Фотосессия

Задействованы персонажи:
Фотограф. Парень лет 25-ти. Худощавый, с отрешенным, но цепким взглядом профессионала. Одет скорее ради удобства, нежели согласно моде. Не расстается с рюкзаком, что имеется у любого профессионального фотографа. Что внутри рюкзака – неизвестно. При появлении на сцене в руках у Фотографа объемная сумка с осветительными приборами.
Рассказчик. Монологи этого персонажа произносит Фотограф. Возможно, в этот момент свет на сцене гаснет, действие замирает, освещённым остается только Рассказчик.
Женщина. В возрасте примерно слегка 35-40 лет. В начале пьесы на ней вечернее платье с глубоким наполненным декольте. Однако большую часть времени проводит в халате на голое тело. Манерно стервозна. Неуравновешенна. Двигается и разговаривает эмоционально. Замужем за Мужчиной.
Мужчина. Примерно 40-ка лет. Полноват, лысоват. Одет как коммерсант согласно времени. Отчетливо меланхоличен. Женат на Женщине.
Время действия: конец 90-х
Место: Тверь, комната квартиры (дома), где живут Мужчина и Женщина.

INTRO
По ходу пьесы встретится достаточно большое количество текста, который телевизионщики окрестили бы закадровым.
Текст этот – лишь попытка донести свое видение действий персонажей и способ облегчить чтение тем, кто не желает напрягать фантазию для доработки деталей.
Деление пьесы на сцены условно и носит исключительно технический характер. К ходу действия и прочтению отношения не имеют.
В Твери Морозовские казармы называют в народе Парижем. Связано это с особенностями архитектуры.
((Текст в двойных скобках можно смело пропускать. А можно и читать.))

DIXI

Вы говорите, великий человек? Я всё вижу только актёра, разыгрывающего свой собственный идеал.
Ф. В. Ницше
"По ту сторону добра и зла", 1886
стих 97


сцена 1. Знакомство

Комната, о которой упоминалось тремя десятками строк ранее. Кроме всех положенных в приличном доме предметов мебели, присутствуют маленький стол, на котором стоит открытая бутылка виски и два стакана, один из них наполнен, два кресла, большое зеркало. Негромко звучит музыка.
Женщина, отпив из наполненного стакана и оставив на его грани след губной помады, встает перед зеркалом и, рассматривая свое отражение, принимает, как ей кажется, эффектные позы, ничего нового, уровень третьесортного журнальчика, все избито и давно всеми опробовано.
Раздается бренчанье звонка.

