Первое дежурство... Эфиопский Дневник 9

В полвосьмого утра я стоял у подъезда дома на тротуаре. Точно во время подъехал автобус, я вскочил в открытую дверь, здороваясь с уже сидящими в нём докторами. Тот же маршрут – вверх по «Черчилль Роуд». Заехали в «Рашен Хаус», забрали докторов, которые жили там. Потом площадь «Арат Кило» - подобрали и там своих коллег.

Потом стали высаживать их у госпиталей – на работу. У ворот госпиталя «Екатет -12» вышла доктор Татьяна – анестезиолог из Ленинграда, и я. Остальные поехали в «Менелик 2» и другие госпиталя. Татьяна сказала, что теперь, с моим приездом – в этом госпитале мы будем вдвоём – специалисты из СССР. В этот день у неё, как и у меня, начиналось двухсуточное дежурство по экстренной хирургической помощи.

Пошёл в кабинет доктора Сан Ву, в котором в 8 утра должна быть пятиминутка. Закончил своё двухсуточное дежурство доктор Чаба, и Сан Ву проводил пятиминутку стремительно.

- «Были какие-нибудь проблемы на дежурстве?» - спросил он.
- «Проблем не было…Вчера в 8 вечера привезли раненого из Назарета (более 100 километров от Аддиссы). Пулевое ранение в левое подреберье на вылет. Состояние очень тяжёлое, не рискнул его оперировать… Он лежит в палате доктора Гавриила…» - сказал Чаба.
 
- «Доктор Гавриил! У Вас в палате тяжелый больной! Решайте, что будете с ним делать…» - обратился ко мне Сан Ву.
- «Почему его не оперировали вчера вечером?! Сейчас, через 12 часов, разве его состояние без операции могло стать лучше?! Оно ухудшается с каждым часом…» - возмутился я.

- «Теперь Ваше дежурство, вот и решайте все проблемы…» - ответил Сан Ву. Чаба сидел молча, покраснев. Через несколько дней я узнал, что основной профиль доктора Чаба – нейрохирургия. И мне стали понятны его колебания насчёт этой операции. Поняв, что продолжать разговор – это тратить время, я сказал:
- «Тогда я иду решать эти проблемы…» - и ушёл с пятиминутки. Попросил медсестру-эфиопку отвести меня к раненому, а вторую отправил найти доктора Татьяну и привести её к нему. В итоге, мы пришли в палату одновременно. Раненый – худощавый мужчина лет около 30, был в крайне тяжёлом состоянии. Пульс почти не определялся.

Татьяна сказала: «Опасаюсь, что он не выдержит даже наркоз… И до операции дело не дойдёт… Ведь время упущено… Шансов почти нет…»
- «Всё так! Но делать нечего! Надо немедленно начинать…» - ответил я.

Ко мне подошёл высокий, крепко сложенный кубинец доктор Ферро, и предложил:
- «Больной крайне тяжёлый! Хотите, я буду ассистировать Вам на операции? Надо её сделать быстро… Вы один… На такие операции идут в крайнем случае - 2 хирурга… А я – здесь, могу помочь…». Я поблагодарил его.

Уже через несколько минут больной был под наркозом на операционном столе. Оказалось, что пуля пробила печень, желудок, кишечник, оторвала левую почку. Полный живот крови… Работали мы с Ферро в бешенном темпе…

За 45 минут удалось сделать всё необходимое… Немедленно перелили больному большое количество крови. Поднялось артериальное давление, пульс стал лучше. Мы были несказанно рады, что больной перенёс операцию! Его повезли в реанимацию!

Настроение моё и анестезиолога улучшилось. Татьяна даже улыбнулась, вспоминая свои опасения. Но теперь труднейшая задача – выходить больного… Конечно, в одиночку эту операцию пришлось бы делать значительно медленнее, и результат мог быть хуже… Я ещё раз поблагодарил Ферро за помощь…

- «Жаль, что через несколько дней уезжаю домой…» - улыбнулся Ферро. «Это моя последняя операция в этой стране!» - добавил он, отправляясь домой готовиться к отъезду. А для меня это была первая операция здесь…

Дежурство шло стремительно… Операция за операцией… В промежутках между ними – осмотры больных… По ночам, на дежурстве – аппетит хороший, если есть время сесть и поесть… Минуты передышки – бутерброды, захваченные с собой быстро исчезают… Ночью удалось расслабиться и вздремнуть в кресле, в кабинете.

Чувствовал себя достаточно бодро. Сказывалось, что в историях болезни делал конкретные, короткие записи, как считал сам нужным… Каждое моё слово о лечении, обследовании больных сестра записывала в журнал и немедленно выполняла! Облегчало работу чрезвычайно добросовестное и аккуратное отношение эфиопского персонала к делу. К тому же, никто не пытался мне мешать, отвлекать…
 
И так – двое суток подряд… Вот и конец двухсуточного «аврала»! Опять пятиминутка у Сан Ву в кабинете. Он сказал мне: - «А больному с ранением живота стало лучше…Вы - действительно общий хирург… Вам работать здесь можно… ». Я понял, что первая операция была проверкой меня на прочность… Занявшись больными в своих палатах, я только в 4 часа дня поехал домой – отгулов за дежурства здесь нет…


Рецензии
Благородная у Вас профессия, Дорогой Гавриил.
Спасать жизнь людей.
Что может быть выше этого...
Счастья Вам.
С теплом.
Григорий.

Григорий Иосифович Тер-Азарян   20.06.2008 11:51     Заявить о нарушении
Что же делать? Такая профессия... У каждого - своё...
С наилучшими пожеланиями, Гавриил

Гавриил Иваниченко   21.06.2008 00:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.