Будущее за университетами, использующими инновации
Подчеркивается, что оценка качества образования призвана охватить преподавание, исследовательскую работу, руководство и управление, соотношение между традицией и новаторством, академической направленностью и экономической релевантностью, способностью удовлетворить потребности учащихся. Прослеживается тенденция превратить контроль качества в неотъемлемую часть вузовской культуры.
Одним из неотъемлемых инструментов Болонского процесса является Европейское приложение к диплому, которое будет выдаваться студенту, по окончании университета. Для этого необходима единая система оценки знаний учащихся, которая в Европе уже существует. В Росси же система оценки знаний несколько иная и, следовательно, для соблюдения всех правил Болонской декларации российским ВУЗам необходимо преобразовать систему оценки учащихся и приблизить ее к единой европейской системе. Конечно, сделать это смогут не все высшие учебные заведения, и поэтому будущее за университетами, использующими инновационные технологии.
Следует отметить, что к числу ВУЗов России, производящих активные преобразования в системе образования и тем самым приближающих качество образования к европейскому уровню, относится и Пятигорский Государственный лингвистический университет.
Из выступления ректора ПГЛУ, профессора А.П. Горбунова на пленарном заседании «Университетские чтения – 2007»:
«…Болонской декларацией задан неизбежный процесс формирования взаимно совместимых в мировом пространстве национальных образовательных и научных систем, и в данный момент идет активный поиск конкретных механизмов и способов их совместимости. В этот процесс вовлечена и российская высшая школа. Поэтому будущее за университетами, способными быть конкурентно способными в мировом образовательном и научном пространстве. Этот процесс предполагает и то, что придется многое изменить в деятельности профессорского - преподавательского состава и в деятельности обучающихся.»
Одним из первых шагов в этом направлении стал ввод в 2007- 2008 учебном году балльно – рейтинговой системы оценки качества образования.
Балльно – рейтинговая система (БРС) в ПГЛУ является результатом синтеза единой кредитной системы единиц, опыта российский ВУЗов и собственных разработок преподавателей университета. Главной задачей разработчиков было создать систему, максимально похожую на действующую систему оценивания, но при этом позволяющую адаптироваться к проводимы в Российской Федерации реформам системы образования. Главным достоинством БРС является ее гибкость, учет опыта, наработанного в рамках пятибалльной системы оценивания, накопительность итоговой оценки, а основной ее целью - повышение качества образования.
Оценка уровня знаний учащегося в рамках балльно – рейтинговой системы осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля, а также итоговой аттестации, а уровень образовательных компетенций студента определяется на основе рейтинговой оценки, формирующихся в результате накопления им рейтинговых баллов в течение семестра и, состоящей из двух показателей: учебного рейтинга студента и посещаемости занятий. Таким образом, за каждое занятие учащийся получает баллы, из которых и складывается его итоговая оценка. Существует 3 вида баллов: за посещение занятия, то есть за присутствие на нем, основные баллы, которые студент получает в результате ответа на занятии дополнительные баллы, которыми преподаватель поощряет талантливых, способных, наиболее отличившихся студентов. Так же к общему рейтингу прибавляются баллы, набранные на промежуточных контрольных точках и в ходе итогового контроля, то есть зачета или экзамена. Таким образом, экзамены не отменяются, а становятся частью итоговой оценки.
Все данный БРС будут существовать в электронном виде, поэтому преподаватель обязан оценивать знания учащихся на каждом занятии. Студенты, пропустившие занятия по уважительной причине, будут иметь возможность отработать их в форме компьютерного тестирования. В исключительных случаях, когда компьютерное тестирование невозможно в силу специфики дисциплины, по согласованию с проректором по научной работе, отработки будут проходить в виде индивидуальной работы с преподавателем. Что же касается, студентов очно – заочной и вечерней форм обучения, то они будут оцениваться так же, как и студенты очной формы обучения.
В данный момент балльно - рейтинговая система действует на всех факультетах ПГЛУ. Конечно же, как и любые изменения, введение БРС, было воспринято студентами и преподавателями ВУЗа с опаской. С большой осторожностью учащиеся отнеслись к новой системе оценки знаний. Но с течением времени происходит адаптация и новые критерии оценки уже не пугает студентов. Они понимают насколько важно осуществление национальных проектов государства, и какое значение имеет каждая новая реформа в образовании. Тем более, что благодаря этим изменениям, по окончании университета, они получат Европейское приложение к диплому, которое будет являться гарантом их успешного трудоустройства.
Таким образом, в российском образовании происходят значительные изменения, которые помогут ВУЗам страны выйти на высший уровень качества образования и конкурировать с европейскими высшими учебными заведениями. И в этом процессе большое преимущество имеют университеты, которые активно используют новые технологии и механизмы в системе образования и среди них Пятигорский Государственный Лингвистический университет.
Куценко Александра.
08.11.07
Свидетельство о публикации №208052400315
крупных университетов Сибири
кем-то из большого начальства был задан вопрос:
" А сколько у вас получают профессора?"
Ответ был: около двухсот евро.
"Да какое же право вы имеете им так мало платить??!!!"
Этот же вопрос можно задать и самим профессорам.
А на их ответ воскликнуть: Да какое же право
вы имеете получать такую нищенскую
зарплату!!!
Ответьте мне, пожалуйста: Какие стимулы сейчас
существуют для способного молодого человека
идти преподавать в вуз? И сделать это
основным занятием своей жизни.
Ведь за него никто даже замуж не пойдет....
Владимир Бенрат 26.05.2008 20:48 Заявить о нарушении
На самом деле, я сама бы хотела знать нанего ответ... хотя думаю, что он все таки не ко мне, а к руководствам университетов или самим профессорам.
а для молодого преподавателя, думаю, главное - увлеченность своим предметом. Работу в университете можно совмещать с еще каким-нибудь практическим применениям своих знаний. А в университете заниматься научной работой. Также существует много программ по обмену преподавателями с другими вузами как в нашей стране, так и заграницей.
Да и потом, если этот молодой преподаватель действительно специалист своего дела, его рано или поздно заметят на научной арене, и возможно появиться больше возможнойстей как для реализации, так и для улучшения материального благополучия.
А по поводу замужества.... я не сторинница того, что муж должен всю жизнь горбатиться, чтобы заработать денег себе и своей жене, а она,в свою очередь, сидеть дома и красить ногти. думаю, что и у женщин сейчас есть возможность зарабатовать достаточно денег для материального благополучия.
и все таки в браке важнее любовь и взаимопонимание, чем доходы. деньги всегда можно заработать.
но все, самое главное для этого преподавателя - стать специалистом в своей деятельности, а без практики в университете он этого не добьется. поэтому, думаю, что работу в университете для него можно рассматривать, как временный вариант, а также способ совершенстования своих навыков.
Это все равно, что сначала быть менеджером, чтобы потом стать директором банка. сразу ничего небывает, хотя хочется конечно)
надеюсь, что ответила на ваш вопрос)
Сандра Бенуа 26.05.2008 22:41 Заявить о нарушении