       Женщина, не спеша пригубив спиртное, проверяет уложенность прически, занимает очередную "эффектную позу": Входите, открыто.
Входит Фотограф.
       Фотограф: Доброго вечера.
       Женщина: Здрасьте.
       Фотограф: Я договаривался по поводу съемок сегодня…
       Женщина: Я жду…
       Фотограф: Вот, я пришел.
Женщина откровенно разглядывает Фотографа. Он ниже нее по положению и сейчас просто новая забавная игрушка. Фотографа это занимает мало. Его взгляд блуждает по комнате и Женщине, не останавливаясь ни на чем конкретно.
       Женщина подходит к столу, вновь немного отпивает. Якобы спохватившись: Виски?
       Фотограф: Нет, спасибо. Я же на работе. Может быть, позже.
Женщина одобряюще кивает головой.
       Фотограф: Так как на счет съемок?
       Женщина: Ах, да, да… Я хочу заказать несколько снимков.
       Фотограф: Замечательно.
       Женщина, изображая скромность: Возможно, это покажется странным… Есть один момент… Нюанс, так сказать… Я…я хочу не простые фотографии. Понимаешь, о чем я?
       Фотограф: Ню, что ли?
       Женщина, пытаясь одновременно заметно покраснеть, вместе с тем некой злой развязностью в голосе: Не нюкай, не распрягал! (Спохватившись.) Да, меня интересуют снимки обнаженной натуры.
       Фотограф: Вы на это намекали, когда в телефонном разговоре ввернули про "особые фотографии"?
       Женщина: Ты замечательно удивительно догадлив! Словно можно было предположить что-то иное!
       Фотограф: Вы даже не догадываетесь, (Фотограф подходит несколько шагов к Женщине, осматривает ее как объект съемки.) какое иное можно было предположить… Меня ввела в заблуждение Ваша довольно явная откровенность по телефону, а сейчас Вы, кажется, смущаетесь.
       Фотограф продолжает осмотр тела. Задумчиво Он иногда склонял голову то к одному, то к другому плечу, иногда отходит в сторону, чтобы увидеть Женщину сбоку:
Так чья обнаженная натура нужна? Ваша? Или просите за кого?
       Женщина: Наша, наша. Чья же еще?
       Фотограф: Хорошо выглядите.
       Женщина: Для своих лет!
       Фотограф: Просто хорошо.
       Женщина, изобразив на лице страдание, смешанное с удовлетворением и гордостью. Картинно взмахнув руками и глубоко вздохнув: Ну, а как же иначе?
       (( Фотограф: А если они настоящие (Указывая в область женской груди.), то еще и дорого.
       Женщина, с гордостью прикоснувшись к грудям: Разумеется, настоящие! Свои. Родные. (С философским вздохом, деланно сокрушаясь.) Натуральность сейчас редка… Поэтому дорого стоит.
       Фотограф: Я о камнях в колье.
       Женщина: Ах, о них…Они тоже настоящие.))
       Фотограф, сделав еще шаг назад, продолжая разглядывать Женщину, думая о своем, почти бормочет: Впрочем… почему бы и нет?
       Женщина: Что-то я не услышала в голосе уверенности! Я в модели не гожусь? (Подходит к зеркалу. Осматривает себя. С подозрением.) Или уже не гожусь?
       Фотограф: Вы напрасно относитесь к себе с таким сомнением. Я буду рад с Вами поработать. А что касается профпригодности, то смею Вас заверить – моделью может быть каждый. Все зависит лишь от фотографа.
       Женщина, несколько оскорбившись: Прямо-таки все?
       Фотограф: Абсолютно.
       Женщина: Даже кривые-косые-убогие?
       Фотограф: А чем они хуже? Кроме того, особенности внешности очень важны – они позволяют получить действительно уникальные снимки. Основная сложность в том, как сам человек относится к этим особенностям и насколько сильно он хочет походить на усредненный образ красивого человека из своей головы.
       Женщина: Возможно, но если б у меня были коротенькие кривые ножки (Демонстрирует обратное.), то я бы едва стала выставлять их на показ.
       Фотограф, осматривая непродолжительное время ноги Женщины. Взгляд его столь же эмоционален, как при осмотре обычных геометрических фигур: Коротенькие, как Вы отметили, кривые ножки – не более чем дисгармония, нарушение идеальных пропорций тела. Но в каждой культуре свое представление об идеале. Вот Вы бы, например, никогда бы не стали красавицей в Японии. Но в Европе – да… Вообще все это слишком субъективно. А в каждом конкретном случае я создаю образ, который подходит к общему, моему и модели, пониманию красоты. Я нахожу и выделяю на снимке лучшее, то же, в чем сомневается модель – она в итоге не видит. Кроме того, этот образ в полной мере выхватывает и индивидуальные особенности. Причем так, что зритель им даже начинает завидовать.
       Женщина: Что, по-твоему, я стану завидовать женщине с фигурой хуже, чем у меня? Ты сейчас ересь несешь!
       Фотограф: Не женщине, а ее образу на снимке.
       Женщина: Получается, женщина отдельно, а фотография – отдельно, потому что это не женщина, а ее образ?
       Фотограф: Примерно так.
       Женщина: Дурдом. Фотография – она и есть фотография. Может быть плохой, может хорошей. Но зачем огород-то городить?
       Фотограф продолжает осматривать Женщину, обходит её с разных сторон. Иногда подходит ближе и поправляет волосы, положение плеч и головы. Кажется, он больше занят изучением Женщины как модели, нежели разговором. Женщина подчиняется действиям Фотографа с явным недоумением: Вы не совсем правы. Мы же сейчас говорим о профессиональной фотографии. Но, если вдуматься, даже на снимке любителя лишь образы людей. Да, это черты их лиц, их фигуры, одежда. Но никто из этих людей не ходит по улицам, широко улыбаясь и выпятив грудь. На снимке образы веселых счастливых людей, коими в жизни они могут и не быть.
Женщина видимо раздумывая: Я об этом не задумывалась… (После небольшой паузы, занятой мыслительным процессом.) Идиотизм. Чистой воды. Полнейший. А что, человека таким, какой он есть, сфотографировать нельзя? И прекрати, наконец, меня вертеть туда-сюда!
       Фотограф отходит в сторону: Можно, конечно. Когда человек не знает о фотографе или же он сосредоточен на чем-то другом. Например, сосредоточено его лицо в тарелке с салатом – полная документальность. Или спортсмены, когда полностью поглощены установлением рекорда. Но это не художественная съемка. А именно ею мы и будем сегодня заниматься. Я доступно изложил?
       Женщина: Можешь не сомневаться.
       Фотограф: Сегодня я… Нет, сегодня мы попытаемся сделать Ваш образ. Точнее, мы его сегодня найдем.
       Женщина: А, наверное, куда-то закатился? (Заглядывая под кресло, за стол.) Образ, образ! Ты где? Вот негодный образ! (Повернувшись к Фотографу, продолжает с довольным видом.) Шучу, шучу. Хорошо. Но я хочу выглядеть, как и в жизни – хорошо.
       Фотограф: А как – как в жизни? Мы ведь и в жизни создаем вокруг себя образ. Тот, который устраивает и нас самих, и наше окружение. И ему верят. А почему – нет? А потом можно заметить интересную закономерность: сначала человек выдумывает образ, а после, образ диктует человека.
       Женщина некоторое время внимательно изучает Фотографа: Хватит. Все достаточно. Я об образах уже все поняла. Мы фотографироваться начнем? Или так и будем языком чесать?
       Фотограф: Конечно, давайте начнем. Фотосессию. Но прежде хотелось бы обсудить некоторые детали.
       Женщина: Тебе не кажется, что мы слишком уж много разговариваем?.. Ну, ладно, выкладывай свои детали.
       Фотограф: Для хорошего результата необходимо полнейшее Ваше доверие. И понимание, что плохого ничего я не сделаю. Вы знакомы с моими работами?
       Женщина: Потому и обратилась. Но если б я знала, что все так долго, я бы, наверное, пересмотрела свое решение.
       Фотограф: И все же спасибо за лестную оценку моего творчества.
Женщина наклоняется в ироничном реверансе.
       Фотограф: Зная мой стиль, Вы можете предположить конечный итог. И все же главное – доверие. Внимательно слушайте меня и четко выполняйте все мои указания.
       Женщина: Прямо-таки и все?!
       Фотограф: Ничего, за что я буду достоин наказания, не произойдет.
       Женщина: Вот ты меня успокоил! Спасибо тебе! Наказания! (Хмыкнув.) Как думаешь, если что-то пойдет не так, что тебя ждёт? (Проникновенно, советливо.) Не заблуждайся, будь разумен.
       Фотограф: Вы согласны?
       Женщина: Ну, давай попробуем. Командуй!
       Фотограф: И не спросите даже, что получится?
       Женщина: Но мы же договорились, что я тебе доверяю.
