Протезисты
Пошло это от того, что часто намогильные скульптуры, особенно полноростовые, выглядят не очень естественно, как будто изваянным людям еще при жизни ампутировали все конечности и заменили их протезами. Что поделаешь - не каждый выпускник художественного училища способен органично изобразить человека, присевшего под дерево отдохнуть и послушать, как шумит весенний лес. А так как зачастую скульптор для вдохновения располагает только прижизненной фотографией усопшего, задача еще более усложняется.
Даже когда скорбящие родственники просто просят нанести на надгробный памятник плоский полноростовый портрет, выходят казусы. В таких случаях обычно фотография просто масштабируется и переносится на камень, но из-за того, что исходная фотография часто оказывается групповой, и на ней усопший изображен не всегда в прямом ракурсе, получаются все те же протезы. Например, у усопшего, которого изображают расположенным выше смотрящего на памятник, начинают свисать носки ботинок, как будто он подвешен в воздухе. Хотя вся его статная фигура и уверенное выражение лица никак не выказывают наличие подвеса.
Конечно, не все скульпторы сталкиваются с подобными проблемами. Некоторым вполне удается создавать вполне естественные и даже талантливые скульптурные произведения. Однако подавляющее большинство скульптурных памятников на Берковцах все-таки составляют портреты и бюсты.
Основоположником традиции протезистов на берковецком кладбище по праву считается местный скульптор Жора Шпак. Этот талантливый художник пришел в жанр намогильной скульптуры из патологоанатомии.
Когда-то он работал санитаром в морге. Чувство прекрасного не позволяло Жоре подходить к своей работе формально. Оставаясь в ночную смену со своими подопечными наедине, Жора предавался своей страсти - пластическим инсталляциям.
Все начиналось с банальной похабщины: Жора моделировал из пары тел половой акт. Это были композиции как гетеро, так и гомосексуальной тематики - смотря какой материал попадался Жоре под руку. Иногда случались и сложные групповые инсталляции. Иногда Жора сам принимал участие, довершая своим телом свой же гениальный замысел.
Следует отметить, что Жора никогда не фотографировал свои работы и не показывал их другим - он был истинным художником, творящим не ради лавров, а только лишь ради чистого искусства.
По мере роста мастерства, Жора отошел от такого витального жанра, как порноскульптура, обратившись к живописанию героического быта полярников и исторических батальных сцен. Жора отдавал предпочтение размаху - любил массовые сцены рукопашных схваток, эпические картины фрагментов славных сражений, таких как Куликовская битва, битва при Ватерлоо, или патриотический сюжет - битва под Крутами.
Наиболее плодотворными для Жоры оказывались ночи после больших футбольных матчей - обилие молодых тел с колото-резанными ранами позволяли воплотить даже самые смелые идеи.
Кстати, доживи Жора до наших веселых дней, он бы смог стать одним из самых дорогих и продаваемых художников современности и основоположником традиции. Тогда же, в пуританские 70-е он мог довольствоваться лишь скромной зарплатой санитара и ставкой ночного сторожа морга.
Правду говорят, что художник должен быть голодным. Именно безденежье подвигло Жору Шпака попробовать свои силы в жанре намогильной скульптуры. Произошло это так.
Однажды Жоре привезли покойника, родственники которого громко спорили, как следует оформить могилу усопшего - заказать ли простое скромное надгробье, или помпезную плиту с крестом и выгравированным на ней полноростовым портретом. Родственники были богаты и, по всему видно, скупиться не планировали. В голове Жоры моментально вызрел план.
За ночь, пока тело находилось в распоряжении Жоры, он произвел с ним самые разные манипуляции, добиваясь совершенства композиции. Когда нужная поза и выражение лица было найдено, Жора приступил к фиксации. Для этого он прибег к использованию стальной арматуры, из которой навертел каркас и густого цементного раствора. Сложнее всего давалось лицо, с ним Жора провозился несколько часов, пока не прибег к старому проверенному методу - посмертному слепку.
В результате скульптура вышла - просто загляденье, правда, поза оказалась несколько неестественной. Родственники остались очень довольны.
С тех пор отбоя от заказчиков у Жоры не было. Он чудесно разбогател, купил трехэтажный дом в Вишневом и новенькие Жигули.
Закончил свой творческий путь Жора Шпак весьма символично. Уже в 90-х ему заказали очередную скульптуру. Усопший при жизни страдал карликовостью и его близкие захотели после его смерти компенсировать его малый рост размером скульптуры. К слову, в этом заказе близкие реализовывали исключительно свои личные комплексы - усопший был весьма достойным человеком, несмотря на рост сумел добиться завидного общественного положения и пользовался всеобщим уважением.
Работая над таким необычным заказом, Жора, не имевший инженерного образования, не рассчитал конструкцию, и был погребен под несколькими тоннами жидкого цемента. Когда его нашли, он сам превратился в памятник.
Свидетельство о публикации №208052100382
Удачи Вам!
Марина Некрасова 3 21.04.2014 14:07 Заявить о нарушении