Свой дом

Когда уже многие поселенцы выстроили жилье: дома и коттеджи, Михаил Михайлович Лукин только приступил к строительству. Шестидесятилетний ветеран труда, вдовец, брошенный детьми, впавший в отчаяние и пьянку, долго не находил в себе сил жить дальше, жить для чего-нибудь. Существуя в своей квартирке, которую он уже не раз обменивал на меньшую, Михал Михалыч пропил все свои сбережения, продал, и пропил бытовую технику и едва не впал в маразм. Невероятным образом он еще удерживался от того, чтобы не стать бомжем, как вдруг, женщина, разносившая пенсии, подбросила ему книжку в мягком зеленом переплете, с обложки которой на него смотрела умными и добрыми глазами сибирская отшельница Анастасия. Делать было нечего, за бутылкой он еще успеет сбегать. Михал Михалыч прилег на диван и раскрыл книжку на первой странице. Прочитав залпом первую, сбегал в магазин за второй книжкой. А на следующий день собутыльники, подсмеиваясь над ним, небрежно бросили:
- Ты что, Михалыч, магазин перепутал спьяну? Гастроном левее!
Откуда им было знать, что творилось на душе у Михалыча, откуда им было знать, что произошел коренной поворот, и в сердце Михалыча загорелась мечта?!
Прикинув, что жертвуя парой поллитровок, он купит сразу три книжки и не очень от этого расстраиваясь, Михалыч купил эти три книжки из серии "Звенящие кедры России" и взахлеб читал весь день, не обращая внимания на стучавшихся в его дверь собутыльников.
К огорчению последних, Михалыч скоро совсем исчез из города и, как мы видим, возник за пятнадцать километров в поселении "Заветы Анастасии".
Поначалу он соорудил небольшую землянку, запас дров и первую зиму кое-как перекантовался, но потом, видя его одинокого в бедственном положении, обустроившиеся соседи по поселку, решили ему помочь построить дом. Пришли к его поместью ввосьмером и сразу и безоговорочно предложили свою помощь. Старик, а он был действительно стариком из-за систематического отравления спиртным, так вот, старик опешил, пробовал отказаться, думая, что возможно с него потом сдерут с процентами, но соседи сразу предупредили, что окажут помощь безвозмездно.
- Михал Михалыч, ну не стыдно тебе в твоей халупе мыкаться посреди наших коттеджов?- сказал пожилой мужчина, державшийся с Михалычем на равных,- Да с нашими возможностями, мы тебе за месяц настоящую виллочку сделаем!
- Да не надо мне виллу, и коттедж не нужно, построить бы хибарку какую, чтобы зимой не мерзнуть!- согласился старик.
И дело пошло. Вскоре привезли материал: лес, гвозди, скобы. Инструмент у каждого был припасен заранее. Михалыч-то из-за пьянки одним только топором располагал.
Поднаторевшие на собственном опыте мужчины соседних поместий, работали ловко и споро. Женщины готовили обед прямо на становище Михалыча, едва успевшего высадить живой забор, да обработать несколько грядок с овощами и картошкой.
С шутками, анекдотами, байками, хохотом до небес работали мужики, подбадривали Михалыча, который что-то часто, поглядывая на то, как споро строится его дом, утирал рукавом глаза.
- Что, глаза от пота ест?- спросил молодой человек, имевший "корочки" столяра.
- Да,- неловко ответил Михаил.
- Так иди ополоснись!- предложил столяр Володька, ловко орудуя топором, сидя на бревне. Он выдалбливал канавку.
- Успеется,- ответил Михалыч, вырубая на бревне пазы.
Вскоре бревно покатили по слегам вверх, где оно упало в пазы на веки вечные.
- Ну вот,- произнес Володька,- будет у тебя, Михалыч, свой дом, женишься, детишками обзаведешься...
- Типун тебе на язык!- прошипел Михаил Михайлович не то сердито, не то растроганно,- какие детишки в моем-то возрасте? Мне ведь почитай уже за...
- Сто!- воскликнул Володька, подзадоривая старика.
- Шестьдесят!
- Утю-тю-лю-лю! Да в такие годы самое то детей делать! Я где-то читал, что на старости лет гены созревают и дети рождаются талантливыми!