       Фотограф: Иронизируете… Что ж, это тоже неплохо. Да, мои услуги стоят не дешево.
       Женщина, пренебрежительно фыркнув: Цена меня не интересует.
       Фотограф: Это я понял по украшениям и одежде.
       Женщина, повернувшись к зеркалу, гордо и хвастливо: Франция. Настоящая. А не то, что местный ширпотреб, пошитый где-то в недрах Морозовских казарм. Хотя, в своем роде, тоже сделано в Париже.
       Фотограф: Да, качество во всем важно. Поэтому при работе с моделью я и пытаюсь снять не просто обнаженную грудь – это мало кого интересует. С художественной точки зрения, конечно. (Женщина стоит спиной к Фотографу, поэтому он обращается не к Женщине, а к её отражению). В то же время я не запихиваю пятую точку модели в кадку с фикусом или лучше сразу с кактусом, чтобы после возопить о своей оригинальность и чертовском таланте. Для меня главное – естественность ситуаций и вместе с тем загадочность и легкая неправдоподобность образа. Мне важно на снимке рассказать историю женщины. И сделать это так, чтобы зритель сумел ее почувствовать.
       Женщина, отвлекаясь от зеркала, удивленно: Женщину?!
       Фотограф: Историю.
       Женщина: Историю женщины… Так это уже биография получается. В картинках. Фотокомикс. Ты какую историю показать хочешь?
       Фотограф: Не показать, а заставить зрителя почувствовать. Детали и подробности он сам придумает. Я видел достаточно снимков, на которых парень, уговорив свою подружку, раздевая, уродует в ней женщину. Чувственности в этих, как говорят «фотках» не более, чем в портрете из паспорта!
       Женщина, жестом приглашает Фотографа присесть в кресло. Сама усаживается в свободное. Их разделяет стол, появляется симметрия: По-твоему фотография из паспорта и фотография голого зада – одинаковы?!
       Фотограф: Вы абсолютно правы.
       Женщина: Представляю: на таможне люди паспорта протягивают, а таможенники им: «Снимите очки… Снимите шапку… Задерите юбку…» А сам фотографию из паспорта с оригиналом сравнивает (привстав с кресла, демонстрирует, после садится обратно).
       Фотограф: Я не в этом смысле.
       Женщина: Да я поняла. Не дергайся.
       Фотограф: Я и не дергаюсь. В конце концов, это Вам больше нужно.
       Женщина: Мне?! Серьезно? А деньги тебя не интересуют?
       Фотограф: Интересуют, конечно. Но деньги деньгами. Деньги-то не стареют…
       Женщина, несколько ошарашенная таким утверждением, встаёт, подходит ближе к Фотографу, нависает над ним: Сволочь ты.
       Фотограф: Не бо?льшая, чем каждый из нас.
       Женщина, после задумчивой паузы: Ты специально про старость сказал?
       Фотограф: Нет, просто к слову пришлось. Теперь от съемок отказаться будет сложно. Не так ли?
       Женщина: Сволочь ты.
       Фотограф: Конечно, возможно и так. Но зато талантливая.
       Женщина: И скромная. Мы когда сниматься-то начнем? Сколько времени на разговоры потратили… (Возвращается к своему креслу.)
       Фотограф: Так фотосессия уже началась. Как только я вошел, как только разговор завязался. Или Вы решили, что это мое хобби – вести околофилософские разговоры с малознакомыми людьми? Подумайте: не могу же я с порога крикнуть Вам: «Раздевайтесь», пару раз стыдливо щелкнуть камерой и убежать. (Поднимается.) Из этого ничего толкового не получится. В итоге и Вы недовольны, и моя репутация… (Фотограф характерным жестом разводит руки в стороны.) Так что мы с Вами уже давно работаем. Должен же я Вас узнать…
       Рассказчик: Мне сложно понять и объяснить тот момент, когда я вижу фотографию, начинаю ее ощущать. Еще до, собственно, знакомства с моделью. Первое впечатление, первое ощущение. Ее взгляд, движения, походка, жесты объединяются где-то в единую слаженную картину. Эту картину я осознаю не разумом, а нутром. И она уже тогда готовый снимок, истинный портрет человека.
Эту женщину я вижу дорогим призом. Она – трофей, который нельзя завоевать, но допустимо лишь купить. Отчего так? Какие причины скрывает этот образ? Не знаю. Да, и никогда не хотел бы узнать.
На снимке она беззастенчива, открыта взгляду, призывна, маняща. Она красива настолько, что хочется до бесконечности всматриваться, всматриваться, всматриваться в ее лицо, тело; и внезапно понимаешь: ты боишься этой женщины. И обладание ею – схватка с собственным страхом, с переживанием трусости, сомнения.
Она не цель – она средство. Она вызов.
И именно поэтому возбуждает интерес непреодолимый, влекущий. Только, отыскав в себе силы добиться этой женщины, мужчина может доказать себе, что он действительно мужчина. И при этом ни мужественность, ни подвиги, ни сила ей не интересны. Но деньги… Ах! Она не так уж и проста. И кроме денег необходимо что-то еще. Нечто такое, когда мужчина признает величие этой женщины. Когда он сам, добровольно, дойдет до стадии коленопреклонения, когда перестанет уже уважать себя. Но она не позволит этому свершиться. Зачем ей рядом слабый человек? Но не пав перед ней ниц, физически, тот мужчина внутри уже готов сделать это. Она - царица, он – подданный.
Об этом никогда не станут говорить они. Но знать будут. Это игра: она на вершине, но он сохранил достоинство.
Забавно, что добытый тобою трофей в любой момент смогут перекупить. И это будет честно. И это будет лишь фотография.
       Женщина: Я хочу быть Клеопатрой!
       Фотограф возвращается в кресло, удивлённо: В смысле на фотографии?
       Женщина: Да. На фотографии.
       Фотограф: Отчего так?
       Женщина: Неужели ты не знаешь история Клеопатры?
       Фотограф: Нет, не знаю.
       Женщина: И я не знаю. Но какова история!..
       Фотограф: Какова же?
       Женщина: Загадочна. Про нее никто ничего не знает.
       Фотограф: Понятно… (Фотограф встаёт, деловито.) У Вас халат есть?
       Женщина, недовольная, что ее сбили с лирического настроя: А сам-то ты как думаешь?
       Фотограф: Сам думаю, что есть. Вам сейчас нужно переодеться. От белья на теле остаются следы на коже. А они ни мне, ни Вам не нужны. Через некоторое время они исчезнут. Необходимо подождать.
       Женщина: Так мне раздеваться?
       Фотограф: Да. И наденьте халат.
       Женщина: Ой, неужели мы стесняемся?
       Фотограф: Идите переодеваться.
Женщина уходит.
       Женщина (из-за сцены): А у тебя хорошая работа.
       Фотограф выставляет необходимые для съемки фонари, проверяет их работу: Почему Вы так решили?
       Женщина: Тебе женщины платят за то, за что обычно расплачиваются мужчины.
       Фотограф: Не понял.
       Женщина: Все-таки мне хочется верить, что ты меньший идиот, чем пытаешься казаться. Мужики, как правило, платят, за то, чтобы поглазеть на обнаженную женщину. У тебя же все наоборот.
       Фотограф: Более того, у меня есть возможность, и даже право и необходимость этой обнаженной женщиной руководить.
       Женщина: Вот-вот.
       Фотограф: Но если следовать Вашей логике, то самые счастливые мужчины работают маммологами, гинекологами и массажистами. Они ведь еще и потрогать могут.
       Женщина: Хам!
       Фотограф: Не я эту тему начал! Ну, а в целом, во время съемки пропадает деление мужчина-женщина. Когда работаешь профессионально – важен результат. Воспринимать фотографу модель как женщину, а модели фотографа мужчиной – прямая дорога к неудаче. На съемочной площадке нет места эротичности. Она появится лишь на снимках.
       Женщина, переодевшись в халат, выходит на сцену. ((Подойдя к фотографу, обнимает его, прижимаясь всем телом.
Фотограф, невозмутимо: Мадам, с такого расстояния я смогу сделать снимок разве что Вашего глаза.
Женщина: Ну и что? У меня красивые глаза.
Фотограф: Или прыща на лбу.
Женщина отбегает к зеркалу: Где? Где?
Фотограф: Не беспокойтесь, у Вас на редкость гладкая кожа. Но теперь-то Вы пришли в себя и станете провоцировать меня на глупости.))
Женщина с оттенком флирта в голосе: Это означает, что заигрываний мне не ждать?
       Фотограф: И не мечтайте.
       Женщина, фыркнув, отходит от зеркала: Да и самой не хочется. Но, чисто по-женски, слегка досадно.
       Фотограф: Понимаю. Но я не могу, не в праве воспринимать модель…как объект вожделения. Такая вот откровенность за откровенность случилась.
       Женщина: Словно я тебя просила быть откровенным. Мог бы и соврать.
       Фотограф: Зачем?
       Женщина: Просто так. Хочется.
Пауза.

