Запахи

Запахи..
Скажи кто-нибудь раньше, чем они для меня станут, никогда бы не поверил..
Ещё в восемнадцать лет прочитал "Парфюмера"..
Да, был потрясён..
Для пацана, служившего в армии, Зюскинд оказался откровением.. И открытием..
Я и герой были чем-то похожи..
А начиналось всё безобидно..
Я с малолетства также реагировал на запахи..
И мне нравилось не только вглядываться, но и внюхиваться в этот мир..
Бесконечная вереница запахов, преследующая повсюду..
Вот брат, котрый держит меня на руках..
От него пахнет чем-то, от чего постоянно хочется чихать..
Это потом я узнаю, что такое табак..
Лето.. Ночь.. Открытое окно..
Запах берёзы, стоящей почти рядом..
А вот проехала поливальная машина.. Слышен её звук..
И через несколько мгновений появляется запах влаги, как после дождя..
Запах родителей, такой обволакивающий и согревающий, сопровождающий меня повсюду с самого рождения..
Только ближе к тридцати годам я стал различать запах отца и запах матушки..
А через некоторое время батя ушёл навсегда..
Запах моего первого в жизни ранца.. Из настоящей кожи..
Я так радовался ему..
И ещё запах фломастеров, которые тогда мало у кого были..
Ну каким же нестерпимым становился он, когда их приходилось заправлять "Тройным" одеколоном..
Заправлять, чтобы хоть ненадолго продлить и без того короткую жизнь разноцветных пальцев..
Запах утра, запах ночи, запах молодой травы и цветущей розовой вишни..
Запахи.. И все такие необыкновенные, чарующие, волшебные..
Бесконечный запах моря ещё на перроне, в Одессе..
Такой завораживающий и пугающий..
Он напугал меня намного раньше, чем я увидел это синее бесконечье..
Я был таким ошалевшим от впечатлений, что в первый же день очень сильно обгорел на солнце..
А потом запах сметаны и кефира, которыми меня обмазывали все оставшиеся дни на побережье.. С тех пор я рыжий..
Запах, который для меня навсегда останется тайной..
Запах индийского посольства.. На море меня не пускали..
Однажды я бродил по улочкам города.. Что было потом не помню.. Помню только запах, который мне до сих пор рассказывает сказку..
И вдруг неожиданно запах папы и мамы, а потом он..
Человек в сером костюме, пахнущий усталостью, что-то выговаривающий моему родителю и серьёзность их разговора..
А на обратной дороге бесконечный смех над моим путешествием в другую страну..
Запах бабушки, пахнущей лугом, лесом и ещё чем-то непонятным.. Меня привезли к ней в Молдавию, чтобы вылечить косоглазие..
В её усадьбе было несколько домов и мы жили в одном из них..
В нём всё пахло акварельными красками, а на стенах были нарисованы необыкновенные картины, которые взрослые называли совершенно непонятным мне словом..
Косоглазие так и не вылечили..
Разве может усидеть десятилетний мальчишка, когда вокруг такое море..
Море новых запахов..
Запах старой беседки и огромного виноградника..
Запах ручья, протекающего прямо посреди усадьбы..
Запах прохлады в нашем временном доме, сложенном из кирпича..
И травы, травы, травы.. Они были повсюду в бабушкином доме..
Никогда не забуду, как пахнет радость..
К бабушке привезли глухонемого паренька, родителям которого врачи не оставили никаких шансов..
Надо было видеть и слышать как он улыбался, когда попытался произнести свои первые за много долгих лет звуки..
От него так сильно пахло лугом, лесом и ещё чем-то непонятным..
Но всё это время в мою жизнь периодически вмешивался странный и ни на что не похожий запах..
Он всегда появлялся также неожиданно, как и исчезал..
Он словно играл со мной в прятки..
Иногда он наводил на меня ужас..
Иногда пытался рассказать о чём-то..
Иногда заставлял меня становиться серьёзным..
Так было, когда я впервые, будучи восьми лет от роду, пошёл на день рождения к своей однокласнице..
Если бы ни этот запах, я бы ни за что тогда не надел отцовский галстук и свой парадный костюм..
Бывало, что этот запах приходил ко мне во снах, и я бесконечно с кем-то сражался или мчался кого-нибудь спасать..
Но чаще всего, он помогал мне летать..
Этот запах пришёл и поселился рядом со мной, когда мне исполнилось одиннадцать..
Я долго не мог понять откуда он и что значит..
Я понимал только то, что благодаря ему, стал по-другому смотреть на мир..
