Волшебные флейты метро

- «Волшебная флейта“ Моцарта?- подруги, по всему видно было, почитательницы прекрасного, перешли на шепот. - Да, я серьезно. Билеты продаются в автоматах метро.
Лента эскалатора медленно спускалась в тоннель.
-Всё может быть, это же Берлин! Тут и не то увидишь! Вот в 1996 году на Потсдамской площади мы одновременно слушали симфонический оркестр под управлением Даниэля Баренбойма и любовались магическими танцами подъемных кранов, которые продолжали свою работу под волшебные звуки.
Я была на всех экспериментах Хагеля, он авангардист, выбирает для своих оперных постановок необычные места: цирковой шатер, музей Боде, техноклуб E-Werk, тот, что в здании бывшей трансформаторной подстанции обосновался.
- Хагель?! Так это он и поставил «Волшебную флейту» на станции «Бундестаг».
-Говоришь, билеты в автоматах?!
 -Вот, смотри! Проект подготовлен при финансовой поддержке берлинского предприятия общественного транспорта BVG. Кроме того, в качестве артистов заняты также и сотрудники BVG, поющие в любительском хоре предприятия. Билет на оперу с 27 апреля по 25 мая можно будет приобрести в любой кассе метро, - девушка показала подруге билет.
-Ну, надо же! Выглядит он как обычный билет на проезд, только вместо зоны АВ или АВС написано: "Волшебная флейта". Что тут скажешь! Круто!
И я уже купила билетик на оперу в подземке. Как пропустить такой эксперимент! Смелый выбор режиссером места постановки оперы на либретто волшебной сказки.
       Правда, в последние годы строящаяся станция метро, что близ Ведомства федерального канцлера, несколько раз становилась местом проведения культурных и спортивных мероприятий.
В чем же загадка метрополитена, к которому так тянутся художники, дирижеры, постановщики?
Какие тайны скрываются прохлада снов и сновидений волшебных туннелей?
Я жду своего поезда. Окна вагонов мелькают перед глазами …

Видение первое. Предвестники.
Лондон. Год 1863. Открытие первой внеуличной железной дороги. Мчится поезд на паровой тяге, удивляя своей прытью зевак.
Нью- Йорк. Год 1871. Открытие железнодорожной линии лини на металлических эстакадах. А затем в 1896 году - в Будапеште, в 1900 - в Париже.

Видение второе. Каким быть метрополитену в Берлине?
Предложение о строительстве в Берлине сети городских поездов, проходящих под землей и на эстакадах по принципу нью-йоркского метрополитена, вносит в 1880 году Вернер фон Сименс. Именно этот принцип строительства позволяет сохранить дренажные системы города. Предложение Сименса построить подвесную дорогу вдоль Фридрихштрассе, которая спустя несколько лет была построена в городе Вупперталь, была отвергнута.
Дискуссии завершились к 1896 году, и началось строительство Берлинского метро.
 
Видение третье. Первая надземная железная дорога в Германии.
Первая линия метро – надземная железная дорога на каменных и металлических эстакадах - была открыта 15февраля 1902 года между Штралауер Тор ( Stralauer Tor) и Зоологическим садом (Zoologischer Garten), с небольшим ответвлением на Потсдамскую площадь (Potsdamer Platz). Первую "министерскую поездку" совершили представители элиты прусского Берлина по шестикилометровой линии метро между Потсдамской площадью и Варшауэрштрассе (Warschauerstr.)
До конца года железная дорога была расширена: к 14 августа на восток до Варшавского Моста (Warschauer Br;cke) и к 14 декабря на запад до Эрнст-Ройтер Плац (Ernst-Reuter-Platz).
Так сплеталась паутина первого в Германии метрополитена.
 С 1911 года Берлинский метрополитен строится, в основном, как подземная железная дорога.

Видение четвертое.
 Год 1961. Поезда подземки доходят до границы Восточного Берлина, а далее тоннели метро наглухо перекрыты. И только в 1989 году – в год объединения Берлина - восстановилась внутригородская транспортная связь.

Видения пятое. Сто лет в обед!
Год 2002. Берлин торжественно отмечает, вслед за Лондоном, Будапештом, Глазго и Парижем, 100-летний юбилей первого в Германии метрополитена.
В первый год по стальным, в основном, виадукам берлинское метро перевезло 30 миллионов пассажиров. А спустя сто лет более 400 миллионов пассажиров едут на работу и возвращаются домой.
 Три четверти всех путей и более 170 станций лежат под землей.
Берлинский метрополитен входит в "десятку" крупнейших в мире.

Видение шестое. Берлин без метро - не Берлин!
 Год 2008. Берлинский метрополитен задает свой темп. Загорается табло на платформе. Будьте осторожны, с одного пути поезда могут отправляться совершенно в разных направлениях. Читайте внимательно информацию, в ней указывается не только направление, но и точное время прибытия.
Берлинское метро – персона деловая, расчетливая.
       Забудьте о «часе пик». Каждые четыре минуты, а после 8 часов вечера через 11 - 15 минут, подходят поезда, в которых есть свободные места. Четкая работа метрополитена подчиняется строгой политике экономии, энергосбережения в частности. Не ждите, чтобы дверь поезда открылась перед вами. Нажмите кнопку, расположенную на уровне пояса. Это непривычно, но экономично и удобно.
Берлинский метрополитен предусмотрителен и тактичен.
Дети, люди с ограниченными физическими возможностями чувствуют себя комфортно в каменных лабиринтах подземки. Учтено и продумано все, что делает путешествие комфортным.
Берлинское метро – лицо Берлина.
Лицо мегаполиса, порою, разрисовывается вандалами. Разрисованные окна, расписанные маркером полы, даже разрисованные платформы встречаются. Но ни слова на стенах и мягкие сиденья (часто с подогревом) не тронуты.
Берлинское метро – друг и партнер.
Через несколько дней привыкаешь к особенностям паутинной сетке «U- BAHN“. Метрополитен дает возможность добраться в определенное место в назначенный час. Не забудьте купить билетик в автомате или проездной на две центральные зоны метро. Проездной к тому же дает право поездок на трамваях и автобусах.
Берлинский метрополитен полон сюрпризов.
 Отрываю глаза от журнальной статьи и вижу, что по движущемуся вагону поезда дефилируют модели экстравагантного фетиш-шоу новой коллекции весна – лето 2008 известного дома моды Hugo Boss. Экстравагантно, несколько вызывающе для рабочего дня, но настроение улучшается.
Видение седьмое и последнее. Сон наяву. 27.04.2008. 16 часов.
Волшебная музыка Моцарта. Эти нежные переливы перерастают в разрезающие, накладывающиеся, разлетающиеся созвучия, догоняющие ускользающие, ударяющиеся о каменные своды звуки. Реальность оттесняется. И рождается новая сказка там, где она в принципе не может родиться.
В городе живут миллионы людей, которые ежедневно немало времени проводят в метро (как объясняет свой замысел Хагель), а разветвленная сеть туннелей и станций, являясь частью будней - этот фантастический мир. Мгновение, – и вы узнаете в жительнице метрополитена Царицу Ночи, а в бездомном парне, живущего на пособие для безработных, Папагено.
 И становятся сны и сновидения подземных тоннелей ближе нам, шестистам жителям мегаполиса, в зале строящейся станции метро «Бундестаг» на глубине 20 метров между зданиями Рейхстага и ведомством федерального канцлера.
 Новый сказочный мир так же многогранен, как и паутина берлинского метрополитена, в которую вплелась новая сказка под музыку волшебной флейты.


Рецензии