Сцена 2. Начало конфликта

       Фотограф: Так, ладно. Пора бы уж и начать. Предлагаю обсудить будущие снимки.
       Женщина: О Клеопатре поговорим?
       Фотограф: Нет. От образа Клеопатры придется отказаться.
       Женщина: Что? Отказаться? Почему?
       Фотограф: Это не самая хорошая идея.
       Женщина, зло прищурившись и собравшись, словно для броска: Я не спрашиваю твоего мнения о моих идеях. Ты будешь делать то, что я говорю. Делать тогда и так, как я говорю. Ты меня понял?
       Фотограф, спокойно глядя в глаза Женщины: В таком случае я в этом не участвую.
       Женщина, возбуждённо: Мальчик, ты что, потерялся? Ты не сообразил где ты и кто ты? Или ты так свой норов показать решил? Не то место ты выбрал для этого. Я тебе плачу, я тебя наняла, и ты станешь делать все, о чем я говорю.
       Фотограф, разделяя предложения, отрывисто: Интересная у Вас точка зрения. Но ошибочная. Потому, что от Вас я не получил еще ни копейки. Эта съемка у меня не первая, такая ситуация для меня не нова. Потому я не брал аванс. Поэтому у меня нет никаких обязательств. Поэтому в любой момент я могу уйти отсюда с чистой совестью.
       Женщина: Да ты вообще представляешь, что я могу с тобой сделать? Тебя же в соседнем лесу на раз-два прикопают!
       Фотограф: Это пустая угроза. Кроме того, и в этом случае Вы останетесь без фотографий. И вообще, я уверен, что как жил важнее, чем как умер.
Женщина явно не ожидала отпора на свою нервозную тираду. Нервничая, она ходит взад-вперед по сцене.
       Фотограф: На этом, я полагаю, Фотосессию модно считать оконченной?
Женщина не отвечает. Еще какое-то время она не может справиться с гневом. Наконец, останавливается, взмахнув рукой.
       Женщина: Черт с тобой! Ладно, согласна! Что мне делать? Ну, давай, руководи!
       Фотограф: Ну, для начала, Вам нужно успокоиться.
       Женщина: Я спокойна!
       Фотограф: Да неужели?
       Женщина, подойдя к Фотографу, нарочито спокойным голосом: Ты можешь рассказать, как будут происходить съемки?
       Фотограф: Конечно, могу. Но прежде: то, что сейчас произошло, не повториться?
       Женщина: Нет, не повториться.
       Фотограф: Это хорошо. Это вселяет надежду уйти отсюда живым.
       Женщина: Прекрати!
       Фотограф согласно качает головой: Чтоб расставить все точки над «ё», я хочу вернуться к Клеопатре. Поняв, почему я против нее…точнее, против Клеопатры, я, конечно, ничего не имею…но вот попытка воссоздать что-то похожее на снимке…С технической точки зрения это не сложно. Но фотография – не чертеж, где важна точность. Фотография – это настроение, изливающееся наружу. Зритель должен видеть тревогу, любовь, страх, неуверенность, стыдливость, сомнения, страсть. А пытаться подсунуть снимок женщины в непонятной одежде и со странным макияжем… Это плохо. Это красивая картинка, но мертвая по духу.
       Женщина: Мертвая-мертвая. Неживая. А если ее оживить, то получиться кино.
       Фотограф: Кино – это лишь порождение фотографии, ее развитие, принципы не меняемы. А форма не столь важна.
       Рассказчик: Образ…
Именно его чертовски сложно всунуть в какую-либо форму. Заставить зрителя увидеть и понять то, что сам вкладываешь в снимок. И сделать это без насилия ни над зрителем, ни над моделью, ни над собой. (Указывает на Женщину). Она мне доверилась. Пусть пока выпускает когти, но уже верит. Она уже включилась в работу и в предвкушении результата. И теперь из нее реальной я сумею создать образ.
Нет!
Нет! Она не узнает себя на снимке. И пока об этом даже не догадывается. Иначе, испугавшись результата, наверняка бы отказалась от этой затеи.
Она увидит свое лицо, узнает тело. Она будет понимать, что это она, но никогда не сможет осознать это душой.
Она будет смотреть на снимок с мыслью: «Кем бы я могла стать, кем бы я могла быть, если бы…». И это «если бы» не перестанет трепать ее воображение долгие дни и ночи.
И зритель… Да, что там посторонний человек! Ее муж, успевший изучить ее вдоль и поперек, увидит знакомую, близкую, родную, возможно, даже любимую женщину, которую никогда не знал, не видел раньше и которую никогда не встретит.
И в этот момент, когда снимок займет свое место под стеклом рамки, (указывает на Женщину) она перестанет существовать в моей жизни. Останется только лишь образ, оживший по моей прихоти. Настоящая, живая она во всем будет хуже. Зато мне останется сотворенная мною женщина. И этого уже не избежать.
       Женщина: Что мне делать?
       Фотограф: Раздевайтесь.
       Женщина, поведя, словно от холода плечами: Как у врача в кабинете.

сцена 3. Первое явление Мужчины

Женщина подходит к краю сцены, становится спиной к зрительному залу. Фотограф включает яркий фонарь, бьющий светом в зал. Женщина развязывает поясок на халате, распахивает полы. Виден лишь ее силуэт на тонкой ткани халата. В этот момент на сцену входит Мужчина.

