Донецкшахтопроходка - претензия...

        На фотографии можно видеть автора  статьи (со спины) в  качестве преподавателя учебно-курсового комбината. В системе ГОАО «Трест Донецкшахтопроходка» существует учебно-курсовой комбинат, который готовит производственный персонал, необходимый для сооружения вертикальных стволов (проходчики,  подземные электрослесари,  машинисты подъемных машин, рукоятчики-сигналисты, газоэлектросварщики, машинисты компрессорных станций и др.)


А. Е. Гольберт,
горный инженер-электромеханик, изобретатель

«Донецкшахтопроходка»: претензия на адекватную оценку*

       Благоприятные перспективы угольной промышленности Украины во многом зависят от шахтного строительства. Между тем нам представляется, что отечественному шахтному строительству как сравнительно автономной отрасли, для того чтобы существовать и иметь реальное будущее, связанное не исключительно с Украиной, необходимы коренные преобразования. К шахтопроходке – важнейшему звену шахтного строительства это относится в первую очередь. Таким образом, в настоящей статье остановим свой взгляд на сооружении вертикальных стволов шахт в ГОАО «Трест Донецкшахтопроходка».
       То, что стоит за названной аббревиатурой, является правопреемником государственного ордена Ленина треста «Донецкшахтопроходка», треста «Сталиншахтопроходка», основанного в 1952 году. И задачи вновь образованный трест тогда решал действительно государственного масштаба. Так, общая протяженность пройденных им стволов уже к началу 1964 года составила около 70 километров (!), что, если верить советской статистике, больше, чем пройдено США, Англией, Францией и ФРГ вместе взятыми за тот же промежуток времени. На эти годы приходиться техническое перевооружение проходок, освоение новых технологий, разработка и внедрение наиболее совершенных на то время средств механизации отдельных трудоемких процессов.
       Так или иначе, но до настоящего времени структура бывшего советского треста, состоящего из ряда относительно самостоятельных предприятий, в основном, сохранена. Конечно, не обошлось без потерь, и все напасти времени становления независимого Украинского государства не обошли трест стороной. Но все же они не стали определяющими. Специализированное производственное объединение остается дееспособным, и в этом мы видим бесспорную заслугу его нынешнего руководства.
       Успехи последних лет, достигнутые ГОАО «Трест Донецкшахтопроходка» на шахте им. А.Ф. Засядько, достаточно освещены в специальной литературе, средствах массовой информации, и если учесть затяжной кризис в отрасли, действительно впечатляют**. Однако считаем необходимым сделать следующие весьма немаловажные замечания.
       В последние десятилетия на Западе технология и техника шахтного строительства, сооружения вертикальных стволов в частности, получили существенное развитие. Даже беглого взгляда специалиста на доступные источники информации (специализированный журнал «Глюкауф», например)достаточно, чтобы понять, какая «технологическая пропасть» разделяет развитые страны и страны СНГ в этой сфере деятельности. Специальные проблемы, занимающие сегодня наших специалистов-шахтопроходчиков, их решение, даже на уровне изобретений, чаще всего актуальны в рамках используемых тут малоэффективных технологий. И обогатить мировую прикладную науку в области шахтного и подземного строительства такие технические решения (изобретения), по нашему мнению, способны лишь в весьма малой степени.
