Play Not Only Music

Думаю, никто не станет спорить с тем фактом, что музыка и компьютерные игры очень тесно связаны между собой. Музыкальное сопровождение в бродилках, шутерах и файтингах всегда играло огромную роль. Во многих из них качество музыки зачастую превосходит геймплей. Кое-кто даже покупает игры исключительно ради нее. Можно, конечно, заказать звуковую дорожку на отдельном CD через Интернет-магазин, но… это ведь будет дороже, чем приобрести пиратский, или даже лицензионный диск на рынке родного города. Саундтреки некоторых игр стали культовыми и раритетными, в поисках нужных треков фанаты сутками бороздят просторы Сети. Легендарная мотогонка Road Rash (1994) имела не менее (пожалуй, даже более) легендарный саундтрек, в который вошли песни множества исполнителей жутко популярного в ту пору гранджа, в том числе – таких «китов», как Therapy? и Soundgarden. Еще одной «музейной редкостью» является звуковая дорожка игры из известной «вампирской» серии – Castlevania: Symphony Of The Night…
К чему я все это говорю? Да просто захотелось поведать миру о таком интересном явлении как «музыкальные» игры. Те развлекушки, то бишь, что непосредственно посвящены музыке и музыкантам.
И первой из известных мне игр «про музыку» является Broad Street, созданная в 80-е годы для легендарного (никуда от этого словца не деться) компьютера ZX Spectrum (в системе ценностей поколения людей, которым сейчас 27-30 лет, сей агрегат занимает примерно то же место, что Iron Maiden, The Cure или Depeche Mode – кому что больше нравится). В основу игры лег культовый фильм «Передайте привет Броуд-стрит». Картина обрела свой статус благодаря участию в ней музыкантов The Beatles. И управлять в Broad Street предлагалось не кем иным, как Полом Маккартни! Сэр Пол должен был бегать по улицам Лондона, собирая фрагменты потерянной песни, а после записывать ее в студии. В числе прочих героев игры фигурировали Ринго Старр, ныне покойная жена Пола Линда и бывший продюсер «битлов» Джордж Мартин.
На том же Spectrum существовала (в принципе, и сейчас существует, если у кого-то еще живы магнитофон «Романтик» и старые магнитные кассеты с программами) весьма занятная “Rock Star Ate My Hamster”, что в переводе означает «Рок-идол» сожрал моего хомячка» (сразу вспоминается старина Оззи). По сути игра являлась… «Фабрикой звёзд»! Но, разумеется, с приставкой «рок». Вот фрагмент описания из лицензионной версии программы: «Вы – начинающий менеджер, который, имея в кармане всего (хм…) 50 000 фунтов стерлингов, должен собрать и продюсировать рок-группу. Подбор музыкантов, аренда залов, запись альбомов, съемки видеоклипов – вся изнанка шоу-бизнеса в миниатюре». Вполне возможно, что для кого-нибудь из нынешних акул музыкального рынка все начиналось именно с той игры.
В 1994-м на тогда еще здравствовавшей (ныне, к сожалению, RIP) приставке Panasonic 3DO вышла игра Virtuoso. В ней игроку предстояло влезть в кожаную куртку абстрактного хайрастого «металлиста», который, ничуть не меньше «Фендера» и «Стратокастера», любит обрез и «беретту». Virtuoso можно назвать своего рода отдушиной для тех, кто часто бывает бит гопниками за длинные волосы или майку с портретом Мэнсона. Смазал йодом синяки и ссадины, запустил игрушку, и полетели клочки по закоулочкам от всех, кто посмеет наехать на волосатого. Но – абстракция, она и есть абстракция, так что заострять внимание на этом проекте не стоит.
Другое дело вышедшая годом позже Revolution X, выпущенная знаменитой компанией Acclaim под девизом «Музыка – это оружие!». Вроде бы, обыкновенная «стрелялка», но в главных ролях – музыканты Aerosmith! Согласно сюжету Revolution X, Стивен Тайлер и компания вдруг были похищены некоей террористической организацией. А игроку, понятное дело, нужно было их спасать, прокладывая дорогу сквозь толпы «живых мишеней». Игра была адаптирована для множества платформ, включая ПК.
Следующей великой рок-группой, рискнувшей связаться с миром компьютерных игр, стали сами Iron Maiden. Эти ребята косвенным образом поучаствовали в создании двух игровых проектов: Melt (1996) и Ed Hunter (1998). Сами «мэйденовцы» в играх не появляются, но оба этих продукта были созданы на основе исповедуемой группой творческой концепции. Главным героем обеих игр выступал бессменный символ группы – «милашка» Eddie. В Melt он выступил в роли злодея, которому должен был противостоять игрок. А Ed Hunter… О, это был настоящий праздник для тех, кто не боится стрелять в незнакомцев. Играть в данном случае предлагалось за самого Eddie! Сеять смерть и разрушение на трехмерных уровнях, каждый из которых воплощал собой концепцию одного из альбомов Maiden! Само собой, присутствовали в игре и треки с этих альбомов.
Но самым оригинальным проектом такого рода стала, безусловно, игра Queen: The Eye (1998), созданная не по концепции даже, а по… собственно музыке Queen! Создатели этого гамеса положили в основу своего детища собственные впечатления от песен Фредди Меркьюри, сделав их визуальное воплощение полноценным игровым продуктом. Сюжет был схож с перипетиями недавнего мюзикла We Will Rock You: антиутопическое будущее, все виды искусства под запретом, а музыка Queen помогает главному герою прозреть и свергнуть поработившего мир диктатора.
«Музыкальные» игры продолжают время от времени появляться, но ничего оригинального в новых проектах нет. В одном из них принял живейшее участие сам Дэвид Боуи. Но для него это был, скорее, рекламный ход. Даже сегодня Queen: The Eye остается лучшей в этом странном жанре “musical game”.
Если, конечно, не брать в расчет такие проекты, как Guitar Hero I – III или Rock Band. Эти игры – не что иное, как музыкальные симуляторы, где при помощи виртуальной гитары каждый может почувствовать себя равным Джону Фрусцианте, Эдриану Смиту, Кейту Ричардсу или Слэшу. Тем более, что в игру включены композиции групп, где играют перечисленные музыканты (и многих других). Серия Guitar Hero давно стала культовой во всем мире. Вот забавный момент, связанный с этой игрой:
- Мой младший брат не умеет играть на гитаре, - говорит гитарист команды Matchbox Twenty Кайл Кук. – Зато он без проблем «делает» меня в Guitar Hero. Не понимаю, как это у него получается. Я знаю многие композиции в играх этой серии, например, все песни Guns N’Roses. Я говорю: «Чувак, да я с закрытыми глазами сыграю эту песню на настоящей гитаре. Как ты меня обыгрываешь?». Я просто бешусь! Наверное, у меня не получается, потому что я – гитарист…


Рецензии