Всё менялось и изменилось..
Изменилось в тот момент, когда я совершенно безнадёжно влюбился в соседку по парте..
Мне и раньше нравились девчонки, но это проявлялось в моём совершенно непонятном самому себе поведении..
Запах, исходящий от них, всегда был какой-то дразнящий..
И заставлял делать то, от чего самому себе становилось тошно.. То огреешь по голове тетрадкой какую-нибудь приставаку, от которой нестерпимо пахнет карамелью..
То дёрнешь за косу, сидящую впереди тебя холодную
ледышку, пропитанную запахом домашней сдобы..
А они всё жаловались, жаловались и жаловались..
И вдруг всё перевернулось..
Что мог ожидать очкарик-толстяк, прозванный "резиновым"? Конечно ничего.. И это несмотря на то, что этот запах я почувствовал раньше всех в классе..
Всем остальным ребятам было не до того..
Они бегали, прыгали, устраивали ледовые побоища и играли в "слона"..
Они просто не обращали внимания на то, что в их жизни всё меняется..
Вся моя энергия уходила в попытки разобраться в происходящем.. Я постоянно думал о своей соседке..
Ни проходило ни минуты без мыслей о ней..
Её запах преследовал меня повсюду..
Да ещё и этот запах, который мне не давал покоя ни днём, ни ночью..
Мои знаки внимания принимались до тех пор, пока все ребята, как сговорившись, не начали обращать на мою соседку свои взоры..
И я проиграл..
Надо ли говорить, что я тогда дал себе слово никогда-никогда не обращать на девчонок внимания?
Но именно в тот момент я понял, что запах, неустанно преследующий меня, это мой запах..
Потом вдруг появился запах дружбы..
Нет, не той которая в песочнице..
Я по запаху находил своих будущих друзей и подруг..
Таких было немного, но для меня их запах был самым лучшим..
Он всегда напоминал запах старых книг, зачитанных мною до дыр, но не переставших для меня быть интересными..
А поскольку я всегда читал только сказки, то и моё ближнее окружение всегда напоминало мне сказку..
Я не помню, что произошло раньше..
Кажется всё-таки мой переезд..
К тому времени я наконец-то привык к своему запаху..
Более того.. Я просто купался в нём.. Мне он очень нравился.. Нравился не только потому, что я стал другим, но и потому, что этот запах позволил мне делать то, о чём я раньше и мечтать не мог.. Он позволил мне коснуться запаха взрослой жизни..
Коснуться запаха, о котором я так долго мечтал.. Знает ли кто-нибудь из вас как пахнет ответственность? А как пахнет человек, идущий на работу или возвращающийся с неё? Он всегда такой разный и одинаковый одновременно.. Как же я купался в во всех этих запахах..
Но в восемнадцать лет мой запах изменился ещё раз..
И тода началось невообразимое..
К тому моменту, как я прочитал "Парфюмер", запах стал всей моей жизнью..
Я стал видеть запахи.. Поначалу меня это забавляло..
Я мог совершенно спокойно рассказать человеку о том, что он делал до встречи со мной, чем он болел, с кем общался, что ел.. Однажды я услышал запах подчинения, желания подчиниться..
Я и представить себе не мог, как много людей только об этом и думают..
И следом, не поверите, я услышал запах превосходства.. Описать это просто не возможно..
Потом я слышал запах давно ушедших из жизни людей и событий и мог описать их с доскональной точностью..
Я мог почувствовать запах будущего и запах ещё не рождённого ребёнка..
Всё это случилось меньше чем за шесть месяцев и продолжало набирать обороты..
И всё это время запах руководил мной..
Моё терпение закончилось..
Попытки научиться хоть как-то управлять происходящим ни к чему не привели..
Много раньше, ещё в пятнадцать лет, мой запах забрал у меня то, что было совершенно доступно моим сверстникам..
А теперь..
Теперь мой запах дал мне то, о чём я никогда и никого не просил..
И я возненавидел свой запах..
Точно так же, как парфюмер хотел приобрести свой запах, я хотел от своего запаха избавится..
Я делал для этого всё возможное..
И выжидал момент..
Я должен был расправиться с тем, что лишило меня всех возможностей, доступных многим из тех, кого я знал..
Доходило до того, что я часами не вылезал из ванны, в надежде смыть с себя то, что распространялось вокруг меня с невообразимой скоростью..
А запах продолжал жить своей жизнью..
Я уже был лишь его приложением..
Не он стал моей эссенцией, а я его..
