***

ОБЖ--- ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ!!!
 Радио и телевидение ежедневно сообщает нам о природных катаклизмах, техногенных и транспортных катастрофах, террористических актах, похищении людей и многом другом, где гибнут сотни, тысячи, десятки тысяч людей. Никто не знает, что ждёт нас завтра. Нет гарантии, что каждый из нас не станет " героем" таких страшных новостей. Вероятно, что многие задают себе вопрос: А что бы я стал делать в какой-нибудь критической ситуации? И часто не находят ответа, чувствуют растерянность, потому что не представляют что делать в той или иной ситуации, потому что никто не научил!
Школьный предмет ОБЖ (Основы Безопасной Жизнедеятельности) ввели давно в программу, но какова эффективность этого предмета? Опять формалистика? Задумка была хорошая, этот предмет действительно нужен в наше время и он должен стать главным, потому что важнее всего сохранить жизнь, а потом уже понадобятся физика, математика, литература и т.п. К сожалению, практика показала, что этот предмет не работает. Начнём с того, что у нас нет специалистов по ОБЖ. Есть учителя всех школьных предметов, причём они заканчивали специальный факультет и проходили практику прежде, чем получить диплом. Но почему же нет учителей по самому главному предмету? Или жизнь человека перестала быть ценностью? ОБЖ ведут все, кому не лень и кто и во что горазд. Чаще всего ОБЖ дают в «нагрузку» классным руководителям, которые используют это время как классный час или дополнительное к своему предмету. Иногда ОБЖ ведут учителя, у которых небольшая нагрузка, чтобы подработать. Бывает, что ОБЖ преподают бывшие военные в отставке, но и этот вариант не лучше, ну может чуть лучше. ОБЖ должен научить ребёнка жить и выживать в любых условиях, значит учить надо так, чтобы полученные навыки были на автомате, чтобы не было страха в любой ситуации. Именно страх убивает чаще, чем реальность .А порой люди просто не знают элементарных вещей, например как правильно надеть спасательный жилет. При аварии теплохода "Адмирал Нахимов" погибло много людей. Они плавали в спасательных жилетах вниз головой. Понятно, что научить это не простая задача, но решаемая при желании.
Так как же надо преподавать ОБЖ и кто должен преподавать?
Необходимо открыть специальные факультеты по подготовке учителей ОБЖ, но не в педагогических институтах, а в военных училищах или училищах МЧС. Принимать туда ребят, отслуживших срочную службу, другими словами понюхавших порох. Это обязательное условие. И чтобы ни говорили про армию, но она закаляет молодых. Обучение в высшем училище так же 5 лет, как и в других ВУЗах. Основными предметами должны быть ОБЖ, психология, философия и военно-физическая подготовка. По сути это будут офицеры запаса. Дипломированный учитель ОБЖ должен иметь особый статус в учебном заведении, куда придёт работать, занимать пост зам. директора. и отвечать за Гражданскую Оборону. Зарплата должна состоять из 2-х частей: учительская и офицерская со всеми льготами, как в армии. И ходить он должен в военной форме. Кстати, женский учительский коллектив пополнится мужчинами, да ещё какими! В школе не хватает мужчин педагогов. Ежегодно учителя ОБЖ должны проходить переподготовку на военных сборах в течение месяца, где они будут получать новые знания, и овладевать практическими навыками. По всей стране учителя ОБЖ будут составлять дополнительный резерв армии, готовые в любой момент защитить Родину. Так же как в армии им будут присваиваться очередные офицерские звания.
А вот составление программы нельзя отдавать на откуп чиновником, которые пропустят любую никчёмную, лишь бы нагреть руки. Это дело государственной важности. Каждый отдельный параграф надо собирать из конкурсных статей на эту тему. Программа должна быть составлена от первого класса до одиннадцатого с обязательной преемственностью и последовательностью, ну а учебники должны быть чёткими и без "воды". К каждому параграфу нужны практические задания. Мы не можем себе представить математику , физику, химию и др. предметы без задач и упражнений, а ОБЖ тем более надо снабдить заданиями ( можно использовать примеры из реальных событий, катастроф и т.п.). И заданий надо очень много, чтобы научить принимать решения самостоятельно. На уроках надо разбирать самые свежие события, происходящие в мире, разбирать ошибки, вместе с учителем искать пути выхода из различных ситуаций. Нужны учебные фильмы, наглядные пособия, тренажёры, компьютерные игры на различные темы учебника. Дети любят компьютерные игры, и они могут сослужить отличную службу в обучении. Кстати, компьютерные игры можно сделать по всем предметам, только подойти творчески. Например, по истории. Там огромное количество войн и битв, и, если сделать компьютерные игры, то дети будут лучше знать события и героев. Такой подход усилит патриотическое воспитание.
К каждому учебнику ОБЖ должно быть методическое пособие с детальной разработкой каждого урока, чтобы учитель эффективнее мог использовать время для подготовки к урокам. Кто работал преподавателем, тот хорошо знает, сколько времени надо на подготовку качественного урока, а все уроки должны быть именно высококачественные. Экзамен на выживание будет принимать сама Жизнь!
ОБЖ должно быть 2 раза в неделю. В конце учебного года необходимы экзамены по ОБЖ, состоящие из 2-х частей: теория и проверка практических навыков: .в населённой местности и в условиях дикой природы. Поэтому, ежегодно, школьники должны ходить в походы и не просто для отдыха, а для отработки навыков в соответствии со школьной программой. Например, уже после первого класса не должно быть ни одного школьника не умеющего плавать. Очень важно научить детей оказывать первую медицинскую помощь, делать уколы.
По ОБЖ необходимо проводить олимпиады так же, как и по другим предметам на всех уровнях. Вместо развлекательных "Зарниц" проводить День ОБЖ, где опять же будут проверяться полученные на уроках знания. Очень важно, чтобы эти Дни ОБЖ были едиными по всей стране и разработаны до мелочей специалистами, а не каждым учителем в отдельности в зависимости от его фантазии. Для каждой опасной ситуации (наводнение, снежная лавина, захват заложников и т. п.) должен быть разработан свой шаблон, чтобы работникам МЧС легче было спасать людей, прогнозируя их действия.
В старших классах очень важно научить ребят владеть оружием, разбираться в различных его видах. Опять же могут помочь компьютерные игры. Не плохо научить детей приёмам самообороны и постоянно их оттачивать.
Конечно, работа предстоит большая, но игра стоит свеч! Нет ничего дороже жизни человека!


Рецензии