       Действительно, и для старых специалистов это не секрет, технология и техника, используемые для проведения вертикальных стволов в ГОАО «Трест Донецкшахтопроходка», остались в основном на уровне: 60-х годов прошлого столетия. Это традиционный буровзрывной способ и прогрессивная в свое время совмещенная технологическая схема проходки. То же можно сказать о стволовых погрузочных машинах (КС-2у/40), бурильных установках (БУКС-1М), насосах (Н-1М) и многом другом оборудовании. По- прежнему широко используются морально устаревшие подъемные установки, имеющие асинхронные с фазными роторами электроприводы, и колодочные исполнительные органы тормозов. Армирование стволов (жесткая армировка), закрепленных монолитным бетоном и железобетоном, по-прежнему предусматривает существенное нарушение сплошности крепи, что по существу является частичным ее разрушением. И это нередко происходит задолго до начала эксплуатации ствола как объекта подземного предприятия по непосредственному назначению, следовательно, заранее сокращает срок его службы и межремонтные периоды.
       Нужно отметить: в конце 70-х и 80-е годы ушедшего века в тресте получили ограниченное применение стволопроходческие буровые комбайновые комплексы (комбайн СК-1у). Однако этот опыт по разным причинам, в том числе и объективным (развал СССР), был полностью утрачен. Также остались в прошлом и единичные случаи установки прогрессивной анкерной армировки стволов.
       Обращают на себя внимание отдельные системные вопросы, имеющие некоторую общность в подходах.
       Практически вся техника, работающая сегодня в подземных условиях непосредственно на проходке и углубке вертикального ствола, оснащена пневмоприводами. Не составляют исключения в этом смысле и процессы, связанные с армированием и ремонтом стволов. Это решение (использовать пневмоэнергию) в период создания такой техники (до наступления мирового энергетического кризиса) и с учетом значительной обводненности места ее эксплуатации было вполне оправданным. Ясно, что сегодня основные процессы проведения и армирования ствола нуждаются, если можно так коротко выразиться, в электрификации. С экономической и эргономической (тут проявляется общность) точек зрения, это весьма целесообразно. И неудивительно, что сейчас даже трудно себе представить, как при этом будет осуществляться вторая фаза уборки породы (зачистка) без пневмомонитора на забое ствола. Между тем вполне вероятно, что при реализации прогрессивных технологий этот трудоемкий процесс как таковой вообще не будет иметь места.
       Не выдерживает критики метрологическая подготовка производства и связанные с ней решения даже шаблонных производственных задач. Так, например, центрирование секционной опалубки (ОСД), т.е. некоторое смещение в радиальном направлении относительно центрального отвеса, не представляется возможным без нарушения ее вертикальности, что в свою очередь, ухудшает качество стыков в бетонной крепи. И это нормальная практика, т.к. конструкция и схема подвески опалубки другой не предусматривают. Целый ряд практических вопросов, связанных с контролем точности установки тюбинговой крепи, элементов армировки, остается по существу, решенным на уровне технических возможностей середины прошлого века. В ежесменной работе ИТР и проходчики используют примитивные измерительные приборы и инструменты, что не может не сказаться на скорости выполнения отдельных операций и, главное, на качестве выполняемых работ. Кроме того, на наш взгляд, есть проблема осуществления систематического контроля качества работ. Однако, ввиду их многообразия, все аспекты этой проблемы без специального предварительного исследования даже обозначить не представляется возможным.
       Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с рассмотрением условий и характера труда шахтопроходчиков. Тут имеют место трудности природного, технологического и, наконец, психологического характера. Техника образца 60-х годов минувшего века, используемая сегодня в забоях и на полках строящихся стволов, далеко не всегда отвечает современным требованиям эргономики. И тут нельзя не отдать должное так называемому
«человеческому фактору». Ведь труд проходчика вертикальных стволов – это работа под землей, под непрекращающимся ливнем шахтной воды, в условиях постоянной опасности и сильного шума, не говоря уже о других вредных для здоровья человека производственных факторах.
       Рассмотрение технических и производственных проблем, как и узких мест, отдельно взятой проходки, можно продолжать и продолжать, но пока подведем черту. Не будем забывать при этом, что в фокусе нашего внимания находилось одно из лучших производственных объединений в отрасли. И настоящая работа в известном смысле лишь проба пера, после которой станет ясно, насколько открытой должна быть критика, чтоб оставаться конструктивной.
       Итак, приняв к сведению все вышеизложенное, включая информацию о производственных успехах последних трех лет, все же считаем, что «Донецкшахтопроходка» стоит только накануне необходимых глубоких перемен. Первым шагом на пути преобразования всякого производства, и рассматриваемое тут – не исключение, должна стать адекватная взвешенная оценка его настоящего состояния. Решение этой задачи считаем сегодня актуальным. Этой цели и подчинена настоящая работа.
      О некоторых  перспективах.  Они  вселяют  весьма сдержанный  оптимизм.  В  связи  с трудностями, обу­словленными  сокращением  бюджетного  финансиро­вания, в 2007 г. на базе ОАО «Трест Донецкшахтопро­ходка» совместно  с  несколькими  структурами  ЗАО «Донецксталь-Металлургический завод»  было  созда­но новое предприятие ООО «Шахтостроительная ком­пания «Донецкшахтопроходка». Инвестор компании - ЗАО «Донецксталь-МЗ» в  значительной мере обеспе­чил шахтопроходчиков новой работой. Это два ствола для блока 11 шахты «Красноармейская-Западная №1» в Донбассе, а также некоторые другие объекты.
      И последнее, вместо пожелания на будущее.
      Об армии, необходимой в настоящее время небольшому европейскому государству, политики нередко говорят, что она должна быть маленькой, мобильной, высокопрофессиональной и вооруженной самым современным оружием. Невольно напрашиваются параллели. Разве современная конкурентоспособная шахтопроходка не должна быть такой? Обладая самой современной технологией и техникой, она должна «уметь» быстро оснащаться, качественно и в научно обоснованные сроки выполнять задачи по проходке, углубке или ремонту вертикальных стволов в любой точке планеты. Утопия? Возможно. Но разве не надежда умирает последней?
_______
* Впервые статья была опубликована в Донецкой городской газете "Акцент" за 14.05.2002 г. (автор использовал псевдоним), затем с дополнениями и изменениями, внесёнными автором, -- во всеукраинском деловом журнале «Меркурий», № 10 (154) в октябре 2003 года. Наконец, статью с дополнением автор публикует в журнале "Горный  журнал  Казахстана", №9  за  2011г.:  А. Е. Гольберт,  «Донецкшахтопроходка»: адекватная оценка.
_______
** Cм. статью Геннадия Щурова, опубликованную в Научно-производственном журнале «ОХРАНА ТРУДА» (приблизительно в 2003 г.) и на Украинском сайте dnaop.com (ДНАОП - Нормативно-правовая библиотека: инструкции, документы по охране труда).