- Да ты сам-то сначала созрей, а потом меня учить будешь!- заворчал Михалыч.
Закатили еще бревно, получилась стена, и сердце старика забилось с невыносимой радостью. Михалыч вдруг заплакал, да так, что чуть не зарыдал.
- Ну-ну,- похлопал его по плечу старший,- вот построим дом, тогда и плач на здоровье.
Но Михалыч не в силах был удержать в груди слезы.
- Сын пишет из колонии, что осталось ему отбывать полгода, но ко мне не вернется, стеснять не хочет...!
- Брехня!- сказал плотник Степка,- когда построим дом, снимем его на фото и пошлем твоему сыну! Стеснять не хочет, вот дает! Тут пятистенок корячится! Хоть все семейство перевози!
Когда дом построили и Михал Михалыч с трепетом внес в него котенка, одна мысль не давала старику покоя: "Господи, за что ты меня наградил? что я такого хорошего в жизни сделал? Нет, я ничего не сделал. Это она, Анастасия сделала! Она дала всем людям мечту, а вместе с ней надежду! Она способна изменять карму, но если это так, то она - богиня.
Вот мой дом, в нем русская печь, и скамейка, и стол, и кровать... Господи, как хорошо же здесь! Родные стены, какое тепло от них исходит! Мой дом! Новый дом!
- Михалыч, принимай гостей!- крикнул с улицы столяр Володя.
- Да ну, какие еще гости?- проворчал Михалыч. Он обернулся и вдруг увидел перед собой ту самую женщину, что разносила пенсии и подкинула ему, потерянному, книжку об Анастасии.
- Ба, Анюта, да ты никак пенсию привезла!- Михаил опешил так, что не знал что сказать.
- Нет, Миша, я не пенсию тебе, а нечто большее привезла.
Михаил смотрел в ее теплые глаза и от неожиданной догадки сел на скамейку и даже забыл предложить сесть гостье.
- Ты ведь знаешь, Миша, я давно к тебе приглядывалась, даже когда запил ты, все равно надежды не оставляла, что встанешь ты на ноги, расправишь крылья орлиные...
- Да какие уж тут, орлиные, на ворону и то не тяну...
- Не перебивай, Миша,- строго сказала Аня, теребя пальцами косынку.- Я все думала, все искала, как тебе помочь и вдруг... увидела у подружки книжку об Анастасии, вот и оставила у тебя, в надежде, что уж кто-кто, а богиня лесная тебя образумит! Потом узнала я, где ты и чем занимаешься, сразу навязываться не стала, а подождала, пока сам ты захочешь перемен в жизни.
Михалыч слушал женщину, а из глаз его скатывались одна за другой слезы радости и умиления. Он наконец встал, подошел к Ане и с почтением поцеловал руку.
- Милая Анюта, ну зачем я тебе нужен, ведь у меня ничего нет. Что я могу тебе дать взамен на твою любовь?
- Не говори так, Миша!- пылко воскликнула женщина.- Все необходимое у нас есть, а чего нет - вместе наживем! Ты только скажи, я завтра же сюда мебель перевезу и насаждения из сада! А, Миша?
- Стар я уже для семейной жизни, Анюта, все свое здоровье я пропил,- неловко ответил Михалыч, виновато опуская глаза.
- Да это ж пустяки! Поешь овощей и ягод чистых, плодов настоящих, трав попьешь лечебных, и вернутся к тебе силы!
Аня говорила с такой пылкостью, с такой убежденностью, что Михалыч просто не мог не поверить ей.
- Ты веришь в меня, Аня? Веришь, что я смогу стать другим? Стать лучше?
В ответ женщина просто прижалась грудью к груди Михалыча и медленно, словно впервые, обняла его за шею. Тут откуда не возьмись, в дверях появился Володька и гаркнул на все поместье:
- Будет свадьба!
И тут все, кто был во дворе, загорланили:- Горько! Горько!
- Меньше пить надо!- огрызнулся смущенный Михалыч. Потом, видя, как наливается краской лицо женщины, обхватил ее руками и от всей души поцеловал. Потом крикнул, обернувшись к окну:
- Свадьба будет по методу Горбачева-Лигачева - я завязал!


Рецензии