       Мужчина: А, вот ты меня правильно встречаешь! (Заметив присутствие Фотографа.) Ах, выходит этот праздник тела не для меня, и флаги полков развернуты не по мою честь!
       Мужчина садится в кресло, некоторое время спокойно смотрит на застывшую Женщину: Хватит уже, прикройся. Ничего нового я не увижу. Впрочем, то, что раньше видел, начинаю забывать. Спасибо, напомнила.
Женщина быстро запахивает халат, отходит в сторону.
Фотограф выключает фонарь.
       Мужчина: Ну, должна же ты понимать: это неприятно. Ведь специально звоню, предупреждаю, когда буду. А ты мне устраиваешь показательные выступления. Хоть какая-то мизерная часть от того, что раньше звалось совестью, у тебя осталось?
       Фотограф (Мужчине): Вы все не так поняли… Черт, глупая фраза. Ничего предосудительного не происходит. Мы только…
       Мужчина, спокойно, без эмоций: Да пошел ты! И на твоем месте я бы сделал это испуганно быстро и крайне молчаливо. И не надо ничего мне объяснять! Понял? (Мужчина берет со стола стакан. Заметив на нем следы помады, брезгливо практически бросает его обратно на стол. Наливает виски в чистый. Залпом выпивает.) Что за жизнь! Пашу с утра до ночи. А жена, в это время, перед каким-то сопляком крутит, всем, чем не должна. Устроили вы мне сюрприз! В холодильнике шаром покати, рубаху чистую с утра так и не нашел. Почему ты вдруг решила, что если не ешь после шести, то никто не должен? А в прачечную лень заехать? Тогда машина тебе зачем? Где домработница? Уволилась? Нет, она сбежала. И наплевать ей было на зарплату. Ты б хоть этого мальчонку заставила пыль протереть. Или тебе не до этого? Ах, мы же натура возвышенная, у нас целлюлит и морщины. Что может быть важней! А для кого? Для кого ты все это кремами смазываешь? Для меня? Не верю. Для него? (Кивает в сторону Фотографа.) Тоже нет. Тебе же интересна лишь ты сама!
       Женщина: Не нравлюсь – разводись!
       Мужчина: И половину фирмы тебе отдать?! (Сложив кукиш, сует его в лицо Женщины.) Нет! Ни за что! Никогда! Мне не денег жалко, а трудов своих. Ты же все развалишь, все уничтожишь! Причем, я еще и виноватым буду.
Фотограф (Женщине): Я так пошел, работы сегодня уже не получится?
       Мужчина (Фотографу): Ты еще здесь трешься? А вот это ошибка. По счету третья. Вторую ты допустил, когда с ней познакомился (указывает на Женщину), а первую – когда родился. Потому что жизнь у тебя вышла короткая и никчемная.
Мужчина медленно, словно изучая, подходит к Фотографу и неожиданно хватает его за горло, начинает душить. Фотограф, поначалу оторопев, в свою очередь, принимается душить Мужчину. Так, тяжело сопя, эта странная пара, пританцовывая, перемещается по сцене. Женщина спокойно за всем этим наблюдает. Неожиданно резко одернув руки, борющиеся расходятся. Мужчина возвращается в свое кресло. Берет со стола стакан. Убедившись, что это тот стакан, наливает в него виски. Выпивает.
       Мужчина (Женщине):Ты бы хоть вид сделала, что волнуешься. Не удобно как-то, гость все-таки, в доме.
       Женщина: Зачем? За-чем? Придушил бы ты этого пацана, тебя бы посадили. Все мое. Он бы тебя придушил, и в этом случае все мое. Так чего мне крыльями-то махать? Какой резон?
       Мужчина Фотографу с гордостью: Какова стерва, а? (Женщине.) Только о деньгах думаешь. О моих, заметь, деньгах!
       Женщина: Как будто ты думаешь о чем-то другом!
       Мужчина: А может и думаю! Я о тебе думаю!
       Женщина: Обо мне? (Фыркает.) Да тебе не я нужна, а только моя внешность! (Фотографу.) Ты не подумай, что он гигант какой-то. Нет! Я не для него должна хорошо выглядеть, а для его дружков. Он периодически меня им показывает, а те слюни пускают. Имидж. Образ крутого мужика.
       Мужчина: А какой от тебя еще прок? Кроме того, это часть бизнеса, это нужно. Это нормально!
       Женщина: Нормально?! Да ты со мной даже когда в постель ложишься, думаешь, где, кого и как кинуть. Это нормально?
       Мужчина: Да когда это было? Когда мы с тобой вместе в постель ложились? Я уже и не помню.
       Женщина Фотографу, голосом полным лживого трагизма: У меня ощущение, что в этом мире (пафосно обводит рукой сцену) кроме денег никому больше ничего не интересно. Деньги кругом. Везде! И мало того, что их нужно заработать как можно больше или украсть по возможности наглее (указывает на Мужчину) так еще и показать всем необходимо: смотри, какая у меня машина! Денег стоит. А дом каков! Есть деньги! А вот я в ресторане: сижу, ем какую-то тварь морскую, ну, и, что с того, что не вкусно, зато на цену посмотри – могу позволить. (Мужчине.) А вот на жену мою внимание обратите! Как считаете, такая красавица, почему возле моего волосатого брюха ходит и по лысине меня гладит? Думаете из-за страсти необузданной.
Мужчина проверяет наличие живота и лысины. С неподдельным изумлением, убеждается, что они есть.
       Мужчина расстроено и устало, обращаясь к Женщине с напором и энергично, а к Фотографу спокойным голосом: Ну, все, хватит, хватит на сегодня. Опять эти твои разговоры. Надоело! Если тебе что-то не нравится, так давай разбежимся, предлагал? Предлагал. Отступные хорошие давал? Хорошие. (Фотографу.) А ей, видишь ли, денег не надо. Ей полфирмы подавай. (Женщине.) Но это моя фирма! Моя! Ты хоть что-то сделала? Сама сделала? И зачем ты опять про эти деньги начала? Может, ты ими и не пользуешься? Может, стоит тебе их в руки взять, так они враз чистыми становятся? (Фотографу.) Не обращай внимания, она любит, особенно перед незнакомыми, поразглагольствовать на тему, что деньги – зло. Ты это не первый слушаешь. Мне кажется, оставшись одна, эту речь она перед зеркалом репетирует. (Женщине.) Но почему ты никогда не признаешь, что без денег тебе страшно остаться? (Фотографу.) И набивает, набивает шкафы! Тряпья разного Эвересты! (Женщине.) Ты когда это все надевать успеваешь? (Фотографу.) Шкатулка одна, другая, третья, сейф (!) – все золотом набила. (Женщине.) Да в доме ты накопила уже золото – валютный резерв какой-нибудь Камбоджи! (Фотографу.) Ладно бы сама хоть что-то зарабатывала. Нет! У меня деньги берет, весь этот хлам покупает, а после меня же пытается еще и дубиной по затылку огреть, в наказание за то, что я зарабатываю эти самые деньги.
       Женщина: Да если б ты их зарабатывал! В офисе показываешься два раза в неделю на полтора часа! Что? Что глазищами завертел? Думал, не знаю?
       Мужчина: Потому что наладил все хорошо, и без меня все работает!
       Женщина, попытавшись что-то возразить, оставляет эту затею. Обращается к Фотографу с нарочитым доверием и какой-то даже интимностью: Как мужик он и молодой-то был не особо, а сейчас вообще ни о чем. Видимо, постоянные стрессы сказались. Но студентку себе завел, содержит ее, квартиру снял. Там целыми днями и сидит. Ну, правда, когда не в сауне или на охоте. (Мужчине.) Зачем она тебе? Разве лишь ради имиджа. Бизнесу помогает?
       Мужчина: Так, по-твоему, выходит, я тьфу и растереть! А ты никогда не задумывалась, в голову тебе мысль не залетала, что в постель двое ложиться должны? О какой состоятельности можно говорить, если в койке я, ты и табун твоих жеребцов? И мельтешат, мельтешат перед глазами! Да мне к тебе прикасаться даже тошно. Мне жена нужна, а не потаскуха!
       Фотограф: Но мы лишь…
       Женщина: Я – потаскуха?! Ты бы следил за своими словами! Не ровен час, все расскажу, что знаю. Опять будем на свиданиях встречаться. Только теперь цветы я тебе приносить буду, ну, или конфеты. В зависимости, кто раньше тебя найдет – дружки твои или менты.
Пауза.
       Мужчина, тяжело вздохнув: Поеду-ка я лучше поужинаю где-нибудь… (Женщине.) Заметь, ни злости нет, ни обиды, ни боли. Ничего! Опять тебе эта роль не удалась. Я же тебя знаю слишком хорошо. Привык… (В никуда.) Как же все это обрыдло…
       Женщина: Будешь возвращаться, захвати салатов каких-нибудь. Но только легких.
       Мужчина: Здрасьте! С чего это ты вдруг решила, что я вернусь? Разве повод давал? (Подойдя к Фотографу.) Ты извини уж, что так вышло. Нервы ни к черту. (Жмет руку Фотографу.) Ну, давай. Пока. И берегись ее. Она – Горгона.
       Фотограф: Только Вы не подумайте чего… Я - фотограф, и выполняю заказ. Только и всего.
       Мужчина: Да вижу. Любовник из тебя никудышный: денег-то нет.
Мужчина уходит.