Научно-производственный журнал «ОХРАНА ТРУДА»
Геннадий ЩУРОВ,  собственный корреспондент

Рекордная проходка без аварий и травм!

Немного, к сожалению, строится у нас в настоящее время шахт. Но не утрачено горняцкое мастерство. А когда появляется финансовая возможность и проходчики вооружены против подземной стихии передовой горной наукой, обеспечены современной техникой, средствами индивидуальной и коллективной защиты, надежно подстрахованы Госгорпромнадзором, они способны на чудеса. Подтверждением сказанного может служить сооружение объектов известной шахты имени А. Ф. Засядько в Донецке. Примечательно, что все, построенное здесь (от проходки новых стволов до жилья), профинансировано самим предприятием. А четкая организация работ и продуманная система безопасности позволили установить на проходке ствола мировой рекорд. При этом не было допущено ни аварий, ни тяжелых травм.
Весенним бело-розовым цветением охвачены усадьбы соседних сел, раскинувшихся с трех сторон от расположенной на возвышенности промплощадки.  А с южной — в нескольких километрах громоздится в полнеба более чем миллионный Донецк…  В недрах же на километровой глубине трудятся специалисты шахтопроходческого строительного управления № 3 ОАО «Донецкшахтопроходка». Начальник проходки С. Клюшин рассказывает, что его коллектив трудится, чтобы дать дыхание шахте и обезопасить работу шахтеров. Воздухоподающий ствол № 2 шахты имени А. Ф. Засядько на сегодняшний день уже пройден. Он полностью заармирован и пущен в эксплуатацию. По нему в глубины земли подается свежий воздух. Осуществляется также спуск материалов и людей.
Рядом на промплощадке пройден до конечной глубины 1244 м вентиляционный ствол № 3. По нему уже направляется исходящий воздух. Идет монтаж трубопроводов для дегазации шахты. Она давно уже использует «даровое» топливо для заправки автомобилей, отопления, превращает смертельно опасный рудничный газ в электричество, и таким образом не только повышает безопасность подземного труда, но и экономит электроэнергию, примерно 70—80% ее получая за счет метана, выбрасывавшегося ранее в атмосферу.
Здесь же, на промплощадке, находится вентилятор главного проветривания. Ниже по речке Кальмиус силами этого же шахтопроходческого управления на такую же глубину пройден вентиляционный ствол № 2…
Словом, шахта теперь, можно сказать, дышит полной грудью. Улучшились условия труда горняков, появилась возможность увеличить добычу топлива, уменьшить зависимость от энергетиков… А перспективы у коллектива огромные — добыча топлива здесь продлится еще не одно десятилетие. Вот и пошло руководство шахты на невиданный ранее в Украине шаг: все работы, в том числе и проходка новых стволов, были профинансированы за счет прибыли. У рачительного хозяина деньги ведь — не самоцель. Главное — обеспечить перспективную и стабильную работу предприятия и социальные гарантии работникам.
Сергей Борисович сообщил, что неподалеку от места, где мы сейчас находимся, уже в недалеком будущем планируется проходка и самого глубокого в Европе ствола — более 1600 м. Проектно-техническая документация уже разрабатывается. А пока начальник проходки вспомнил, как разворачивались здесь работы: «В конце 90-х годов проходчики переживали кризис. А люди привыкли к тому, что труд их крайне необходим и всегда высоко оценивался: и материально, и морально, они были в почете почти как космонавты. За рекорды присваивались почетные звания, вручались высокие награды…  И с 2000 г. началось возрождение.
Готовились к проходке основательно. Старались все предусмотреть заранее. Все лебедки поставили на мощные фундаменты. Возвели необходимые здания, административно-бытовой корпус. Словом, обеспечили себе базу, плацдарм для наступления, не упуская никаких мелочей. А их в проходке не бывает. Только после завершения подготовки начали монтаж шахтопроходческого  оборудования, затем приступили к проходке».
Главный государственный инспектор Донецкой государственной инспекции промышленной безопасности и охраны труда в реструктуризации и шахтном строительстве  С. Ходюш подчеркивает, что успех коллектива не был случайным. И хозяйственники, и ученые, и инспекция Госгорпромнадзора  изначально готовились к высоким темпам. Руководители тщательно отбирали людей. Кандидатов сразу настраивали на то, что проходка будет вестись скоростным методом, требования к потенциальным нарушителям технологической и трудовой дисциплины будут строгими…
Вообще, ни в кадрах, ни в технике, ни в инженерных решениях не ошиблись, и за год было пройдено 1000 м ствола.
