает плотностью - город и сады, - выплыло из чашки чаю…"
Собственно, это то о чем Вы пишите, и то, что послужило отправной точкой, для выбора формы моего рассказа – воспоминания ощущений.

Ещё раз, спасибо!

Юлия Баяндина   24.03.2009 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.