Именно благодаря ему меня считали самым высокооплачиваемым стукачом в службе госбезопасности, готовым к переезду на работу в МИ-6..
Именно ему, этому ненавистному мной запаху, меня считали самым чёрным колдуном в городе, наводящим на местных женщин порчу.. Именно благодаря ему знакомые и незнакомые мне люди рассказывали друг другу о моём невероятном успехе в роли любовника.. Причём как у женщин, так и у мужчин..
Стоило только послушать рассказы о моём запахе, чтобы прийти к выводу о том, что я невероятно активен во всех своих начинаниях..
Дошло до того, что однажды я услышал, как благодаря моему запаху меня вычислили местные эзотерики, со стопроцентной уверенностью причислив меня к клану вампиров..
И об этом была написана статья в городской газете..
Благо не указали имя, но это уже не имело никакого значения.. Многие мечтали со мной познакомиться..
Ещё больше людей меня ненавидело уже заочно..
Я решил действовать..
Я совершенно не хотел того, о чём мечтал парфюмер..
Я попробовал спиться.. Не помогло..
Я начал курить.. Я устраивался на ту работу, где человек по определению не должен иметь своего запаха..
Я пускался во все тяжкие..
Был момент, когда я устал.. Нет.. Не хочу об этом говорить.. Результат был всегда один и тотже.. Чем больше я пытался избавиться от запаха, тем ярче он становился..
Испробовав почти все возможные варианты, я решил самоустраниться..
Но именно этот запах и не дал мне совершить последнего шага.. Он с завидным постоянством напоминал мне о запахах дорогих моему сердцу людей.. И я не смог..
Я просто перестал общаться..
Но даже за время моего одиночества, меня успели несколько раз похоронить и помянуть..
Самым необыкновенным воспоминанием об этом времени оказался запах одиночества..
Я конечно же разговаривал с людьми и встречался с ними, но ни при каких обстоятельствах никого и никогда близко больше не подпускал..
А запах одиночества так много мне успел рассказать..
Я и подумать не мог, что этот запах может оказаться таким красивым..
Запах одиночества научил меня многому..
С тех пор прошло десять лет..
Мне ничего не оставалось делать как научиться жить со своим запахом..
Удивительно, но всю работу он выполнил за нас двоих..
Чего мне это стоило?
Неоперабельная киста левой височной доли головного мозга с долгими и занудливыми приступами потери речи..
И бесконечные головные боли..
И вот тогда мне пришлось начать учиться..
Каждый раз табула раса..
Каждый раз по-новому учиться произносить сначала звуки, потом слова и только потом целые предложения..
И так бесконечное количество раз..
Странно, но именно мой запах поддерживал меня всё это время.. Именно он отправлял меня в парфюмерные магазины в поисках запаха, который мне поможет справиться с головной болью.. Таблетки мне тогда уже или не помогали, или вводили в состояние такой прострации, что даже сделать шаг без долгих раздумий не представлялось возможным..
И только запахи спасали меня..
Именно тогда я и открыл для себя волшебный мир парфюмерного искусства..
Забавно, но мой запах, по неизвестным мне причинам, сразу не полюбил Шанель, но до сих пор остаётся в восторге от Эсти..
Все остальные расположились где-то посередине..
А иногда, он дарил мне подарки в виде запахов стихотворений, которые я еле успевал записывать..
И, как-будто давая возможность сэкономить табула раса и сберечь мои силы, он дарил мне их сразу готовыми..
Мне ни разу не пришлось их править..
И неожиданно, целый год совместного творчества..
Целый год я записывал стихи, не понимая откуда они приходят..
Я никогда не знал какой будет финал стихотворения и всегда удивлялся тому, что получилось..
Так мой запах учил меня говорить..
Он учил меня своему языку, на котором мне ещё только предстояло научиться говорить..
Я ведь решил жить вместе со своим запахом, следовательно у нас должен быть общий на двоих язык..


Рецензии
Трям, здравствуйте!!!
Написано весьма вкусно....и ароматно...
Параллель с Патриком Зюскиндом возникает,но не навязчивая и тонкая...не сказала бы,что это плохо...это как-то по-своему...И,если,читая "Парфюмера" ничего общего со своим восприятием запахов не возникает,то здесь "авторские запахи", особенно из детства, кажутся какими-то родныими...
Хотелось бы прочесть и ваше видение звуков,наверняка,найду для себя знакомые и близкие мне нотки...

Наталия Эм   14.07.2015 17:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.