Разум

Бесконечное море чувствительно-разумных существ! Разум большого существа сам собой почему-то подразумевается, а если под ногами какая-то крошка, то автоматом снимается она со всех восприимчиво-дарующих плоскостей разума. Люди привыкли судить по размеру, не замечая такое многообразие, такой каскад, такой водоворот и такую многообещающую причуду рассыпчатой многообразности...

Стоит на остановке Человек. У него есть круглая голова и в той или иной степени волосатая накидка на его ум. Он стоит, и каждый знает, что он о чем-то думает. Каждый, увидев квадратного человека на остановке, понимает, что в круглой голове на квадратных плечах человека есть ум, способность понимать и анализировать, там есть разум. Каждый понимает, что он – собрат, совсем такой же и совсем думающий. Когда начинается хаос толпы или вражда с миром в своей душе, то сметается индивидуальность и кажется, что сосед «сер, невзрачен, туп, свинья и не может по определению чувствовать так, как я». Начинается война. Война – от недооценки соседа, оттого, что одна голова не может поверить в то, что есть еще кто-то, кто способен думать так же, как и она. Война.
На остановке стоит Человек, и каждый прилично нормальный отдает отчет, что человек такой же, как и другой человек, его рассматривающий.

На остановке сидит Собака. Кто-то обратит на нее внимание и подумает: «Бесхозная! Торчат ребра. Не есть. Никто не кормит. Умрет так». Другой мельком заценит ее глаза: «Глаза грустные. Как ни говори, а собака – умнейшее существо! Жаль, у меня уже свой есть...» Кто-то подумает: «Не выбегала бы на дорогу!» Но большинство ее не заметит, в большинстве равнодушных будет несколько, кто цинично побоится лишь ее бешенства. И никто не задумается, что сидит собака и видит целый мир, анализирует и знает то, что не могут за ней догадаться большинство круглоголовых. У собаки с колбасным хвостом есть разум - и она активно может им пользоваться. Но люди видят лишь себе равных и пресмыкаются исключительно перед вышестоящими. Что им до собаки! Это же люди.

На лавочке лежит Кошка. Вполне приличная кошка, но она – без дома, выглядит смачно-паршиво, чтобы пугать. Она добивается своей цели: никто ее не трогает, а бабушки поглядывают на нее, как на заблудшую внучку. Но кошка одна – и сипло щурится на раскаленном солнце. Она смотрит, как дорогу перебегает стройная девушка в белой юбчонке, прилепляясь жгучими шпильками на свеженьком асфальте горячего состава. Кошка ленится, но все же изображает тупость и безразличие, будто ей есть дело до солнечных зайчиков. Все видят кошку, но всем на нее наплевать. Несмышленый детеныш протянет к ней липкую ручку, но мама его одернет: «А вдруг киса больная, не трожь!» А кисе хорошо: ей и без детеныша есть, о чем подумать. Но никто не заподозрит в кошке и грамма интеллекта! Единственное, что о ней можно сказать большинством: злопамятна, нежна, неразборчива в котах, аккуратна, главное для нее – дом, а хозяин побоку. Кошка может удивиться, но этого из животных никто не делает. Кошка просто живет и знает, что жить будет со своим знанием, а люди живут по своим знаниям. Кошке не доказать, что она с разумом. И как доказать, если каждое животное – будто дух, который все видит, понимает, но достучаться, дотронуться и настоять на своем не может. Кошка живет с убеждением, что так и должно быть.

Рядом с кошкой прополз сверкающий Жук без одной лапки: кто-то сдул его неаккуратно, брезгуя давить. Таким жукам хорошо звенеть над пышнотелыми полями, смешивая аромат природы и собственный мелодичный колокольчик дребезжащей способности. Этот жучок знает своих – они группируются и веселятся. Но если они сядут на мокрое, вылезшее из реки, тело, то, методично и точечно прощекотав человеческие бока, будут с недоумением и воплем убиты Человеком либо сдуты, что реже. Жук упадет на землю, раненый, и подумает: «Стоило ради этого мне ломать лапы, будто нужна мне ее покрытая каплями и прыщами кожа... а теперь как мне летать, несчастный Человек?..» И ответа не будет никогда. Человек же выше, и он всячески и красиво избегает, презирает и уничтожает всех, кто маленький, кто, по его меркам, не нужный, «кто не вышел полетом и видом». Человек – это не зверь. Это – холодный разум. А разум – это не только способность думать, но и способность быть откровенным ничтожеством только из-за того, что преимущества и акценты расставляются за секунду и не факт, что ударения поставлены на хорошие слова...

Это жизнь. Главное, понять: разум есть у всех. Но кто-то – слабее. Размер – имеет значение.


Рецензии