Сцена 4. Худой мир

Пауза.
       Женщина пытается изобразить смущение, обиду и праведный гнев, однако, это у нее не выходит: Ты, верно, поверил всему, что он наговорил?
       Фотограф: Какая разница? Дело не в этом. Вы знали, что он придет?
       Женщина: Знала. И что?
       Фотограф: Что? Ну, Вы даете! Если Вы знали, что он придет, значит, предполагали, что все так может случиться?
       Женщина: Предполагала, конечно.
       Фотограф: И зачем? Можно ж было, в конце концов, меня предупредить?
       Женщина: Можно. Но ты б тогда убежал.
       Фотограф: Может, и не убежал бы. Но хоть подготовился (непроизвольно потирает шею).
       Женщина с какими-то почти материнскими интонациями, но со значительной долей и флирта, и превосходства: Ну, хорошо, извини. Все ж закончилось. Не злись.
       Фотограф: А что мне еще делать?!
       Женщина: Ладно, ладно, все хорошо. Ты скажи, поверил ему?
       Фотограф: Ну, не знаю… Пока меня это мало волнует. Не очень приятная сцена…
       Женщина, неожиданно перестав улыбаться, с нажимом: Ждешь, что объясняться начну? Оправдываться? Причины выискивать? Не стану я этого делать!
       Фотограф удивленно: Да я и не просил, в общем-то.
       Женщина, резко сменив интонацию на спокойную и ласковую: Но у тебя же должно быть мнение о произошедшем.
       Фотограф: А оно что-нибудь изменит?
       Женщина: Нет.
       Фотограф: И зачем мне его озвучивать? Кроме того, я вовсе не хочу обсуждать весь этот спектакль.
       Женщина: Ой, только не надо делать вид, что ты выше этого спектакля! И почему ты решил, что в праве меня обсуждать? (Начиная накручивать себя.) Я живу так, как хочу, и как могу. Что? Что ты молчишь? Неприятно?
       Фотограф сжался, словно пружина, готовый ринуться в бой: А отчего мне приятно должно быть? И зачем Вы на меня кричите? Разве я в чем-то провинился?
       Женщина, несколько ошарашен от: Извини, ты, конечно, прав. (Задумчиво.) Я не знаю, что это такое. Безусловно, ты ни в чем не виноват. Более того, я даже сожалею, что все так обернулось. (Отрешенно, устало садится в кресло. Её плечи безвольно опущены, руки лежат на коленях, взгляд в пол.) Сместило все… Мои отношения с мужем, мой круг общения, мои интересы. Я по-другому начала воспринимать мир. Когда это случилось? И я понимаю, когда не права и когда чувствую себя, словно во вражеском лагере… Но? как иначе? Да, я привыкла к деньгам. Но не потому, что они мне нравятся, а так, как привыкаешь к покалеченной руке: и ненавидишь свое уродство, и избавится от него не в силах… (Фотографу, страстно.) Но не смей верить, будто я готова на все ради денег! Это не так! Совсем не так! Если тебе интересно, то знай: я мужу ни разу не изменила. Он когда-то это придумал, а я разубеждать не стала. А сейчас даже поддерживаю, как могу эту иллюзию. Ведь она приносит ему страдания.
       Фотограф: Не понимаю я Вас. Зачем мучить человека? Тем более, не чужого… Хоть и чужих мучить нельзя.
       Женщина: Знаешь, в те моменты, когда он меня убить готов, он обращает на меня внимание. И мы с ним разговариваем.
       Фотограф: Ругаетесь.
       Женщина: А пусть и так. Ты ж сам говорил, что содержание важнее формы.
       Фотограф: Да, но не такую ситуацию я имел в виду. Я о творчестве говорил, а не о человеческих отношениях.
       Женщина, выслушав Фотографа, и, казалось, потеряв к нему интерес. Не замечая Фотографа, задумчиво: А раньше мне он казался неисправимым романтиком. Когда познакомились – стихи читал. Могли часами говорить. Ни о чем конкретно, просто говорить. А сейчас бесед нету. Как вдарился в бизнес, так все и прекратилось…
       Фотограф: Может, он Вам деньги зарабатывает…
       Женщина: Всё. Я одна. А ведь не 20 уже. Уже не бросишь все и заново не начнешь… Не поменять ничего, ничего нового…
       Фотограф: Ну, а фотосессия. Разве это не ново?
       Женщина, удивленно посмотрев на Фотографа, будто только его заметила: Ново, конечно, но не глубоко, временно… Тем более карьеру модели мне не сделать. Да и не хочу я. Устала. Устала от обмана. Ну, разве живые женщины бывают такими как в журналах? Нет. Обман. Еще один. (Вновь отрешенно.) Поэтому придется оставаться "женой босса". И только лишь… (Подходит к Фотографу, берет его за руки. Глядя в глаза.) А я хочу, чтобы меня принимали не как чью-то собственность, игрушку, куклу, а человеком. Целым человеком. Личностью… Ты меня понимаешь?
       Фотограф: Пожалуй, да.
       Женщина: И эти хамство, грубость не более чем игра…
       Фотограф: Так прекратите в нее играть.
       Женщина:… И я это, конечно, понимаю. (Отходит от Фотографа.) Но как я буду обороняться от превращения меня в какое-то злое и жадное существо? Искушения так сильны… Как стану напоминать о своем существовании, о том, что живу? Как, в конце концов, смогу показать характер?
       Фотограф: Должны быть способны.
       Женщина: Должны… Иногда, мне хочется наглотаться снотворного и уснуть… И спать долго-долго. А, пробудившись, узнать – вокруг все хорошо. Так, как и должно быть.
       Фотограф: Но само собой ничего не образуется, не изменится. Что-то придется делать.
       Женщина: Что?
       Фотограф: Не знаю. Откуда мне знать? Какое право я имею давать советы, вмешиваться. Ведь это Ваша жизнь.
       Женщина, возбуждённо, с возмущением: Получается, что ты считаешь меня не в состоянии изменить свою жизнь самостоятельно? Думаешь, я только и делаю, как жду подсказок? И ты вновь ставишь себя выше. Я постоянно чувствую презрение.
       Фотограф: Это не так. Поверьте, это не так.
       Женщина: Дурацкое слово. "Поверьте!" Почему я должна кому-то верить, без доказательств. Или ты такой великий авторитет?.. Ну, нормальный авторитет. Чего я должна тебе верить?
       Фотограф: Да я и не просил, чтобы Вы мне верили… Просто я вижу как Вам плохо. И где-то даже жалею Вас. И если я смогу…
       Женщина: Не смей меня жалеть! Не смей никогда! Слышишь!
       Фотограф: Но это не та жалость, что унижает! Это не жалость единственно уцелевшего в кораблекрушении ко всем утопленникам. Вот, мол, я выплыл, но не думайте, я обо всех вас помню и скорблю. Я по-другому Вас жалею. Я жалею Вас понимая…
       Женщина: И что ты понимаешь?
       Фотограф: Одиночество.
Пауза.
       Женщина: Я опять хотела сказать, что ты прав. Но подумала: А не слишком ли часто я признаю твою правоту. Поэтому ничего и не скажу… Но зачем ты об этом говоришь? Ведь ты должен понимать, что мучаешь меня. Зачем? Для чего? Все сама знаю, все понимаю. Не надо больше. (Женщина не смотрит на Фотографа, бесцельно блуждает по сцене.)
       Фотограф: Боитесь слово "одиночество" вслух произнести? Думаете, оно от этого станет материальным, осязаемым? Или беду страшитесь накликать? Так хуже уже, наверное, не будет.
       Женщина: Брось, чего мне бояться? Неизвестность страшна, а здесь… (Заинтересованно.) Но ты-то отчего одинок?
       Фотограф: От реальности. Фотографии слишком много, слишком долго. От того мир реальный становится очень несовершенным. Я вижу все недостатки. Даже когда этого не хочу. Хорошее вокруг исчезает.
       Женщина: Мир был всегда несовершенен. Таким и останется. Не в наших силах его переделывать.
       Фотограф: Вы не правы. Мир совершенен, но мы не в силах понять его совершенства. Поэтому и переделываем. В новый, желанный мир переделываем.
       Рассказчик: Что ж, как подметили теоретики, большая часть из которых никудышные практики, все, что нас окружает несовершенно. Фотография – один из способов избавиться от конфликта. Можно менять мир, делать это не сложно. Понял, что именно хочешь поменять и на что, и - порядок. Но какой получишь результат? Проявившееся пространство отвратительно далеко. Это пугает. Не менее старишит и та легкость, с которой ты уничтожил непонятую ранее гармонию. Не ничего сложного в том, чтобы выправить получившийся снимок так, чтобы он тебя устраивал. Что можно сделать? Поработать с тенями, усилить цвет, добавить что-то новое. Отретушировать можно все. Создать иллюзию. Обречь себя на осознание несбыточности и неприступности этого нового прекрасного мира.
Но как должен чувствовать себя его создатель, если не может пользоваться своим творением? Как выстроить дом и не прожить в не ни ночи? Как это вынести? Где искать себя? В каком из миров? А домов этих все больше. Появляются города, страны, континенты. Призрачный, но по-своему, идеальный мир растет. Растет и одиночество! Потому, что одиночество – это тоска от невозможности находиться в своем мире, но при этом оставаться его творцами и властителями.
       Женщина: Мне грустно. (Подходит к Фотографу, бесполо прижимается к нему, обхватив руками. Не смотря в глаза.) И еще я очень боюсь смерти.
       Фотограф: Напрасно. Надо бояться бессмертия.
       Женщина: Почему?
       Фотограф: А что ты будешь делать?
       Женщина: Не знаю…
       Фотограф: Представь, целую вечность не знать чем заняться.
       Женщина: И это страшно.
       Фотограф: Но зачем ты думаешь о смерти? Думай о жизни.
       Женщина: А в ней что хорошего?
       Фотограф: Тогда почему тебя смерть пугает?
       Женщина: Но должна же я чего-нибудь бояться.
       Фотограф: Не должна. Ты никому ничего не должна. Я снова прав?
       Женщина: Да.
       Фотограф: Так почему, понимая умом свою свободу, осознавая конечность жизни, ты творишь для нереально противного тебе мира образ? Творишь его из себя самой! А если он вдруг не удается, себя же и коришь за это?
       Женщина медленно отходит в сторону: Ты прав. Ты снова прав.
       Фотограф: Возможно, что и так.
       Женщина: Но как я могу перестать? И кто я буду?
       Фотограф: Откуда ж мне знать? Я предложил лишь стратегию, а тактику выбирать Вам. А что из этого получится… То и получится, с чем Вам жить.
       Женщина: Вечно так: поманят и обманут.
       Фотограф: Быть обманутой – это тоже Ваш выбор.
       Женщина: Ну уж нет! Если б и я могла выбирать, то ложь никогда бы не выбрала.
       Фотограф: Так ли это? Но Ваша жизнь, точнее, та её часть, что я увидел сегодня, правдива? Она не обман? И не Ваш ли это осознанный выбор?
       Женщина: Ты всю вину перекладываешь на меня.
       Фотограф: Мне нечего перекладывать. Не я решаю как Вам жить.
       Женщина: Ещё бы ты мне указывал!
       Фотограф: Да и не собирался даже! Вы для себя всё давно уже решили. И живёте в том мире, который выбрали для себя. Или создали… Но признайте, этого мира не в реальности, Вы в нём одна. Получается, Вы сами себя осознанно обманываете, и никто Вас к этому не принуждает. Ни силой, ни ложью.

