Чиновничья приватизация

Петербург стал одним из первых городов в стране, где власти решили провести эксперимент: передать государственные аптеки в частные руки. О нерентабельности чиновничьего управления говорили все. Но непонятна была, в первую очередь, сама схема вливания частного капитала в государственный фармацевтический бизнес.

Давид Мелик-Гусейнов, фармэксперт, руководитель департамента маркетинговых исследований:
- Однозначно, государство не будет сначала избавляться от этих активов полностью. Возможно, что к участию в этих проектах будет допущен коммерческий интерес, и я думаю, что первые ласточки появятся в Спб, Москве и других крупных городах.

Первые ласточки уже появились. Четыре аптечных ГУПа второй столицы будут продадут в текущем году. Однако приватизация осложнена скандалом между Антимонопольной службой и властями Смольного. Сегодня чиновники настаивают: несмотря на нарушения, которые нашли антимонопольщики, аптечный ГУП будет выставлен на торги.
 
Государственные аптечные унитарные предприятия второй столицы будут приватизированы к осени текущего года. Основная причина – нерентабельность. “За” - чиновники и бизнесмены. Против – сотрудники Антимонопольной службы. По их мнению, если государственных предприятий на рынке не останется, то выяснить насколько эффективно частное управление будет невозможно. Кроме того, городские власти, как считают борцы с монополиями, допустили ещё несколько нарушений законодательства.

Мария Кондратенко, нач.отдела пресечения монополистской деятельности УФАС по Северо-Западу:
- Были созданы такие условия, когда прекращена была деятельность этих трёх ГУПов. Прекращена в результате совместных действий и КУГИ, и Комздрава. Председатель Комитета пишет письмо в КУГИ: прошу изъять имущество, которое находится в ведении трёх ГУПов и передать его ГУПу N 1.

Таким образом, четыре маленьких ГУПа объединили в один большой, из ста аптек. Именно его власти Петербурга и внесли в список приватизации на 2008 год. Примерная стоимость активов гос-аптек — $12 млн. По мнению сотрудников антимонопольной службы, слияние унитарных предприятий по сути – незаконно. Но городская администрация с местным управлением ФАС не согласилась. В итоге, правду решили искать в суде. Выиграл Смольный. Аптеки будут проданы, скорее всего местному покупателю.

Давид Мелик-Гусейнов, фармэксперт, руководитель департамента маркетинговых исследований:
- Скорее всего, это крупные аптечные сети, федерального масштаба. Я не думаю, что этим активом заинтересуется иностранный покупатель – они всё-тиак больше присматриваются к коммерческой фармацевтической рознице

Государственные аптеки занимали на рынке социальную нишу. Они производили порошки и капли по рецептам врачей – а также продавали препараты, имеющие в своем составе наркотические вещества. Ни тем, ни другим частному бизнесу заниматься невыгодно. Для того, чтобы реализовывать те же наркосодержащие средства, нужны специальные лицензии и особые условия хранения. Средние затраты на одну точку не меньше 20—30 тысяч долларов. А изготовленные в аптеке лекарства стоят дешёво, и прибыль от них невелика.

Евгений Богданов, генеральный директор аптечной сети:
- Отпуск лекарств в категории low не убыточен, но и не прибылен. Он не позволяет инвестировать средства в развитие предприятия. Или госуларство должно датировать развитие аптек, или эти аптеки должны заниматься the low и работать на открытом рынке фармацевтики.

Производство лекарств сохраняют только некоторые аптечные сети – и то, как социальный элемент бизнеса. Многие сетевики давно от него отказались. 80% выручки обычные аптеки делают за счёт реализации готовых препаратов. И если ГУП будет приватизирован частным инвестором, то заставить его заниматься невыгодным делом практически невозможно.

Мария Кондратенко, нач.отдела пресечения монополистской деятельности УФАС по Северо-Западу:
- Очень сложно понять, какие цели преследовали органы власти, приватизируя отдельные ГУПы и запрещая приватизацию иных каких-то аптечных комплексов. Совершенно однозначно ясно, что частный бизнес не будет заниматься оказанием заведомо убыточных для них услуг.

По мнению независимых экспертов, сохранить социальный элемент бизнеса после приватизации городских аптек возможно – в случае, если государство будет выделять на него дотации. Игроки петербургского рынка, в свою очередь, готовы участвовать в приватизации ГУПаN 1. Однако приобрести сто аптек одновременно пока что никто не готов. Одних не устраивают размеры помещений, других – расположение, но главный фактор – объём инвестиций.

Евгений Богданов, генеральный директор аптечной сети:
- Реальные инвестиции в течение первого года после приватизации будут составлять не меньше 10—20 млн долларов, чтобы их реконструировать, увеличить торговые залы, улучшить финансовые показатели деятельности. Не меньше.

Продать 100-аптечный ГУП одним лотом — по мнению ряда экспертов– вряд ли удастся. Ну а если он будет раздроблен, то появление новых игроков на аптечном рынке Петербурга расстановку сил существенно не изменит, - считают фармэксперты. Появится ли в итоге во Второй столице новая грозная аптечная сила и сохранятся ли трёхкопеечные капли на прилавках – станет ясно уже этой осенью.


Рецензии