Чтобы представить масштабы проделанного, скажем лишь, что диаметр ствола — 8 м. Это уже после установки крепи толщиной 0,5 м. А первоначальный диаметр, считай, 9 м. И если посмотреть по-другому, то один погонный метр ствола — это более 60 м3 породы в целике. А когда она разрыхляется, выходят все 100! Их нужно выдавать на поверхность и сразу же бетонировать выработку. И так из смены в смену, изо дня в день. В месяц — 100 и более метров проходки, свыше 3 м в сутки. Интенсивная нагрузка на людей и оборудование превышала нормативную в 1,5—2 раза. Достигался результат благодаря высокой профессиональной подготовке людей, обучению их безопасным приемам труда, грамотной организации работ, бесперебойному обеспечению материалами и др. Инженерное обеспечение было таким, что смены менялись на ходу, не было простоев, поломок техники. При этом не было ни работы на износ, ни переутомления, а был научно выверенный, ритмически организованный трудовой процесс. Большая заслуга в успехе принадлежит проектному институту, который осуществлял беспрерывный авторский надзор. Не раз ведь встречались и геологические нарушения, и выбросоопасные пласты, и выделения сернистого газа, метана… Возникали непростые проблемы. Но все вопросы решались оперативно, на месте.
Н. Яценко — механик проходческого участка. От специалистов его команды зависела безотказная работа всех механизмов. Для спуска людей и грузов были применены 2 подъемные машины, задействованы бадьи емкостью 5 м3. Обеспечивалось бесперебойное электроснабжение всего оборудования. Главной особенностью организации рабочего участка, по словам Николая Петровича, было то, что не была задействована ремонтная смена: оборудование заранее тщательно готовилось и проверялось. Все, что требовало ремонта или замены, обновлялось «в рабочем порядке», в том числе — подъемные машины и проходческие лебедки. Оборудование действовало как часы. И точность, подгонка во всем была ювелирная, хотя это слово и кажется неподходящим к горным работам…
«Спуск людей в бадьях,— разъяснил С. Ходюш,— требует особых мер безопасности. На бадейном подъеме, в отличие от клетевого, нет парашютных устройств, и если бы головной канат повредился, могла произойти авария. Поэтому постоянное внимание уделялось и канатам, и самим бадьям, и прицепным устройствам. Их осмотр и холостой прогон производится в начале каждой смены, перед каждым спуском и подъемом».
Еще одна проблема — меры безопасности при буровзрывных работах, с помощью которых ведется проходка. Здесь используется уникальное бурильное оборудование, заряжается одновременно 100 шпуров, за один цикл используется около 300 кг взрывчатки, а в месяц проводится 20 циклов. Это — тонны взрывчатки. Нужно было организовать ее безопасную доставку, хранение, круглосуточную охрану. Во время взрывных работ проходчики находились на поверхности, не попадали они и в зону действия продуктов взрыва — это обеспечивалось вентиляцией. А ответственным за нее был Д. Даниленко — начальник участка вентиляции и техники безопасности.
Должность его концентрирует в себе главное, что связано с работой в недрах земли. Ведь известно, что без воздуха человек не может прожить и нескольких минут, а значит, людей в первую очередь нужно обеспечить именно им. Потом уже следуют все прочие меры и средства безопасности. Дмитрий Викторович, впрочем, как и другие мои собеседники, постоянно ссылался на начальника треста «Донецкшахтопроходка» Е. Новика — фактического вдохновителя прорыва в недра земли, позаботившегося и о тылах, и о техническом и научном обеспечении, и о взаимодействии проходчиков с органами Госгорпромнадзора. Они обеспечили присутствие при выполнении работ своих высококвалифицированных специалистов. И действительно, нельзя не отметить ведущую роль первого руководителя в умелой организации рекордной и безопасной проходки.
Для полной ясности необходимо сказать, что рекордные темпы проходки стволов неоднократно регистрировались и ранее. Но то были, как правило, рывки в течение короткого времени. Как бывало в советские времена: в течение 30 дней устанавливали рекорд, а потом несколько месяцев приходили в себя и приводили в порядок технику…
Суть же нынешнего события — слаженная и ритмичная безопасная работа рекордными темпами в течение года! Такого в мировой практике еще не было. Новшеством была, в первую очередь, инженерная подготовка.
Когда определялись темпы проходки до 120 м в месяц, скептики заявляли, что в таких условиях начнут травмироваться люди, могут быть аварии. Но, к счастью, инспекторы работали с проходчиками рука об руку — с первого и до последнего дня в особом режиме надзора. Опасные пласты были взяты под особый контроль, перед их разработкой все проблемы решали также при участии ученых. При проходке стволов происходили выбросы газа, угля и породы. Но не было допущено ни одной вспышки, ни одного взрыва!
Так держать!


