Глава 2. иван-дурак и пионер

ГЛАВА 2. Иван-дурак и Пионер.

 Тем временем по улице деловито шагал Пионер. Был он мальчонкой лет 10-12-ти. Одет в короткие штанишки и белую рубашку. Обут в сандалии на босу ногу. Шею Пионера охватывал завязанный по всем пионерским правилам галстук алого цвета.
Пионер наткнулся на Ивана, остановился, оглядел дурака с головы до пят пронзительным взглядом и уставился на лапти. Иван сконфузился, переступил с ноги на ногу и спросил:

- Чего тебе, паря?

Пионер, не отрывая взгляда от лаптей, в свою очередь спросил:

- Мужчина, вы из деревни?

- Никак нет, товарищ партийный дух, - ни с того ни с сего, как-то по-военному, но не особо бодро ответил Иван.

- Мужчина, - Пионер поднял на Ивана глаза, полные возмущения, недоумения и … подозрения. - Я никакой не дух. Я - Пионер.

- А Пионер и есть партийный дух. Пионер всегда и во всем первый. Так?

- Так, - мальчонка уверенно мотнул головой в знак согласия.

- Широкий конец твоего галстука символизирует партию. Так?

- Так.

- Длинный конец - комсомол. Он же - сын партии. Так?

- Так.

- Короткий конец галстука - пионерия, то есть боевой, задиристый, готовый на все дух. Так?

- Ну так, - снова согласился Пионер, но уже не совсем уверенно.

- Все вместе вы - партийная троица. Теперь понял, почему ты партийный дух?
В ясных, честных глазах Пионера мелькнула тень сомнения, и он произнес:

- Мужчина, вы как-то странно рассуждаете. В школе нам действительно говорили про некую троицу. Но это, когда бог. А мы недавно постановили, что бога нет. Вот про концы вы все правильно сказали. Но чтобы вместе - партийная троица?! Даже и не знаю. Надо с пионервожатой у костра посоветоваться.

Сами богов избирали.
Бодро несли образа.
Сами себя презирали,
Рабски потупив глаза.

Подло используя веру,
Демона вызвав из тьмы,
Строя преступную сферу,
Серость губила умы.

Думать, и то запрещали
Винтикам адских систем.
Денно и нощно вещали,
Ведая всеми и всем.

В тайных подвалах пытали
С рвением злой мелюзги.
Душу народа топтали,
Страхом взрезая мозги.

Мысли свои и чужие
Спутаны в жуткий клубок.
Мертвых прокляли живые
За уготованный рок.

Сами богов избираем,
Преданно глядя в глаза.
Сами себя презираем,
Бодро неся образа.

Тут Иван воскликнул:

- Будь готов!

- Всегда готов! - моментально отреагировал Пионер и по полной форме отсалютовал правой рукой.

- Вот, - расхохотался Иван, - настоящий партийный дух. Готов, и точка. И всегда. Ты - дух. Убедил?

- Не совсем. Пожалуй, этот вопрос надо будет вынести на Совет пионерской дружины. - Увильнул от прямого ответа Пионер. Вдруг его голос стал не по-детски жестким. - Вы, мужчина, не сбивайте меня с толку, а то я позову дяденьку мента. Он живо из вас весь дух выбьет резиновой палочкой. Отвечайте, если вы не из деревни, то почему в лаптях?

Иван растерянно развел руки в стороны и, как бы извиняясь, пробормотал:

- Так я, это, ну, как его?. Затрудняюсь, в общем, ответить.

- То-то же. А то - дух. Если я - дух, то вы, мужчина, - шпион. Наши в городе в лаптях не ходят. Убедил?

- Убедил, - поспешно согласился Иван и пришел в крайнее изумление от железной логики Пионера.

- Ладно, положим, вы не из деревни и не шпион. Но раз в лаптях, то должны знать, может ли человек за год съесть 138 кг хлеба.

- За год?

- Да. За год.

- Дак это, ну, - Иван почесал репу, - посчитать надо.

- А мы в отряде посчитали. Вышло 373 г на день.

- Тогда может, - облегченно вздохнул Иван. - Я сам за один присест целый батон съедаю.

- А Павлов, глава кабинета министров, вчера по телеку сказал, что не может, - съязвил Пионер.

- Тогда, может, и не может, - пошел Иван на попятную.

- Вы только что сказали, что может.

- Может, не может… Да откуда мне знать, кто, что и сколько может, а сколько не может? - Иван начал раздражаться. - Давай, паря. Дуй отседова. Мне не до тебя. Вот пристал как банный лист. Отстань!

- Нет, мужчина, так просто я от вас не отстану. Мне надо точно знать, чем питается скотина. Вы в лаптях, вам и отвечать.

- Какая скотина? - Опешил Иван.

- А такая, - Пионер по-ленински прищурился. - Павлов сказал, что хлеб идет на корм скотине и на свалку.

- Как на свалку? А нам?

- Не перебивайте, мужчина. Во-первых, наш отряд обследовал все свалки нашего города. Бомжи есть, а хлеба нет. Во-вторых, мы с вами только что посчитали, что сами съедаем весь хлеб. Вопрос: чем питается скотина?

