Традиция - пароль будущего в поисках национальной

ТРАДИЦИЯ - ПАРОЛЬ БУДУЩЕГО (В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ)
Сэр Пол Маккартни, кто как ни он ассоциируется с лучшими традициями, традициями всех времён и народов. А ведь именно он 14 июня собирается, как говорят, дать концерт в многострадальном Киеве, городе, о котором много интересного и душераздирающего поведал нам великий поэт современности М. А. Булгаков в своём романе «Белая гвардия». Именно поэт, да поэт, и я не оговорился. Поэтическое чувство писателя, и Михаила Булгакова, в частности, заслуживает особого внимания, но об этом в другой раз. Здесь же уместно отметить, что поэтом Булгаков представляется не только мне. Игорь Золотусский – автор и ведущий передачи о М.А.БУЛГАКОВЕ, которую я (к сожалению, отрывочно) посмотрел 15.05.08 (примерно 12.30 – 13.00) по телеканалу «Культура», придерживается подобного мнения. Так как же всё-таки связаны между собой традиции, будущее и уже далеко не юный экс. Битл?
Во-первых, Англия это страна традиций и правовых прецедентов;
Во-вторых, творчество Маккартни впитало в себя лучшие традиции английской и мировой культуры. «…Музыка Битлз всегда жила в постоянном движении. Иногда могло показаться, что они топчутся на месте, но мгновение - и они уже снова срывались с места и неслись вперед. Каким бы успехом ни пользовалось то, что они только что сделали, они уже не возвращались назад, не повторяли себя, потому что это было им скучно. Каждый следующий шаг рождался из соединения нового с традиционным (подчёркнуто мной, Н. Ландом), как, например, в "Eleanor Rigby" и "Yellow Submarine" или "I Am The Walrus" и "Hello Goodbye"…» (Хантер Дэвис АВТОРИЗОВАННАЯ БИОГРАФИЯ БИТЛЗ)
В-третьих, наличие абсолютного поэтического и музыкального чувства у Сэра Пола является бесспорным фактом. А ведь именно в этом чувстве проявляются лучшие традиции, - не так ли? – Уважаемый читатель!
И, наконец, о будущем и поисках национальной идеи. Надеюсь, что вряд ли кто-либо осмелится впрямую отрицать, что такие понятия как будущее и молодёжь связаны между собой. А вот как они связаны, - это совсем другое дело. В своём Слове Пастыря Митрополит Смоленский и Калининградский Владыка Кирилл, отвечая 24.05.08. на один из вопросов телезрителя сказал следующее: «…Взирая на молодёжь, мы часто подвергаем критике образ жизни молодых людей, их отношение к нравственности, их отношение к традиционным ценностям, которые дороги нашему народу, к тому, что часто молодёжная культура как бы разрушает культурный код нашей страны. Некоторые поэтому видят в проявлениях молодёжной культуры огромную опасность для национальной идентичности, для подлинности. Показывают пальцем и говорят, а в чём разница между этими огромными группами людей на рок - концертах в Америке, в Москве, где-то в каком-то другом месте, что вся эта молодёжная субкультура нивелирует культурные традиции народов, а потому опасна. В этих оценках есть правда. Действительно это всё может быть очень опасно. Так же как и нравственный релятивизм молодёжи. Он может быть очень опасен, если он разрушит культурный код нашего народа. А что такое культурный код? Это набор, в первую очередь, нравственных ценностей. Это базисные фундаментальные ценности, которые пришли к нам вместе с нашей традицией, в том числе вместе с нашей религиозной традицией. И вот одна из задач, которую ставили перед собой устроители Собора, послушать молодёжь. В Государственном Кремлевском дворце, на сцене молодёжные группы, которые стали победителями общенационального конкурса, должны были представить своё видение будущего России, а затем в дискуссионных группах развить это видение. С некоторым страхом многие из нас как бы пошли на встречу молодёжи. А что скажет то молодёжь? А каковы будут её свидетельства? Должен вам сказать, что лично меня Собор поразил. Я никогда не ожидал услышать того, что я услышал. Как вы думаете, какую главную идею сформулировали эти 7000 молодых людей? (приехавших ото всюду). Это были не только церковные люди. Церковные молодые люди составляли незначительную часть. Это была и творческая и студенческая молодёжь, и производственная. Это были представители различных молодёжных организаций. Какая главная идея, которую они решили начертать на своём знамени? – Традиция – пароль будущего! Традиция с её ценностями, с её непреходящими ценностями. Мы никогда не потеряем самих себя, мы останемся народом, мы не потеряем своей нравственности, своей культуры, ибо мы не потеряем своего лица, если молодёжь, устремляясь в будущее, заявляет о своей приверженности традиции. Только с традиционными ценностями вперёд! Конечно, ещё предстоит огромная работа. А как эти традиционные ценности сочетать с молодёжной субкультурой? А как противостоять разлагающему влиянию многих средств массовой информации? Современной рекламы? Современных стереотипов жизни? Которые вступают в непримиримое противоречие с ценностями традиции. Можно ли найти какие-то стыковочные узлы? Или это абсолютные антагонисты: современная молодежная субкультура и традиция России? Вот на всё на это ещё предстоит ответить, но как важно, что молодёжь заявила о своей верности традиции. Она не отреклась от своей субкультуры, но она заявила о верности традиции, а значит, создаётся мировоззренческая основа для дальнейшей работы. Конечно, очень будет зависеть многое от того, а как эта работа будет представлена нашему обществу? А узнают ли о ней люди? А дойдёт ли это всё до наших школ? До наших университетов, институтов? – Верим, что дойдёт! Если сама молодёжь будет осуществлять эту работу. Если говорить очень принципиально на тему молодёжи, то от решения вот той самой проблемы, которую мы сейчас, в этой беседе, обозначили, зависит будущее нашей страны. Россия останется Россией, если она станет современной, развитой державой, мощной и сильной, притом, что она сохранит основные ценности: духовные, нравственные, культурные, что достались ей от предков. А как сочетать одно с другим, вот этим и нужно заниматься, об этом надо думать. На эту тему нужно писать статьи, об этом должна размышлять молодёжь. И прекрасно то, что на 12 – м Всемирном Русском Народном Соборе в первом чтении была принята Молодёжная Доктрина России, которая будет в течение года обсуждаться на многих и многих площадках. И может быть по воле Божьей, с помощью Божьей на следующем Всемирном Русском Народном Соборе будет принята. Мы очень надеемся, что импульс, который дал 12 – й Всемирный Русский народный Собор, не затеряется в наших повседневных хлопотах и заботах, что в результате этого наша молодёжь получит очень мощный духовный и интеллектуальный заряд, способный повлиять на её мировоззрение, а значит повлиять на будущее России».
Так какой же всё-таки напрашивается вывод из всего вышеизложенного? – Без ярких, талантливых, высокохудожественных произведений искусства, без качественного музыкального творчества, трудно будет России сохранить и упрочить свой культурный код. Особенно, если продолжать упорно отрицать такие величайшие достижения мировой культуры как феномен БИТЛЗ, и ничего не делать для популяризации этого в нашей стране. Есть, правда, отдельные священники среди церковных деятелей, которые пытаются приобщить молодежь к вере через их участие в различных массовых, в том числе, в рок – мероприятиях.
Побывал я в одном из таких Приходов, где, как говорили по телевидению, Батюшка бывший рок – музыкант. Впечатление у меня создалось тягостное. Ну, во-первых, по телефону меня с Батюшкой никак не хотели состыковать; во-вторых, в прихрамовых лавках шла бойкая торговля вином и мёдом, - неужели нельзя этим торговать в других местах? Наконец, следует отметить, что послушник меня проводил к каким-то людям, которые слышать ни слышали ни о БИТЛЗ, и, как мне показалось, о серьёзной музыке вообще, и предложили мне посетить какую-то тусовку, от чего я вежливо отказался. Ещё мне было предложено, если я желаю встретиться именно с самим Батюшкой, посетить его богослужение либо в том храме, куда я уже приехал, либо в другом, адрес которого мне указали. Никуда я больше не поехал, потому, что понял, и очень хорошо понял, что имел в виду Пол Маккартни, когда написал знаменитую песню "Eleanor Rigby". Не могу удержаться, и в который раз привожу в качестве иллюстрации оригинальный текст и свой авторский перевод.
ELEANOR RIGBY
Lennon / McCartney
Ah look at all the lonely people!
Ah look at all the lonely people!