РЕЦЕНЗИЯ

Специализированный трест «Донецкшахтопроходка»: грустная история...

Задумывалась эта заметка для местной газеты. Ничего не вышло. Её содержание – эмоциональное, ностальгическое и, наконец, несправедливое. Речь о юбилее, о 60-летии со дня основания треста «Донецкшахтопроходка».
Прошлое – настоящее – будущее. Отдаленное прошлое – очень трудное, но творческое и героическое… Неотдаленное – разное, но в основном – трудное и застойное. Будущее. Будущее нам неведомо, не стоит озвучивать досужие домыслы. Однако будущее, как известно, вырастает из настоящего. Поговорим о настоящем. Да, настоящее… Скучная история, даже, можно сказать, – грустная… Не слышно что-то сегодня о стволах, находящихся в проходке, и об оснащении проходок новых стволов… Наверное, есть что-то, о чем пока нам неведомо... И тут, вероятно, с нашим компетентным читателем произойдет какая-то мистическая метаморфоза. Он подумает об организации как о живом организме, даже как о «человеке разумном». Да, сегодня трест почти утратил свою индивидуальность, идентичность, самость. Речь идет, конечно, о потере своей специфики – марки фирмы, умеющей проходить вертикальные горные выработки в условиях любой сложности. Вместо того, чтобы искать и находить приложение своим силам на международном конкурентном рынке заказов на вертикальные стволы, руководство повело трест, этакий неповоротливый океанский корабль-линкор, по мелкому руслу средней реки – тривиальных заказов на горизонтальные и наклонные выработки. При том, что есть еще в Украине организации, умеющие реализовать эти заказы лучше нашего юбиляра… Может быть, благодаря протекциям, наш корабль не сразу ляжет на мель, но неизбежно потеряет свое лицо и перестанет быть океанским судном, то есть утратит свою идентичность, неповторимость, верность традициям…
И все же – неужели настоящее и будущее ОАО «Треста «Донецкшахтопроходка» - это такая грустная история?!

Аркадий Клигер, инженер.
19.04.2012.



         
         








         
          


Рецензии
Специализированный трест «Донецкшахтопроходка»: грустная история...

Задумывалась эта заметка для местной газеты. Ничего не вышло. Её содержание – эмоциональное, ностальгическое и, наконец, несправедливое. Речь о юбилее, о 60-летии со дня основания треста «Донецкшахтопроходка».
Прошлое – настоящее – будущее. Отдаленное прошлое – очень трудное, но творческое и героическое… Неотдаленное – разное, но в основном – трудное и застойное. Будущее. Будущее нам неведомо, не стоит озвучивать досужие домыслы. Однако будущее, как известно, вырастает из настоящего. Поговорим о настоящем. Да, настоящее… Скучная история, даже, можно сказать, – грустная… Не слышно что-то сегодня о стволах, находящихся в проходке, и об оснащении проходок новых стволов… Наверное, есть что-то, о чем пока нам неведомо... И тут, вероятно, с нашим компетентным читателем произойдет какая-то мистическая метаморфоза. Он подумает об организации как о живом организме, даже как о «человеке разумном». Да, сегодня трест почти утратил свою индивидуальность, идентичность, самость. Речь идет, конечно, о потере своей специфики – марки фирмы, умеющей проходить вертикальные горные выработки в условиях любой сложности. Вместо того, чтобы искать и находить приложение своим силам на международном конкурентном рынке заказов на вертикальные стволы, руководство повело трест, этакий неповоротливый океанский корабль-линкор, по мелкому руслу средней реки – тривиальных заказов на горизонтальные и наклонные выработки. При том, что есть еще в Украине организации, умеющие реализовать эти заказы лучше нашего юбиляра… Может быть, благодаря протекциям, наш корабль не сразу ляжет на мель, но неизбежно потеряет свое лицо и перестанет быть океанским судном, то есть утратит свою идентичность, неповторимость, верность традициям…
И все же – неужели настоящее и будущее ОАО «Треста «Донецкшахтопроходка» - это такая грустная история?!

Аркадий Клигер   19.04.2012 05:04     Заявить о нарушении