Между Хрустальным черепом и Фетровой шляпой

Четвертое пришествие Индианы Джонса, иконы восьмидесятых, случилось.

Спилберг и Лукас хитро закольцевали всю историю. В 1989 году вышел третий фильм - «Индиана Джонс и Последний крестовый поход». Там события происходили в 1938 году, в преддверии Второй мировой войны. Сейчас – 2008-й. По фильму – 1957-й. Тогда Джонс сражался против фашистов, теперь – коммунистов. И время в фильме, и время реальное разделяют те же девятнадцать лет. К чему бы это? В чем магия цифры «19»?

На этот раз неутомимый археолог и искатель приключений орудует против коварных русских – сначала среди песков Невады, где расположен ядерный полигон, а потом – в джунглях Южной Америки. Аки древний крылатый змий, Инди переносится из эпицентра атомного взрыва, который он перенес сравнительно безболезненно в крепком свинцовом холодильнике, в эпицентр вселенской мудрости и хранилище артефактов, расположенный рядом с пустыней Наска, - а где же еще размещать всю эту бутафорию? Ведь именно в Наска сохранились отпечатки очень похожих змиев.

Несмотря на прошедшие на экране и в жизни долгие девятнадцать лет, профессор Джонс – он же Харрисон Форд – передвигается крайне стремительно, наводя на мысль, что эти годы он провел никак не в багажнике машины, откуда его вместе со шляпой извлекают супостаты из КГБ, а с пользой для дела, может быть даже, в секретном церэушном центре по подготовке стариков-антикоммунистов. Хотя сцена со змеей, получившей кодовое имя «Коряга» и командированной спасать Индиану из трясины, убеждает нас, что он – все-таки человек, и ничто человеческое ему не чуждо.

Символ происходящей на экране сумятицы – некий продолговатый хрустальный объект - череп Акатора – шедевр реквизиторов картины. Его следует, понятное дело, вернуть на штатное место, то есть водрузить обратно на обезглавленный скелет несчастного инопланетянина. С чего это вдруг черепушку обязательно надо вернуть, хотя до этого она преспокойно лежала десять лет на военном складе и никого не трогала – непонятно ни в начале фильма, ни в его конце.

Еще один колоритный персонаж, помимо неувядающего главного героя - это полковник Советской армии, любимица Сталина (правда, к этому моменту уже как четыре года преспокойно лежащего в гробу на Красной площади), видный ученый-парапсихолог Ирина Шпалько в исполнении Кейт Бланшет. Ее красноармейскому прикиду – кавалерийским сапогам, сабле, галифе, ремню с бляхой и стильному каре – не хватает только буденовки и длинной сигареты, дабы образ демонической комиссарши-кокаинистки стал завершенным. Чего ради полковник Шпалько бегает весь фильм, размахивая театральной саблей, известно только демиургам Спилбергу и Лукасу, заправляющим всем этим цирком.

По-видимому, это как-то помогает выведать секреты несчастной хрустальной черепушки, с которой герои носятся, как с писаной торбой. Коммунисты хотят – кто б сомневался! - использовать ее на благо мирового пролетариата. Эта идея почему-то не устраивает Индиану Джонса, и он всю дорогу пытается помешать осуществиться этой вековой мечте.

В какой-то момент за черепушку становится страшно. Сначала ее прямо из гроба выковыривают красные, покосив предварительно кучу народа, потом она попадает в руки безумного Окса, что характерно – старого друга Индианы, наконец, в финале она триумфально водружается на длинный позвоночник элиена, знаменуя собой страшную кончину полковника Шпалько, вознамерившейся узнать все тайны мира. Оная кончина полковника Шпалько олицетворяет собой, по-видимому, перспективный закат мирового коммунизма.

Еще в фильме есть некий юноша из пятидесятых, на мотоцикле и с расческой – со странным, нечеловеческим именем Пес, по совместительству, как выясняется, сын профессора Джонса. С момента встречи они начинают действовать сообща, как два копа как в японских полицейских сериалах - старший и младший, семпай и кохай.

Им помогает их родственница Мэрион, старая любовь Индианы и, натурально, мамаша Пса. Ее помощь главным образом заключается в экстремальном вождении авто по сильно пересеченной местности, а также в наставлениях сыну, когда он фехтует с мадам Шпалько – еще живой на тот момент - стоя в полный рост на джипе, несущемся сквозь джунгли.

В общем, логики данный киноопус лишен начисто, достаточно вспомнить, как Индиана Джонс во все глаза смотрит на ядерный гриб над Невадой - и ему хоть бы хны! Напоминает аналогичную сцену из фильма «Правдивая ложь».

В финале все как положено: good guys побеждают bad guys, древний артефакт водружен обратно, в соответствии с пожеланием бесноватого Окса, а вековая пролетарская мечта зарублена на корню. Все хорошо и они даже поженились - Инди и Мэрион. Исправили ошибки молодости, так сказать. Даже старина Окс выздоровел к свадьбе.

Если кому-то обидно за русских, выставленных в фильме клиническими идиотами, не обижайтесь. Америка настрадалась от коммунистов за время холодной войны, а вы ведь, надеюсь, не коммунисты?

Единственный бесспорный элемент в фильме – это легендарный Stetson Индианы. Его верная фетровая шляпа. В самом конце, уже после свадьбы, она чуть было не попадает на голову отпрыска, но Индиана вовремя подсуетился и нахлобучил ее себе обратно, дав понять, что есть еще порох в пороховницах и пятая серия эпопеи, которая будет называться «Индиана Джонс и украденная шляпа» - не за горами.

Вот только кто на сей раз будет плохими парнями - похитителями шляпы – пока неизвестно.


Рецензии