Эсхатологическое

Чем больше я думаю об этом, чем сильнее пытаюсь это понять, тем меньше понимаю и тем сильнее удивляюсь.
Человек строит свою жизнь, исходя из различных допущений и предположений более или менее вероятных. Врядли кто то будет строить свой день базируясь на том, что он найдет на дороге мешок с деньгами. Это событие маловероятно, хотя, безусловно, возможно.
Куда более разумно с утра взять кошелек, в котором есть деньги на дорогу и на еду. Хотя, опять же, по выходе из дома может, например, произойти растройство желудка, что заставит просидеть вас в квартире целый день и изменит все ваши планы. В этом случае вы будете исходить из иных предположений, например контролировать работу по телефону или через интернет. Но все равно, вся жизнь этого дня будет спланирована до того, как вы попытаетесь еще подключиться к инету или снять телефонную трубку. Человек планирует свою жизнь исходя из тех событий, которые еще не наступили, но должны наступить с большой степенью вероятности. На этих вероятностных планах строится все.

Я спрашиваю себя. Какое событие в жизни человека достоверно. Что произойдет с вероятностью 100%, без всяких отступлений и предположений. И нахожу только одно единственное событие. Событие под названием смерть. Только она одна достоверна и неотвратима, каждый встретится с ней лицом к лицу, один на один. И в то же время, кто строит свою жизнь на базисе смерти? Не на базисе того, что за 15 лет надо отдать ипотеку, посадить дерево или еще что, а что надо умереть.
Я читаю древних и вижу, что все, вся жизнь, все движения души наших предков были пронизаны осознанием своей смертности. Это осознание, умение встерить ее, посмотреть ей в глаза возводило их на практически недосигаемые сейчас духовные высоты. 700 лет наши предки знали, что они умрут и на этом, достоверном, и самом важном событии строили всю свою жизнь, как некий "мглистый путь меж рожденьем и смертью", но в то же время, как восхождение по лествице, движение вверх. А сейчас, за последние 200 с хвостиком лет мы сильно поумнели? Я, что, умнее Ломоносова, или Пушкина? То, что я умею пользоваться мобильным телефоном и писать не делает меня умнее даже простого "темного" крестьянина из русской глубинки средних веков.


Что же произошло за последние 200 лет? Вы не задумывались почему вдруг нас подняла волна технического прогресса, появились самолеты, машины, иные техническо-биологическо-математические чудеса? Мысль о том, что люди вдруг стали очень умными, неправдоподобна. Откудо взялось столько ученых, профессоров, академиков?
По моему ответ очевиден - просто раньше людям это все было не нужно, живя в гармонии с собой, со своей жизнью, расценивая эту жизнь, как краткий миг, на пути к смерти, мысль о каких-то глобальных технических улучшениях, а особенно желание потратить на эти улучшения, которые могут ник чему и не привести, свою жизнь была безумна.

И лишь катострофическое овеществление сознания, отвержение смерти, как основного события в жизни смогло весь тот огромный потенциал, данный человеку для приготовления к смерти, для восхождения к ней, бросить на так называемые научные достижения, культурные шедевры и т.п.
Все таланты, умения силы, которые раньше человек тратил на свое восхождение, в котором, и только в нем, они могли раскрыться в той бесконечной, изначальной глубине, были брошены на бездушные формулы, холодные звуки музыки, мертвые картины, мгновенную славу.

"Что есть смерть" сейчас стало вопросом, а не ответом, стало ужасом, а не обетованием, стало нежданной остановкой, а не конечной точкой. Когда я ехал на поезде из Питера в Москву - Москва была для этого пути конечной точкой. Я был готов, и не боялся, что скоро окажусь на вокзале в другом городе. Я знал, что буду делать когда поезд остановится и я сойду с него. Так почемуж я боюсь и не знаю, что мне делать когда поезд моей жизни остановится и проводник с косой пробудит меня от хмельного сна и скажет: "конечная, приехали".


Рецензии