- Действительно, вопрос! Как-то все непонятно.

- Еще как непонятно! Колькин брат сказал, что в армии каждый солдат съедает по кило хлеба в день. И то - мало. Но больше не дают. А Танькина прабабушка рассказывала, что в неурожайном 47-м году по карточкам давали 400 г хлеба в день, а в голодный 29-й - аж по 900. Сейчас карточек нет, значит, нет голода. Но родители говорят, что денег хватает только на хлеб, а Павлов – козел, и считать не умеет. Мужчина, ведь вы в лаптях. Скажите, есть ли в деревне скотина и чем она питается. А я никому не скажу, что вы шпион. - Пионер замолчал и, улыбаясь во весь рот, стал ждать ответа.

Такого оборота Иван-дурак никак не ожидал. Пораскинул он мозгами и ответил:

- Вот что, паря, не бери в голову. Мало ли болтают по телеку разные тупорылые мырды. А скотины, я думаю, полно и в деревне, и в городе, и в столице, и в самом Кремле. И не хлебом единым питается она, а и масло жрет, икру лопает, балык и …

- Стойте, мужчина, - прервал его Пионер. - Я знаю, что такое масло. Пробовал. Про икру мы по биологии проходили. Никогда бы не подумал, что ее можно есть. А вот балык. … Объясните, мужчина, что такое балык?

- Слушай, паря, я и сам-то толком не помню, - замялся Иван. - Сходи в библиотеку, загляни в энциклопедию и узнаешь про балык.

Пионер резко повернулся, стремительно перебежал через дорогу и скрылся за скрипучей дверью кособокого двухэтажного здания. Не успел Иван и глазом моргнуть, как Пионер снова тут как тут, дернул Ивана за рукав и с чувством выпалил:

- Спасибо, мужчина, спасибо. Теперь я знаю, чем питается скотина. Вот только… только… - Пионер виновато потупился.

- Что только? Говори, паря. Не стесняйся.

- Сдал я вас, мужчина, вот что. Вы мне понравились, но я давал клятву. Извините.

- Как сдал? - не понял Иван.

- Как шпиона. Вон тому дяденьке менту.

Иван посмотрел в указанном направлении и увидел, как к ним неторопливо приближается ефрейтор патрульно-постовой службы.

Мент подошел и, кивнув на Ивана, спросил Пионера:

- Этот что ли?

- Этот, этот, - радостно и, показалось Ивану, подобострастно закивал Пионер.
Иван хотел, было, объясниться, но мент жестом остановил его и сказал:

- Стой и молчи, пока не спросят.

Иван, несмотря на предупреждение, вновь сделал попытку открыть рот. Тогда мент погрозил ему дубинкой и уже сквозь зубы процедил:

- Молчи, дурак, не то хуже будет. А ты, мальчик, - ласково обратился он к Пионеру, - рассказывай.

И Пионер затараторил:

- Ага. Иду я, значит. А он тут, на углу стоит. По сторонам озирается. И, что подозрительно, в лаптях. Видите, он до сих пор в лаптях. Что я вам говорил? Точно шпион. Наши в лаптях не ходят. Я его на всякий случай протестировал. Он абсолютно не ориентируется в нашей жизни. Его, наверное, недавно забросили. По всему видать, что свеженький. Не понимает, как можно 373 - мя граммами хлеба в день накормить семью, скотину, а остальное выбросить на свалку. Пропаганду вел. Говорил, что в Кремле одни безмозглые скоты, а у бога есть какой-то партийный дух. И меня духом обзывал. Может, он афганец? Чему их там учат? Пытался меня завербовать. Обещал накормить маслом, икрой и балыком. Вон в той библиотеке у него явка. Он через меня проверил, не провалена ли она. Предложил мне сбегать и узнать про балык. Я сразу догадался, что это пароль. Но вида не подал. Побежал проверить. Спросил библиотекаршу. Она будто ждала. Сразу, без запинки ответила, что балык - это соленая и прокопченная хребтовая часть красной рыбы. И заулыбалась, заоблизывалась. А сама вся такая старая, сморщенная старушенция. Белогвардейка, не иначе. Кто в наше время знает, что такое балык? Вот вы, дяденька мент, знаете?

Мент с безучастным выражением лица выслушал пионерский бред. Вопрос пионера он проигнорировал. Затем, покосившись на лапти Ивана, вынул из-за пазухи рацию и стал вызывать какую-то Мурку, называя себя Мусором у Пня.
 
Как из-под земли вырос ментовоз. Из него вышел капитан, подошел к троице и устало спросил, глядя в никуда:

- Что? Еще один?

- Так точно, - ответил мент-ефрейтор.

- За сегодняшний день 12-й. Этот, чей будет? Танзанийский или малазийский? Рожей как будто на рыбинского с ярославской электрички смахивает.

- Ребята, вы что? Свой я, - вставил-таки слово Иван.

- Молчи, придурок, как бы чего хуже не вышло, - бесстрастным голосом отреагировал капитан на реплику Ивана. - Эй, сынок, - позвал он пионера. - У вас в отряде кто пионервожатой будет? Случаем не Маруся Мусорова?