Eleanor Rigby picks up the rice in the church, where a wedding has been, lives in a dream,
Waits at the window, wearing the face that she keeps…in a jar by the door who is it for?
All the lonely people, where do they all come from?
All the lonely people, where do they all belong?


Father McKenzie, writing the words of a sermon that no one will hear, no one comes near.
Look at him working, darning his socks in the night when there’s nobody there, what does he care?
All the lonely people, where do they all come from?
All the lonely people, where do they all belong?

Ah look at all the lonely people!
Ah look at all the lonely people!


Eleanor Rigby, died in the church and was buried along with her name, nobody came.
Father McKenzie, wiping the dirt from his hands as he walks from the grave, no one was saved.
All the lonely people, where do they all come from?
All the lonely people, where do they all belong?

ЭЛЕОНОР РИГБИ
Леннон / Маккартни

AA…Сколько в мире одиноких!
AA…Сколько в мире одиноких!


Элеонор Ригби, мечтая о счастье, им хочет наполнить церковный

Приход, тем и живёт,

Ждёт у окошка, а старость коснулась её и с собой заберёт.… Но кто там идёт?

Это снова люди, откуда они взялись?

Сколько их одиноких! Куда от них спастись?

Священник Маккензи проповедь молча готовит: слова до людей не дойдут (напрасный труд).

Зачем -то пытается свет он сквозь ночь пронести, кого - то спасти.

Сколько их одиноких! Откуда они взялись?

Сколько их одиноких! Как им всем спастись?

АА.… Сколько в мире одиноких!
АА.… Сколько в мире одиноких!
 

Элеонор Ригби в церкви одиноко скончалась, но имя её будет жить, людям

Служить.

Священник Маккензи бредёт один с похорон, с рук стирая могильную грязь, Душою томясь:
       
Всех их одиноких, заблудших надо спасти…

Кто все эти люди? Как им покой обрести?

Перевёл Н. Ланд
2 – 4.04.06

В заключении хочу пожелать Полу Маккартни успешного выступления в Киеве, и надеюсь, что у наших начальников хватит ума, чтобы всё-таки пригласить Пола в Россию, если не с концертом, то в качестве официального гостя и человека, который сделал для российского культурного кода не меньше, чем, например, Жак Ширак. А национальная идея придёт, если каждый из нас будет честно и добросовестно жить своей жизнью, своим умом, своим талантом, помня о необходимости участия в совершенствовании окружающего нас мира на основе добра и милосердия.
27.05.08 Н. Ланд


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.