Интервью Михаила Хлебородова

Фильм «Параграф 78» вызвал весьма неоднозначную реакцию как у критиков, так и у зрителей. Многие приняли картину с восторгом, но нашлись и такие, кто разгромил ее в пух и прах. Но как бы каждый из нас ни относился к «Параграфу», одного у этого фильма не отнять. Он является своеобразной вехой в истории российского жанрового кино. Ведь фактически это – первый полновесный фантастический боевик, снятый в нашей стране.
Можно сколь угодно долго рассуждать о фильме, но кто сделает это лучше, чем его создатель? Слово Михаилу Хлебородову.

- Михаил, как возникла идея снять фильм «Параграф 78»? Почему за основу был взят именно этот сюжет?

- Дело в том, что я с самого начала являлся одним из авторов этого сюжета. Мы с Иваном Охлобыстиным придумали его еще в 1991 году. Идея поставить на его основе полнометражный фильм пришла тогда же. Но на тот момент многое мешало ее реализовать. В первую очередь – отсутствие в России надлежащей материально-технической базы. Да и слишком молоды мы были тогда, чтобы замахиваться на подобный проект. Спустя много лет, когда в стране, наконец, появилась нужная инфраструктура, я написал базовый вариант сценария. Чем все закончилось, вы уже знаете. Хотя, на самом деле еще не закончилось, ведь я готовлю зрителю еще один сюрприз, но об этом позже.

- Каким вы видите будущее фантастического кино в наших широтах? Возможно ли, на ваш взгляд, появление в России картин, подобных «Звездным войнам» или «Терминатору»?

- Все зависит от людей, которые вкладывают деньги в кинопроизводство. А лично я готов приложить максимальные усилия для того, чтобы жанр развивался и крепчал. В настоящее время у меня есть семнадцать оригинальных идей для новых картин. И десять из них – фантастические. Вообще, в мои планы входит основать собственную кинокомпанию, которая занималась бы производством исключительно жанровых фильмов. Это будет качественно новое для России кино международного класса. Первым шагом уже стал «Параграф 78». Какие бы едкие слова ни звучали в адрес этого фильма, он собрал в прокате девять миллионов долларов. И это – не считая продаж DVD. Скоро лента выйдет в зарубежный прокат, а еще через некоторое время на дисках появится режиссерская версия – тот самый сюрприз, о котором я упоминал. В ней вы увидите сцены, не вошедшие в прокатный вариант фильма.

- Как проходил подбор актеров для «Параграфа»? Был кастинг на все роли, или некоторые из них были написаны под конкретных людей?

- Кастинг проходили все актеры, кроме Гоши Куценко и Юсупа Бахшиева. Роли Гудвина и Доктора были написаны специально для них. Певицу Славу (Анастасию Слоневскую) пригласил в картину я сам, но и ей пришлось пройти пробы. Кстати, многие люди, которые знают о том, что Слава – эстрадная певица, негативно отнеслись к ее появлению в фильме. А у тех, кто кто не знает о ее певческой деятельности, игра Слоневской раздражения не вызвала.
Да, я хотел бы сказать, что актерской игрой в «Параграфе», в отличие от всего остального, я доволен лишь на 50%. На мой взгляд, российские актеры еще не до конца готовы играть в жанровом кино, особенно фантастическом. Ведь фантастика по сути своей – то, чего не может быть, то, во что невозможно поверить. А правдоподобной фантастическую историю, рассказанную языком кино, делает именно игра актеров. И опыта такой работы нашим пока не хватает.

- На любой съемочной площадке всегда происходит масса забавных эпизодов, рождаются шутки, понятные только участникам процесса. Не могли бы вы поведать о чем-то подобном, связанном со съемками «Параграфа 78»? Или, быть может, во время съемок возникла какая-нибудь чрезвычайная, опасная ситуация?

- Конечно, шуток и смешных эпизодов было очень много, но сейчас они, к сожалению, стерлись из памяти. К тому же, все это кажется смешным лишь в процессе работы над фильмом, а потом смысл как-то теряется. А опасный момент был только один – когда мы снимали сцену схватки Гудвина и Скифа, Гоша Куценко немного перестарался, в результате чего Владимир Вдовиченков довольно сильно пострадал – ему даже были наложены швы. Разумеется, съемки пришлось приостановить.

- Как вы проводите свой досуг?

- Честно сказать, я уже и не вспомню, когда он в последний раз у меня был. Мне катастрофически не хватает свободного времени, и за последние три года я совершенно разучился отдыхать. Вот и сейчас с этим проблема. Нужно срочно запускать в работу новый сценарий, так что о досуге я пока даже не помышляю.

- Практически одновременно с выходом вашего фильма, в продаже появилась компьютерная игра «Параграф 78». Вы принимали участие в ее создании?

- Нет, я сделал только тот «Параграф», что шел в кинотеатрах.

Напоследок Михаил Хлебородов пожелал российскому кино побольше зрителей и побольше внимания от государства. А также призвал самих кинематографистов поуважительнее относиться к своему делу. Своевременная рекомендация, если учесть, какого качества фильмы снимаются в последнее время в России («Побег», «Меченосец», «Волкодав» и т. д.).


Рецензии