- Она самая, - с гордостью ответил Пионер.

- Понял, - капитан вздохнул. - Ну что ж, сынок, поехали. Она тебя ждет. Почти весь отряд уже в сборе. Тебя не хватает да Кольки. Да Танька где-то еще бегает, с.… Идем, - и капитан пошел к машине.

- А шпион как же? - озаботился Пионер.

- Идем, идем, сынок. Ты не волнуйся. Никуда твой шпион не денется. За ним ефрейтор Сидоров присмотрит. Все сделает, как надо. Обезвредит по полной форме. Ему не впервой. А ты со мной поедешь. Давай, сюда. Нечего время терять. И у тебя, и у меня - дел по горло.

Капитан подождал, пока Пионер забрался в УАЗик, сел сам, и ментовский воронок, коротко реванув сиреной, умчался.

Иван и ефрейтор Сидоров остались стоять на тротуаре. И тут произошло нечто непостижимое. Мент, не сказав ни слова, направился к пивному ларьку. Иван завороженно смотрел в его удаляющуюся, раскачивающуюся из стороны в сторону широкую спину. Очнувшись, Иван догнал ефрейтора и осторожно спросил:

- Товарищ милиционер, разрешите обратиться?

- Валяй, - не останавливаясь и не глядя на Ивана, буркнул мент.

- Я свободен?

- Да. Пока. Пока да.

- А там, на углу, что это было?

- А… У них пионервожатая того. Шпиономанка. Все пионеры по всему городу выискивают для нее шпионов. Идиоты. Поначалу вся ФСБ на уши встала. Первых шпионов раскрутили по полной программе. Они, конечно, сразу во всем признались… Тебя как зовут? - Мент остановился возле ларечного окошка.

- Иван.

- А меня Адольф. Я из поволжских немцев. Выпей, Иван, пива и все забудь, - предложил мент.

- Да я …

- Пей, угощаю, - Адольф взял пару кружек, и они отошли к стойке, выпили. - Ну вот. Потом заподозрили неладное. Это после того, как родной внучок свою 83-х летнюю бабушку представил шпионкой Зимбабве. Через него, младого патриотика, и вышли на Маруську Мусорову. Оказалось, что она с прошлой весны в розыске. Сбежала с Канатчиковой дачи. А в нашем городе устроилась пионервожатой сразу во все школы. И это притом, что ей самой в обед сто лет. А кто сейчас в школах работает, если не платят? Ну, как пиво?

- Отлично, - кивнул Иван.

- Для меня здесь без обмана,- улыбнулся Адольф и продолжил. - А еще оказалось, что эта бабушка Маруся и не Маруся вовсе, а Мэри Бэр. Бывшая надзирательница концлагеря, а затем начальница одного из женских лагерей ГУЛАГа. Такие, брат, дела. А ведь целых полгода никому в городе не казалось странным, что в школах все пионерские дружины вдруг стали имени Павлика Морозова. Первым шпионом знаешь, кого объявили? Мэра города. Потом забрали прокурора. А третьим - главврача психбольницы. И что интересно, они до сих пор сидят в ФСБ. Говорят, от них ниточки в Кремль тянутся, а оттуда - в Белый Дом. Пей, Иван, радуйся!

- Чему? - удивился Иван.

- Тому, что повезло.

- Не понял, - Иван как-то никак не мог догнать, чему тут радоваться, и в чем, собственно, повезло именно ему.

- Вот дурак. Да окажись ты в числе первых, тоже во всем признался бы. Вот я и говорю: повезло тебе, парень, радуйся!..

- А.., тогда понятно.

Они допили пиво. Помолчали. Иван собрался, было, идти, как тут скучающий и уже далеко не трезвый взгляд мента упал на лапти Ивана. Упал и задержался на них. Что-то в голове Адольфа произошло, и он, с трудом оторвав взгляд от лаптей, перекинул его на Ванькино лицо. По спине Ивана поползли мурашки. Мент смотрел на него знакомым пионерским взглядом.

- Спасибо, Адольф. Ну, я пошел? Да? - робко спросил Иван.

- Нет, погоди. А чего ты, в самом деле, в лаптях? В нашем городе никто в лаптях не ходит. И в стране пока тоже. Я тебя, Иван, что-то не помню. Ты где живешь? У тебя паспорт есть? - ментовский взгляд становился все жестче, а голос все тверже.

- Адольф, дружище, - как можно радостно и громко заговорил Иван, - ты что? Забыл? Это ж я, Ванька из страны Советов!..

- Из какой страны? Из Советов? Депутат? А, вспомнил. Я тоже из нее, - взгляд Адольфа потеплел, голос смягчился, и он доверительно сообщил Ивану, - Они мне, торгаши эти, что-то в пиво подливают. Две кружки, - и я с копыт. Ладно, Иван, моя смена кончилась. Домой, домой, домой. Тебе опять повезло. Я тебя отпускаю. Иди.

Мент отвернулся от Ивана и начал маятникообразно удаляться. Иван, как ошпаренный, отскочил от ларька и быстро-быстро потопал в одну из сторон света.


Рецензии