сцена 5. Добрая война

       Женщина: И всё-таки ты порядочная сволочь!
       Фотограф: Здесь ключевое слово "порядочный". Пусть так. Зато я не ссорюсь с собой. А негодяй я лишь в Вашем мире. И только там. В том самом мире, где кроме Вас и сотворённых Вами же призраков никого нет. Кроме того, я не верю в Ваши обвинения. Вы говорите всё это с тем, чтобы сохранить равновесие в своём собственном мирке.
       Женщина: И что?! Я должна сейчас расплакаться, рухнуть к твоим ногам и ладони тебе лобзать? Ах, я прозрела! Ах, как я тебе благодарна!
       Фотограф: Идея, конечно, привлекательна, но позволю ли я целовать себя?
       Женщина: Я тебя придушу!
       Фотограф: Ну это нормально, это семейное. Традиция, верно. Муж Ваш уже пытался.
       Женщина: Пошёл вон!
Фотограф, неопределённо пожав плечами, начинает собирать свои вещи. Но Женщина буквально выталкивает его за дверь. Сама, взмахивая руками, посылает вверх беззвучные проклятия, взбешённо, нервно ходит по сцене.

сцена 6. Второе явление Мужчины

Из-за сцены.
       Мужчина: Что, уже закончили? (Женщина, заслышав голос, останавливается, подходит ближе к двери, прислушивается.)
       Фотограф: Пожалуй, да
       Мужчина: А фотографии когда будут?
       Фотограф: Никогда.
       Мужчина: Поругались?
       Фотограф: Я нет.
       Мужчина: Не уходи пока.
(Слышны шаги. Женщина отбегает к креслу, садится в него, пытается казаться спокойной.)
Мужчина и Фотограф входят на сцену.
       Мужчина Женщине: А я был уверен, что всё так закончится. Скандал – это твоё естественное состояние. (Фотографу.) Она тебе заплатила?
       Фотограф: Не за что. Я не работал.
       Мужчина: Ну, судя по её лицу, представление она тебе то ещё устроила. А выдержать его – работа не из лёгких. Уж я-то знаю… (Достаёт из бумажника несколько купюр, протягивает деньги Фотографу.) Это тебе за потраченное время. И чтобы про всё, что здесь было, забыл.
       Фотограф: Не надо.
       Мужчина: Почему?
       Фотограф: Не люблю незаработанных денег. От них плохо.
       Мужчина: Может мало? (Снисходительно, с высока.) Ты говори, не стесняйся.
       Фотограф: Я лучше пойду.
       Мужчина, придержав Фотографа за рукав: Ну, уж нет! Стой! Теперь я хочу, чтобы ты её снимал! Я плачу!
       Женщина: Не смей говорить обо мне в третьем лице!
       Мужчина, не удостоив женщину даже взглядом: Мне интересно, на снимке её рога, копыта и хвост видны станут?
       Женщина: Это у тебя рога! И чтоб их увидеть техника не нужна!
       Мужчина: Снимай, не обращай на неё внимания.
Фотограф, удивлённо: Как это "не обращай внимания"! (Вздохнув, категорично.) Нет. Первоначальный договор был иным. О такой съёмке разговора не было.
       Мужчина: Ну, так считай, что уже договорились. Снимай, я всё оплачу.
       Фотограф: Нет. Я под каждым снимком ставлю своё имя. Таких снимков мне не надо.
       Мужчина: А я деньги плачу.
       Фотограф: Я имя ставлю. Что мне ваши деньги?
       Мужчина: Деньги.
       Фотограф: Имя.
       Мужчина: Деньги!
       Женщина: Заткнитесь оба! Уроды! Только я решаю, сниматься мне или нет! (Мужчине.) Ты не смеешь распоряжаться ни моим телом, ни моими желаниями! (Фотографу.) А ты вовсе не единственный в этом городе фотограф! Пошёл вон!
       Мужчина: Останься!
       Женщина: Вон!
       Мужчина: Останься!
       Фотограф: Ну вы уж определитесь, наконец! Что мне разорваться? Разойдитесь по разным комнатам, (Мужчине.) Вы ужин спокойно переварите…
       Мужчина: Я ещё так и не поел…
       Фотограф:… (Женщине.) вы отдышитесь и поправьте макияж.
Пауза. Мужчина и Женщина переглянулись.
       Женщина Мужчине: Он указывает, что нам делать. В нашем же доме.
       Мужчина Фотографу: Ты указываешь, что нам в собственном доме делать?!
       Фотограф: Ну вы даёте! То лаетесь, как собаки злые, то вдруг объединяетесь. Мне-то что делать?
       Мужчина: Верно. А ты зачем здесь?
       Фотограф: На съёмку пришёл.
       Мужчина: Так снимай, раз пришёл.
       Женщина: Только попробуй!
       Мужчина: Снимай!
       Женщина: Пошёл вон!
       Мужчина: Снимай!
       Женщина: Вон!
       Фотограф: Всё, кончайте. Вас зациклило.
Мужчина и Женщина, переглянувшись, начинают смеяться. Вдруг Женщина замолкает.
       Женщина Мужчине: И чего ты ржёшь?
       Мужчина Фотографу, улыбаясь: Заметь, так всегда выходит. Её просто бесить начинает, когда мне хорошо.
       Женщина: Меня это бесит лишь потому, что тебе абсолютно всё равно, хорошо ли мне.
       Мужчина: А почему меня это должно волновать?
       Фотограф: Я пойду…
Мужчина и Женщина вталкивают собравшего проскользнуть мимо Фотографа в кресло.
       Женщина и Мужчина вместе: Сиди!
       Мужчина Женщине: Чего тебе надо?
       Женщина: У тебя этого всё равно нет
       Мужчина: Но сказать-то ты можешь?
       Женщина: А тебе какой интерес?
       Мужчина: Что, и сама не знаешь?
       Женщина: Знаю!
       Мужчина: Что?
       Женщина: Не скажу!
       Мужчина: Ты чего добиваешься?
       Женщина: У-у!..
       Мужчина: Ладно, на сегодня довольно. Поеду-ка я всё же отужинаю. (Фотографу.) Тебя куда подвезти?
       Женщина: Никуда! У нас съёмка!
Мужчина крутит пальцем у виска. Уходит.

сцена 7. Образы и миры

       Фотограф, проводив взглядом удаляющуюся спину Мужчины: Я правильно понял: Вы считаете, будто сейчас самое подходящее время для съёмок?
       Женщина: А что такое?
       Фотограф: Да ничего! Я лишь не в состоянии работать.
       Женщина: Но ведь ты профессионал! Ты должен в любых условиях крепко держаться за объектив.
       Фотограф: Что?
       Женщина: Работать ты должен в любых условиях.
       Фотограф: Нет, мадам, это не так. Снимать я должен лишь в тех условиях, которые меня устраивают. И только тогда.
       Женщина: И что это за условия?
       Фотограф: Мне нужно подумать.
       Женщина: Ты капризен как ребёнок. О чём думать?
       Фотограф: Думать всегда есть о чём.
       Фотограф начинает задумчиво ходить по сцене. Словно решившись, он подходит к Женщине: Я боюсь Вас снимать
       Женщина: ?
       Фотограф: Тот образ, что я придумал, странно и удивительно совпал с Вами той, которая реально существует.
       Женщина: Не вижу проблемы
       Фотограф, тщательно, задумчиво подбирая слова: Это на уровне ощущений. Я не хочу, чтобы на снимке была правда. Пропадает творчество.
       Женщина: Куда?
       Фотограф: В никуда. Творчество – это единственный созидательный путь от мира реального к мнимому миру. И это движение бесконечно… И оно прекрасно…
       Женщина: Далее…
       Фотограф: Снимок должен быть лучше реальности. Но если я попробую воспроизвести то, что задумал, именно её, реальность, я и получу. В конечном итоге Вы не сумеете разглядеть ничего незнакомого, нового, непознанного. Да можно создать образ абсолютно противоположный, но и тогда Вы останетесь реальной женщиной. Понятно?
       Женщина: Нет.
       Фотограф, внимательно вглядываясь в лицо Женщины: На первом снимке Вы будете той, которой хотите казаться. На другом же окажетесь настоящей, без всей этой трескучей мишуры.
       Женщина: И что плохого?
       Фотограф: Я не смогу найти в своём мире даже крошечного островка, где смог бы разместить Вас такую реальную.
       Женщина: Молодец, поздравляю. Ты своего добился – голова у меня заболела.
       Фотограф: У меня она уже давно болит.
       Женщина: В этом мире или в ином?
       Фотограф: Зачем Вы так?
       Женщина: А вот так!
       Фотограф: Ваша фотография не станет лучше Вас той, которая существует, потому, что Вас две. Первая играет в сильную женщину, другая ждёт поддержки. Но где грань между вами? Что мне изменить, улучшить, выдумать? Каким образом я смогу показать Вас себе такой, которой Вы себя никогда не видели?
       Женщина: Может, я правды хочу.
       Фотограф: В таком случае это не ко мне. Я, как Вы совершенно объективно отметили некоторое время назад, не единственный в городе фотограф. Делать из правды ложь – это одно. Ну, убрал морщины, приосинил талию… Дальше что? Получается лишь приукрашенная правда. А создать ложь таковой, чтобы в неё поверили, чтобы она стала самостоятельной правдой…
       Женщина: Обманывать, отмечу я, занятие не самое благородное.
       Фотограф: Не обманывать, а изменять ложь до состояния истины. Но зачем это Вам? Ведь в Вас не разберёшь где обман, где правда.
Пауза
       Женщина: Кому нужна твоя ложь?
       Фотограф: А Ваша правда востребована?
       Женщина: Правда делает слабой.
       Фотограф: А ложь позволяет уйти в иной мир.
       Женщина: И что в этом страшного? Ведь ты же остаёшься.
       Фотограф, не глядя в сторону Женщины: Бывает, знакомишься с человеком. Естественно, спрашивает: "Чем занимаешься?" Отвечаю. Снимаю. А снимки когда отдаю, смотрю на него и понимаю – всё! Сначала удивление у него на лице, потом недоверие, потом восторг. Потом он перестаёт существовать. Для меня. В реальности. Он хуже, чем на снимке. Неинтересен, не завораживает. И я понимаю тогда, что не увижу его более. Здесь, в этом мире, его больше нет. Вот так: был и не стало. Но там, в моём мире, мы останемся хорошими добрыми знакомыми. А спустя какой-то срок сможем стать даже друзьями. И будет наша дружба вечна. Без единого изъяна.
       Женщина: Но он будет ненастоящим. Этот твой друг.
       Фотограф: Пусть так. Зато будет он другом идеальным.
       Женщина: И в итоге…
       Фотограф: … одиночество, пустота… И обладание целым миром.
       Женщина: Ты сумасшедший! Мир этот твой вовсе не целый. Он ущербен.
       Фотограф, возбуждённо, жестикулируя: Нет! Это реальный мир ущербен! Мой мир идеален. Там никто не умирает, не болеет, не лжёт. Так какой же мир лучше?
       Женщина: Лучше? Реальный лучше.
       Фотограф: И почему ты в нём не живёшь?
       Женщина: Потому, что ты описал рай. Твой идеальный мир – рай. Ты живёшь в нём. Но сам заставляешь меня уйти из моего рая.
       Фотограф: Но где он? Неужели вот эти золото да одежда – рай?! Ведь это разрушает тебя! Я живу образами лишь из-за того, что создаю их. Но ты играешь роль, а не живёшь ею.
       Женщина: Но зато я знаю где игра, а где я настоящая. А ты сам себя убиваешь ради своего рая. Но идеальный мир не может существовать рядом с болью, смертью, страхом… одиночеством… И оставаться при этом всём реальным.
       Фотограф: Но мир мой не рядом с этим. Здесь я лишь ем, сплю, нахожу материал для новых снимков. Дух моих дел там, там, далеко отсюда.
       Женщина: Я тоже материал?
       Фотограф: Да! Нет! И да, и нет. Ведь, используя твоё тело для образа, я создаю новую душу. Но к твоей душе не прикасаюсь. Может быть немного. И стараюсь сделать это легко, нежно.
       Женщина: Но ты изменяешь тех, кого снимаешь. Люди тебе верят, а когда, раскрывшись, доверяют, ты уходишь. Ведь ты творишь зло, разве сам не понимаешь это?
       Фотограф: В моих образах нет зла.
       Женщина: Да в каких образах?! Посмотри, вокруг живые люди! Люди! О них я говорю! Для них ты – зло!
       Фотограф: Люди? Живые люди? Где они? Когда они живые? Может, когда выбирают одежду? Или протыкают носы кольцами? Или ты считаешь, что, выкрасив волосы в красный цвет, человек всё равно остаётся нормальным живым человеком?
       Женщина: Что плохого в том, чтобы выделиться?..
       Фотограф: Тщеславие.
       Женщина:… И даже с красными волосами, с кольцами в носу, в разодранных джинсах они живые люди. Они пытаются показать то, что внутри.
       Фотограф: Да? И почему я им не верю?
       Женщина: А себе-то ты веришь?
       Фотограф: Конечно.
       Женщина: Но ведь и ты образ . Образ творца мира. Только вот кольцо из носа можно вынуть, волосы состричь, а брюки залатать, но как отделить от тебя твой образ, если он не материален?
       Фотограф: Я не хочу, чтобы меня разделяли. Я – это я. Таков, какой есть. Целый.
       Женщина: Но скажи, почему ты решил, что в праве требовать от других этого разделения? Обнажения? Кто ты?
       Фотограф: Я?.. Есть мой мир, и я в нём живу. Нравиться тебе это или нет, - это мой мир.
       Женщина: Но ведь ты понимаешь, что я права.
       Фотограф: Это ничего не значит.
       Женщина задумчиво отходит в сторону. После паузы: Я не хочу, чтобы ты меня снимал.
       Фотограф: Почему?
       Женщина: Я не хочу становиться образом. Я хочу быть настоящей. Даже если в этом нет ни совершенства, ни художественности.
       Фотограф: Но как!... Ведь без художественности снимка не получится!
       Женщина: Пускай! Зато я останусь настоящей!
       Фотограф: Но я всё придумаю! Я найду ту грань, которая мне нужна! Я всё вижу! Это будет мой лучший снимок! Нельзя просто взять и бросить всё. Это же… это… нечестно…
       Женщина: Это честно! Потому что ты творишь из меня лишь воплощение своей мечты. Здесь только твои представления обо мне. А они лживы. Для меня они – обман. И не интересны. Не хочу я становиться материалом для образа, понимаешь? Я не получу ничего, только лишь ты удовлетворишь свои амбиции. Но кто ты для меня? Почему я должна меняться? Зачем? Ты чужой для меня! Мы всего лишь малознакомые люди! А ты хочешь так много…
       Фотограф: Но я…
       Женщина: Молчи!.. (Устало, но громко.) Не обижайся, идея с самого начала была порочна, неправильна. Не мне эти снимки нужны, их я лишь мужу хотела показать. Чтоб понял, чего лишается. Я думала, он не достоин меня. Я всё просчитала: вроде бы случайно оставлю фотографии там, где он их сможет найти. (Начинает всхлипывать.) Я лишь хотела напомнить ему, что существую. Подтолкнуть его к первому шагу к сближению. Он мне нужен… Но как по-дурацки всё получилось! (Начинает плакать. Сквозь слёзы.) Извини, я не должна была использовать для этого ещё кого-то. Но я даже предположить не могла, как всё обернётся. А в итоге мы вновь поссорились. И никакие фотографии уже не помогут… Прости меня, пожалуйста… (Плачет.) Но ведь и ты поступил ужасно. Ты же не тело моё обнажаешь, ты душу мою препарируешь!
Женщина продолжает плакать уже молча. Фотограф наливает в стакан спиртное, протягивает Женщине. Та забирает стакан, но, не отпив, ставит обратно не стол.
       Женщина зло, истерично: Ты сумасшедший! Так нельзя!
       Фотограф: А ты нормальная?
       Женщина: А я нормальная!
       Фотограф: У тебя есть всё, о чём мечтает любая девушка. Муж, который тебя любит. Да-да, это любому видно. Но ты его отталкиваешь. У тебя есть деньги, красота, свобода. И ничего из этого ты не используешь во благо. Наоборот, ты стремишься лишь к разрушению. Пусть мир мой нереален, а образы бестелесны, но я их создаю. Я творю. Я делаю что-то новое, а ты только ломаешь всё, что имеешь. И я при этом сумасшедший?!
       Женщину речь Фотографа отвлекла. Шмыгая носом:Да, всё правильно. Вот сказала, теперь буду жалеть.
       Фотограф: Ничего, пройдёт.
       Женщина: А у тебя пройдёт?
       Фотограф: Может и так случится…
Пауза. Женщина подходит к зеркалу, приводит в порядок заплаканное лицо.
       Женщина: Что ты такого нашёл в своих образах? Можно же жить и в реальном мире.
       Фотограф: А где граница между мирами образов и реальности?
       Женщина: Это, кажется, и так понятно.
       Фотограф: Понятно… Пока не вдумаешься. Вот красит девушка в белый цвет. С кем я должен разговаривать: с ней или с Мэрилин Монро, которой она подражает? Где она, а где образ? Кто она? Живой человек, закутавшийся в образ актрисы, или убогая Мэрилин? Они обе ненастоящие. Одна уже, другая ещё…
       Женщина: Это, возможно, и так, но…
       Фотограф: Возможно. Возможно отделить своё "Я" от коросты образа, которая его скрывает. Но операция эта болезненна, и под наркозом её не провести.
       Женщина: И этот образ ты создаёшь на фотографии?
       Фотограф: Редко. Обычно он слишком… лубочен? В нём нет деталей, нюансов. Это почти гротеск. Он не живой. Ему не хватает красок. Впрочем, как вариант, изредка возможен. Но чаще образ совершенно иной. Здесь главное, чтобы модель не до конца поверила, что это она. Опасное, надо признать, занятия. Последствия редко можно предугадать.
       Женщина: Всё-таки ты раздеваешь женщину не столько физически, сколь духовно. И меня такая участь ждала…
       Фотограф: Не раздеваю я женщину, а обнажаю. И не женщину, а человека.
Пауза.
       Женщина: Как ты после этого живёшь-то?
       Фотограф: Молча. Один.
       Женщина: И ты никого не любил?
       Фотограф: Нет, однажды было… Но она попросила сфотографировать её. Как я мог отказать?
       Женщина: И что?
       Фотограф: Теперь она идеальная возлюбленная.
       Женщина: Там?
       Фотограф, ухмыльнувшись: Не здесь, конечно.
Пауза.
       Женщина: Но ведь она живой человек.
       Фотограф: Живой.
       Женщина: И наверняка что-то чувствует.
       Фотограф: Наверняка.
       Женщина: И фотографировал ты её не за деньги.
       Фотограф: Естественно
       Женщина: Так почему, чёрт тебя дери, ты не подумал зачем ей это нужно?
       Фотограф: Вы о снимках, что ли?
       Женщина: Ты идиот! Какие снимки?! Не снимки ей нужны были, а ты, твоё внимание! Она себя тебе дарила! А взамен она что получила?.. Она ж тебе доверилась. Урод ты всё-таки! Конченный урод! Сотворил себе невесть какую сказку о разных мирах, а человека, живого человека, пытаешься уничтожить. Кто ты? Творец?
Фотограф и Женщина, тяжело, нервно дыша, смотрят друг на друга. Спустя некоторое время Женщина начинает задумчиво ходить по сцене.
       Женщина вдруг подходит к фотографу: Я хочу купить твой фотоаппарат.
       Фотограф: Что?! Продать камеру?! Нет, конечно.
       Женщина: Не спеши, выслушай меня. Давай по порядку. Ты заявил, что не станешь меня снимать, потому что я слишком реальна. Так?
       Фотограф: Так.
       Женщина: Это сделает мой муж. Но нужен фотоаппарат. Его я куплю у тебя. Вместе с тем у тебя появится выбор: купить новый или сводить какую-нибудь девушку в шикарный ресторан. Это нормальный способ попросить прощения. Подумай, я хорошие деньги даю. Да и пренебрегать возможностью выбора не очень хорошо.
       Фотограф: Что я без камеры делать-то буду?
       Женщина: А все что делают. Просто живут.
       Фотограф: Просто живут…
       Женщина:… и у тебя появляется такая возможность. Хотя бы просто попытаться.
Пауза. Фотограф медленно, через силу, молча кладёт камеру на стол. Женщина вынимает из своей сумочки деньги. Фотограф забирает их, не глядя, запихивает в карман, не прощаясь, уходит. ((Вдруг неожиданно вбегает обратно. Бросает на стол деньги, хватает камеру. Женщина прыжком оказывается рядом с Фотографом, резким движением выхватывает у него фотоаппарат.
Женщина: Быстро взял деньги и пошёл вон!
Фотограф, истерично: Я не могу! Зачем мне Ваши деньги? Отдайте камеру! (Протянув руку, пытается забрать фотоаппарат. Женщина одной рукой прячет камеру за спину, а другой смачно и хлёстко влепляет (забавное слово (авт. ) Фотографу пощёчину. После хватает со стола брошенные деньги и швыряет пригоршню купюр в лицо Фотографа
Женщина: Пошёл вон! Хватит мучиться! Забирай свои деньги и уходи! Иди! (Фотограф не двигается с места.) Иди, твою мать, ради Бога, иди! (Толкает Фотографа в грудь.) Иди! Иди! Иди! (Словно заклинание. Фотограф начинает непроизвольно пятиться назад.) Ну же! Иди! Ты свободен!
Фотограф застывает на миг, внимательно и долго вглядывается в лицо Женщины, (как-то, описательное прилагательное) уходит со сцены.))

сцена 8. Третье явление Мужчины

На сцену выходит Мужчина. В руке он держит пакет.
       Мужчина: Что это ты с пацаном сделала? Встретил его, бледный весь, трясёт его.
       Женщина: Я фотоаппарат у него купила.
       Мужчина: Ну и зачем он тебе?
       Женщина: Я хочу, чтобы снимал меня ты.
       Мужчина: Серьёзно?
       Женщина, поднимается с кресла, подходит к Мужчине: Серьёзней некуда.
Свободной рукой Мужчина берёт со стола камеру, рассматривая её:
       Мужчина: А почему бы и нет?
       Женщина, обняв Мужчину: Я знала, что ты согласишься.
Пауза. Двое наслаждаются простым присутствием друг друга.
       Мужчина, спохватившись, указывает на пакет в своей руке: Да, я тут салатов тебе прихватил…

FIN


Рецензии